Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 3

Тема урока. Стили и направления в искусстве. Романтизм. Слушание музыки. И. Штраус. "Полька пиццикато".

Основные составляющие мелодии (мотив, фраза, предложение). Разучивание песни П. Майбороды "Моя тропинка"

 

Цель урока: закрепить с учащимися понятия „стиль” и его виды на музыкальных примерах, и составляющие мелодии; развивать вокально-хоровые навыки, и музыкальную память; воспитывать интерес к музыке зарубежных композиторов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица с составляющими мелодии, магнитофон, фортепиано, портреты П. Майбороды, И. Штрауса.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

 

image246

 

2. Объявление темы и цели урока.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Дети, вы знаете, что урок музыки связан с песней. А чтобы была песня, нужны мелодия и текст.

- Что такое мелодия?

Мелодия - это художественно осмысленная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом соотношении.

С младших классов вы помните, что музыкальное произведение (песня) делится на фразы и предложения. А еще есть небольшие, но относительно самостоятельные частицы, в которых вокруг сильного звука группируются несколько более слабых - это мотив. Объединившись, 2-3 мотивы образуют широкую построение - фразу.

Из нескольких фраз складывается предложение.

Вот взгляните на отрывок песни и найдите в нем эти составляющие.

 

image247

2.

 

image248

2.

 

Просольфеджуємо эти упражнения.

 

III. Сегодня мы изучим с вами песню известного уже вам украинского композитора Платона Майбороды. Его творческая деятельность началась на рубеже 40-50-х годов XX ст. (род. в 1918 p.). В течение 30 лет написал свыше 100 песен на разную тематику.

«Песни композитора, - писал музыковед М. Гордейчук, - ценный вклад в украинскую культуру. И ценность заключается не только в высокой идейности, но и в ярко индивидуальном музыкальном стиле».

Много песен П. Майборода положил на стихи А. Малышко. Это: „Пісня про вчительку”, „Родная мать моя”, „Мы пойдем, где травы наклонные”. Последнее совместное произведение композитора и А. Малышка - песня „Моя тропинка”. Слова поэт написал в больнице, в феврале 1970 г. Музыки ему так и не пришлось услышать. И творческое содружество этих двух художников достойна подражания.

 

А. Малышко

Плато ну Майбороде

Мы подружились, к труду желающие.

Мы побратались в добром деле,

Как мы пели осенней ночи -

Карии глаза и рученьки белые.

 

Хорошо, что сердце нет заблуждения,

Хорошо, что наши дороги кипучие,

Пусть над тобой те белые каштаны

Вечно цветут, как дніпровськії кручи.

 

2. Художественный показ песни „Моя тропинка”.

 

Моя тропинка

Слова А. Малышко

Музыка П. Майбороды

 

 

Дождями пошлины, перемытая,

Снегами снесена в даль,

Между круглых подсолнухов с лета

Мой ревностный боль и ревностный сожалению.

Между круглых подсолнухов с лета

Мой ревностный боль, мой ревностный боль

И ревностный сожалению.

Где ты, моя стежино,

Где ты, моя стежино?

Между крутых подсолнухов с лета

Мой ревностный боль, мой ревностный боль

И ревностный сожалению.

 

Моя надієчко, я знаю,

Мой крик жизни на целый мир,

Та тропинка в родном крае

Одним одна у ворот.

Та тропинка в родном крае

Одним одна, одним одна

Возле ворот.

Где ты, моя стежино,

Где ты, моя стежино?

Та тропинка в родном крае

Одним одна, одним одна

Возле ворот.

 

Кстати, эта песня прозвучала в художественном кинофильме „Абитуриентка”, в котором речь идет о стюардессе, которая готовилась поступать в вуз, и когда самолет захватили террористы, она грудью закрыла кабину пилотов, чтобы спасти пассажиров самолета. Ее убили ... На родную тропинку она не вернулась.

3. Распевки.

4. Разучиваю песню по фразам, но дети сами должны определить мотив, фразу и предложения по нотным текстом песни.

- Кто наспіває мотив?

 

IV. Слушание музыки.

Мы дальше продолжаем знакомство с музыкальными стилями, в частности с романтизмом. Романтизм - метод идеализированного отражение жизни, в котором преобладает личное отношение художника к действительности (мечтательность, героика, близость к идеалу).

В каждой стране романтизм имел свои особенности, свою сферу проявления. В немецкой и австрийской музыке он вызвал расцвет песни - самого лирического музыкального жанра, который соединил поэзию и музыку в единое целое. Романтические песни Шуберта, Шумана, Брамса - золотой фонд песенного искусства. В Польше - мазурки, баллады Шопена, польки Б. Сметаны, в России - песни, романсы Глинки и Алябьева на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Лермонтова и др.

Иоганн Штраус - австрийский композитор, родился в 1825 г. в Вене в семье известного в то время композитора. Штрауса. В XIX в. было два Иоганны Штраусы - отец и сын, оба писали музыку, которая исполняется и в наше время. Время и история выдвинули на передний план творчество Иоганна Штрауса-сына. Польку-пиццикато, которую мы сегодня послушаем, озаренную ощущением полноты и радости жизни, мог написать только человек, который себя чувствовала счастливой и И. Штраус жил жизнью счастливого человека не потому, что не испытал горестей и страданий, а потому, что был романтиком, все воспринимал оптимистично, видя во всем только лучше. Поэтому его музыкальное творчество легкая, лишена мук и кризисов. Он творил музыку повсюду: и дома, и в карете, записывая мелодию клочках бумаги, белье и т. д.

2. Сейчас вы послушаете „Польку-пиццикато”. Во время ее выполнения все музыканты - скрипачи, альтисты, виолончелисты - ни разу не берут в руки смычок, а звук добывают щипком. Пиццикато - это штрих в музыке.

3. Слушание музыки и ее характеристика.

- Восхищает вас эта музыка?

- Дарит вам радость?

- Можно ли назвать ее современной?

 

V. Итог урока.