Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ 3.

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ (РОССИЙСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

 

3.1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

 

Социальные условия, сложившиеся в России в последней трети XIX века привели к необходимости более оживленного развития отечественной науки. Именно в этот период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе и, главное, - с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, стала формироваться русская психология. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры (особенно Франции, Германии, Италии, Швейцарии), она всегда отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, ее принадлежности не только к Европе, но и в Азии.

К уже общеизвестных имен, связанных с психологией: Г. В. Ломоносов, К. Д. Кавелин, И. М. Сеченов, B. C. Соловьев, О. М. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, М. О. Добролюбов, М. Г. Чернышевский, И. П. Павлов, М. О. Бердяев, O. A. Веселовский и много других представителей двух веков (XVIII, XIX), предлагается добавить еще несколько персоналий, которые внесли свою скромную, но важную лепту в развитие науки на рубеже ХІХ-ХХ столетий.

ДАНИЛЕВСКИЙ М. Я. (1822-1885рр.) Родился в с. Оберце Орловской губернии; умер в Тбилиси. Российский публицист, социолог, психолог и натуралист; идеолог панславизма.

В основе социологической, социально-психологической доктрины лежала идея олицетворенных локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), взаимоотношения которых описываются Данилевским с помощью біологізаторських построений: подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом и с внешней средой. Так же, как и биологические виды, они проходят естественно определенные стадии возмужания и неминуемой гибели. Данилевский выделяет четыре разряды их исторического самопрояву: религиозный, культурный, социально-экономический и политический.

Идеи ученого повлияли на культурологию и психологию Леонтьева и в большой мере предусмотрели аналогичные научные построения Шпенглера.

ВАГНЕР В. О. (1849-1934 pp.). Российский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии, автор книг: "Биологические основания сравнительной психологии" (1910-1913 гг.) и "Возникновение и развитие психологических способностей" (1924-1929 гг.). Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных (биологический метод). Проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу об изменчивости инстинктов.

ГРОТ М. Я. (1852-1899 гг.). Российский психолог и философ. В 1975 г. окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Два года стажировался в Германии. С 1877 года преподавал в Историко-филологическом институте в г. Нежин. Магистерская диссертация - "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (1877); докторская - " К реформе логики" (1882). С 1883 - профессор Московского университета. Дружил и сотрудничал с B.C. Соловьевым, Лопатиным, Трубецким, Л. Толстым.

Основные работы:

"К вопросу о свободе воли" (1884); " Основания экспериментальной психологии" (1895).

В первый период творчества находился в кругу идей позитивизма с акцентом на организм Спенсера. Абсолютизировал научные знание как достоверное, опытным путем добытое. В психологии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма. Ощущения (удовольствие и страдание) понимал как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между потерей веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешней средой. В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова. Познания трактовал как совокупность "психических оборотов": оно начинается с внешних впечатлений, "переходит" во внутренние психические движения, вызывает волевые стремления и заканчивается внешними движениями. Мыслительные процессы при этом есть ассоциации существенных образов, но не "механическими и "органическими" (цель интеграции - дифференциации образов).

ЛОПАТИН Л. М. (1855-1920 гг.). Родился и умер в Москве. Философ - идеалист и психолог. Редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1894 г.). Председатель Московского психологического общества (с 1899 г.). Вслед за В. Соловьевым выступал с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма как односторонних направлений, которым противопоставлял развитый им так назван конкретный спиритуализм. Лопатин - сторонник метода самонаблюдения (интроспекции); единство психических функций он объяснял наличием души как понадчасової субстанции (монады).

Основу морального поведения составляет свободная воля подчиняется закону творческой причинности.

ВВЕДЕНСКИЙ А. И. (1856-1925 гг.). Российский логик, психолог, философ. Окончил Петербургский университет и остался там на преподавательской работе. С 1890 года - профессор этого же университета. Им написано множество научных трудов. Среди них: " Логика как часть теории познания" (1909 г).; "Психология без всякой метафизики" (1914 г.); "О пределах и признаках одушевления" (1892 г.). Отвергал экспериментальный подход к анализу душевной жизни.

Все наше знание, считал ученый, представляет собой степень самопознания человека. Следовательно, любые данные исследования, полученные наукой, требуют философского анализа, якийпереходить от отдельных суждений (они не приводятся из опыта и не носят характера врожденных). Анализ нашей познавательной способности показывает, что наличие общих синтетических суждений в познании (как его условие) предполагает признание исходных априорных форм, промислених до исследования.

РОССОЛИМО Г. И. (1860-1928 гг.). Русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особен-ности внимание, восприимчивость, воля, запоминание, воображение. На основе количественной выраженности этих психических процессов, их силы строился психологический профиль личности.

НЄСМЄЛОВ В. И. (1863-1973 гг.). Российский ученый. Профессор Казанской Духовной академии. Репрессирован в 1932 г. Из ряда его работ выделяется психологическая работа "Наука о человеке" (1906 г.).

Нєсмєлов утверждал, что его мировоззрение построен на фактах, а не на понятиях. Он строит свою систему, исходя из внутреннего опыта, или самосознания человека. Главной задачей православной антропологии и психологии ученый считал показ тождества христианской истины с идеальной самосознанием человека. Загадочная в человеке ее двойственность: по самой природе своей личности человек является безусловной сущностью, одновременно действительной как простая вещь физического мира, однако обреченной жить в ограниченности своего тела. Человек как стремящийся к свободе - свободная идеально, а также свободная "реально", фактически реализуя идеал свободы в собственном существовании. В идее свобода "Я" осуществляется не как пассивная сознание и выражение отдельности человека от окружающих его предметов, а как живая энергия, которая существует сама по себе, независимо от всех данных условий жизни и утверждается сама для себя, независимо от всех одиночных состояний сознания, то есть "Я" осуществляется не как животная особь, а как свободная личность, которая может не только переживать известные впечатление жизни, но и творить весь смысл жизни своей собственной воле.

