Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Если в первой половине XX в. доминирующим видом деятельности социологов во многих странах были прикладные социологические исследования, то в 60 - 80-х гг. в Западной Европе и отчасти в США все больше социологов стало интересоваться разработкой проблем самой социологической теорії. связанных с процессом интеграции различных направлений в социологии, которые отличались друг от друга специфическим подходом к анализу объекта и предмета социологии, понимание метода социологии как науки.

В самом широком смысле слова под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в пределах произведенной ею самой исследовательских традиций. В более узком смысле школа в социологии - это исследовательская группа с общими традициями и соответствующей институциональной форме. Так, например, во всем мире известная Чикагская школа эмпирической социологии, которая сформировалась на базе первого в мире социологического факультета Чикагскому университету и представляла собой специфический подразделение с довольно быстро сложившимися традициями исследовательской деятельности и большим влиянием на деятельность социологов всей страны, а впоследствии и всего мира.

Направления объединяют социологов, которые занимаются разработкой идентичной проблематике, или имеют общую мировоззренческую направленность. К ним можно отнести, например, функционализм, позитивизм, символический интеракционизм, структурализм, етнометодологію и др. Все они выступают как парадигмальные альтернативы, и одновременно, является продуктом оперативного взаимодействия (как между собой, так и с различными пограничными и обществоведческими людинознавчими дисциплинами).

Попытаемся обрисовать в общих чертах некоторые из наиболее влиятельных современных социологических школ и направлений.

 

3.1. Эмпирическая социология

 

Эмпирическая социология, которая возникла в рамках западной социологии в XX в., сформировала в своем русле два основных течения - академическую и прикладную. Задача первой усматривается в создании систем научного знания о отдельные области и явления общественной жизни (например, социология труда, социология города, социология средств массовой коммуникации и т. д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных социологических исследований. Задача второй - организация, нацеленных на решение четко определенных практических задач и непосредственно связанных с выполнением функций социальной инженерии, исследований.

Исторические корни эмпирической социологии находим в ранних эмпирических исследованиях XIX в. социального и нравственного здоровья (Е. Чадуік, Л. Віллерне, Г. Вирхо, Дж. Кей-Шаттлуор, А. Герри, А. Вагнер и др.). С 1920 по 1950 год эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии.

Начало этому процессу положили представители Чіказької школы (Г. Парк, Э. Берджесс, В. Томас, А. Смолл и др.). Занимая доминирующее положение в американской социологии в 20 - 40-х гг., Чикагская школа осуществила значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии.

Основными отличительными чертами Чіказької школы были:

органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями;

выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы;

широта теоретической ориентации;

сочетание различных подходов и методов, среди которых не было ярко выраженных.

Первой работой Чіказької школы в области эмпирической социологии была книга В. Томаса и Ф. Знанецького "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918 - 1920 гг.). В ней изложены и апробированы на практике основные идеи социологической теории Томаса, ядро которой - понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента:

объективные условия (социальные нормы и ценности);

установки индивида и группы;

определение ситуации действующим лицом.

Главное внимание в натоящей работе уделено анализу соответствия последних двух элементов. Если "определение ситуации" не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, которая порождает многочисленные болезни современного общества. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормы, законы, ценности. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособленность к группе, о степени конформности индивида. Исходя из этого, Томас и Знанецький разработали следующую типологию личностей по характеру их приспособленности к социальному окружению:

мещанский тип (для него характерны традиционные установки и стереотипы);

богемный (нестойкие и слабо связанные между собой установки);

творческий (логически взаимосвязаны между собой установки и творческие потенции, которые обусловливают оптимальное определение ситуации).

Томас утверждал, что развитие общественной жизни и культуры определяется творческими личностями, способными к экономических, политических и технологических инноваций. В развитии техники социологического исследования большую роль сыграло использование Томасом и Знанецьким личных документов (біограм). их труд знаменовала переход американской, а затем и европейской социологии эмпирических исследований.

Одним из основателей Чіказької школы считают автора "классической" социально-экологической теории Роберта Е. Парка. Социальная эволюция, по Парку, проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих уклады: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному укладу усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические и, наконец, моральные) и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия"', в действие вступает формула "общество как взаимодействие". Миграция как коллективное поведение образует, по Парку, экологический уклад общества. Экономический, политический и культурный уклады в совокупности образуют "организацию контроля" с помощью экономических законов, прав, обычаев, одним словом - "согласие". Основные положения социально-экономической теории изложены Г. Парком в учебнике "Введение в науку об обществе" (1921 г.), написанном им в соавторстве с Е. Берджесом.

Используя социально-экономическую теорию при изучении локальных сообществ в рамках городского агломерата, Е. Берджес в начале 20-х гг. выдвинул гипотезу о существовании "концентрических зон". Для определения таких "зон" в эмпирическом исследовании им был использован метод картографирования. Поскольку каждая "зона" принадлежала определенной социальной группе, то, исследуя жизнедеятельность отдельных социальных групп в городе Чикаго и их взаимосвязь между собой, Е. Берджес сумел выделить 75 таких "зон". При анализе "концентрических зон" и локальных сообществ осуществлялось інтерв'юрування респондентов, включение наблюдения, привлекались различные документы, была составлена "Карта социальных исследований в г. Чикаго".

По результатам эмпирических исследований, Е. Берджес пришел к выводу, что с изменением соотношения сил между социальными группами происходит перераспределение городской территории. Образование новых социально-экономических общностей вызвало необходимость утверждения новых норм взаимоотношений между людьми.

Социально-экологическая теория Парка-Берджеса сыграла значительную роль в исследованиях Чіказької школы и повлияла на дальнейшее развитие как экологического теоретизирования, так и связанной с ним эмпирической практики. Влияние Чіказької школы на развитие эмпирической социологии чувствовался на протяжении 30-40-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардского и Колумбийского университетов.

Ведущее положение Колумбийского университета в период 40 - 50-х гг. в значительной степени определялось развитием в эмпирической социологии академической ветви, представители которой стремились найти и сформулировать универсальные, независимые от места и времени закономерности поведения людей в социальной организации. Существенным было и то обстоятельство, что в этом университете в 40-х гг. активно занимался прикладными социологическими исследованиями Г. Мертон. Его деятельность на посту содиректора университетского Бюро прикладных исследований во многом способствовала повышению авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой "единство теории и метода" в рамках американской социологии.

Методологию эмпирических социологических исследований активно разрабатывал соратник Мертона Поль Лазарефельд. Последний считал, что методология есть прежде всего деятельность, связанная с критическим анализом и оценкой методов и процедур социологического исследования, выявлением сущности и значения понятий, используемых определением научного содержания социологических теорий. Основным принципом истинности научного знания выступает принцип верификации. Большое внимание уделял Лазарсфельд разработке и основам применения количественных методов в социологических исследованиях. Как наиболее эффективный он выделял метод шкалування, считая основной задачей эмпирической социологии поиск все более изощренной техники разработки шкал и их комбинирования во все более сложные взаимозависимости. Лазарсфельд впервые ввел в методику социологических исследований ряд новых методов - панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 г. в США, а также разработал логические и математические основания латентно-структурного анализа.

Благодаря Лазарсфельду в эмпирической социологии в 50-е гг. достаточно четко оформилась тенденция к образованию математической социологии, в рамках которой разрабатывались принципы измерения установки индивида методами шкалування (Б. Грей), основные компоненты шкального анализа (Л. Гуттман), стратегия построения моделей в социальных науках (Г. Саймон), теория социального моделирования (Г. Карлсона). Под влиянием этих исследований математическая социология развивается в Западной Европе, в частности Г. Будоном - французским социологом, профессором в Сорбонне и Женевском университете, руководителем Центра социологических исследований Национального центра научных исследований. В области методологии Г. Будоном рассматриваются возможности и способы формализации эмпирических данных, построения статистически репрезентативных, математически точных моделей.

Значительный вклад в развитие эмпирической социологии внесли социологи Гарвардского университета. Здесь усилиями профессора Е. Мэйо и его коллег разрабатывалась индустриальная социология и доктрина человеческих отношений, а также социология управления. Изучая в Вестерн Электрик Компани около Чикаго (знаменитые "Хоторнські эксперименты") влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленных предприятиях, Мэйо показал особую роль человеческого и группового фактора. В основу своей концепции Мэйо заложил такие три момента:

взгляд на человека как на социальный организм, ориентированное и включенное в контекст группового поведения;

несовместимость человеческой природы с конкретной иерархией подчиненности в бюрократической организации;

руководители организации должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на производство продукции.

Такой подход, по Мейо, обеспечивает социальную удовлетворенность человека своим непосредственным трудом и в конечном счете - социальную стабильность общества. Трудами Мэйо и его коллег был заложен теоретический фундамент современного менеджменте - новой отрасли технико - организационных и социальных аспектов управления производством, которая получила интенсивное развитие как в американской, так и в европейской эмпирической социологии.

Под влиянием американской социологии (на примере структурно-функциональных подходов к социальной реальности) в 60-70-е гг. активно формировалась немецкая социологическая школа со многими отраслевыми соціологіями. Одним из ее основателей стал Г. Кениг, издатель "Кельнского журнала по социологии и социальной психологии" (с 1949 г.), словарей по социологии и руководств из эмпирических социологических исследований. Его коллега X. Шельський в 1966 г. организовал в Білефельде университет с кафедрой социологии, который стал ныне самым крупным социологическим центром в Германии. В 80 - 90-е гг. сферой особого и постоянного интереса в немецкой эмпирической социологии становится развитие социологии труда, а в ее пределах - индустриальной социологии (Ф. Адлер, Г. Бернард, Ф. Мюллер, Г. Штольберг и др.).

Эмпирические социологические исследования в Украине и в странах СНГ имеют свою историю. Особое место занимает в ней период 20-х гг., когда эмпирические исследования были связаны с решением задач перестройки всего уклада миллионов людей. Социальные проблемы города и деревни, рабочих, крестьян и интеллигенции, труда и быта разрабатывались С. Струміліним, В. Ольшанским, Л. Паперним и др. Некоторые из этих исследований послужили основой для организации и проведения в 60 - 70-х гг. сравнительных эмпирических социологических исследований. Активно разрабатывались также проблемы образа жизни, социальных ценностей, рационального использования свободного времени и др. Украинские социологи получили определенные результаты в совершенствовании методики и техники эмпирических исследований, в развитии отраслевых социологических теорий на основе эмпирических исследований в сфере производства и образования, науки и искусства, о чем свидетельствует издание "Социологического справочника" (К., 1990) под ред. проф. В. И. Воловича.

С начала 90-х гг. украинские социологи сосредоточили свое внимание на изучении социологических проблем, связанных с трансформацией современного украинского общества. Координирующими центрами общетеоретических, прикладных и эмпирических исследований становится Институт социологии НАН Украины, Украинский Институт социальных исследований "Социс - Qallup", социологический факультет Харьковского и психолого-социологический факультет Киевского университетов и другие социологические учреждения.