ПЕТРАЖИЦКИЙ Л. И. (1867-1931 гг.). Российско-польский ученый. Окончил Киевский университет, затем учился в Берлине. В 1897 г. защитил докторскую диссертацию, 1898-1918 гг. Преподавал в петербургском университете. С 1918 г. И до смерти преподавал в Варшавском университете.

Среда трактуется ученым в терминах социальной способности объяснить проявление человеческой активности. Человеческая деятельность - это функция психики. Существуют только психические процессы, остальные социальных образований является лишь их внешними проекциями. Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера, которые выражаются через императивные нормы, закрепленные в культуре и направлены на расплату за поступок со стороны общества. В отличие от пассивных познания и чувства и активной воли, эмоции носят активно-пассивный характер. Основная регуляция поведения задается в сфере индивидуально - психического самосознания, так как представление человека о государстве и нормы права существуют независимо от самого государства. Культивирование человечества проходит через мышление и деятельность.

РЕЙСНЕР М. А. (1868-1928 гг.). Российский ученый, в том числе и социальный психолог. Окончил Варшавский университет в 1893-1896 гг. преподавал в Киевском университете. Затем два года стажировался и работал в Гейдельбергском университете. Защитил диссертацию в О. Л. Блока - сына известного поэта. С 1989 г. экстраординарный профессор Томского университета. В 1902 г. уехал в Париж и читал лекции в Высшей школе социальных наук. С 1907 г. живет в Петербурге и работает частным доцентом университета, профессором Высших женских курсов и юридического института: с 1916 года профессор Петроградского университета.

Некоторые из его трудов: " Проблемы социальной психологии"(1928 г.).

"Проблемы психологии и теория исторического материализма" (1925 г.). Призвал переработать огромный фрейдівський материал и продолжить его начальную линию монизма и материализма, очистить драгоценные зерна от идеологической оболочки (чешуи).

ВИРУБОВ М. А. (1869-1918 гг.). Российский психоаналитик, психиатр и невролог. Родился в г. Орел, где окончил гимназию. Окончил Московский университет (1889 г. доктор медицины). В 1900 году стажировался в Западной Европе в Есть. Крепелина и Есть. Менделя.

Осуществлял эксперименты с синтеза психоанализа и гипноза и использования при психоаналитической теории символов и традиций русского православия. Написал ряд научных статей и монографий: " К вопросу о генезисе и лечения неврозов тревоги комбинирования гипно-аналитическим методом" (1910 г.); "К психоанализу ненависти" (1911г.); "К психопатологии обыденной жизни" (1913 г.); " К патологии ассоциаций" (1914 г.).

ЛАПШИН И. И. (1870-1952 гг.). Российский психолог, философ, ученик и последователь Введенского.

Основные труды: "Законы мышления и формы познания"(1906 г.); "Проблема чужого "Я" (1910 г.); "Художественное творчество" (1922 г.); "Феноменология" (1937 г.).

В 1906 году защитил докторскую диссертацию ("Законы мышления и формы познания"). Окончил Петербургский университет; с 1913 года - экстраординарный профессор этого же университета. В 1922 году выслан из России. Был профессором Пражского университета.

Ученый утверждает, что познание идет через постепенное выработки в сознательном понятии апостеріорним путем априорных форм, которые присущи человеческому сознанию изначально, но раскрываются ей не сразу. В ходе познания будут открываться понятие уже заданы самой структурой сознания (важно их "увидеть"). Таким образом, законы мышления находятся виртуально "в тесной связи с материалом чувственного познания". Отсюда определение Лапшиным своей позиции как "виртуального априоризма". Для ученого становится проблема реальности "чужого "Я". Будучи имманентным нашему сознанию, она всегда и за пределами ее, что отрицает исходные принципы Лапшина, - "чужое" "Я" есть лишь гіпотонічною конструкцией: мы постоянно переживаем иллюзию непосредственной данности "чужого "Я", в основе которой - склонность к "эстетического перевоплощения". Трансцендентное "чужое "Я" заменяется имманентным представлением о плюрализме сознаний.

УХТОМСКИЙ А. О. (1875-1942 гг.). Русский физиолог и психолог; создатель учения о доминанте.

ЕРМАКОВ Д. И. (1875-1942 гг.). Российский ученый. Медицинское образование получил в Московском университете. Занимался психоанализом, сотрудничал с В. П. Сербским и М. Есть. Осиповым. В 1923 году ученый возглавил Государственный психоаналитический институт и очень плодотворно работал. С 1921 г. по 1926 г. им были написаны основные работы:" Психоанализ и художественное творчество"; "Психоанализ и педагогика", "Гипнотизм", "Очерки по анализу творчества М. В. Гоголя"; "Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина", "Творчество Ф. М. Достоевского", " Ограниченность и выразительность в картине", "Психоанализ детской души". Кроме медицины и психологии Ермаков был еще и прекрасным художником. Главным направлением ученого были исследования литературы и искусства с позиции психоанализа.

ОСИПОВ М. Есть. (1877-1934 гг.). Российский психоаналитик и психиатр. Учился в университетах Цюриха, Базеля, Берна, Бонна. В 1903 г. - доктор медицины.

В 1907 г. познакомился с идеями Фрейда. Отдавая должное большим открытием и достижением психоаналитического учения, вместе с тем считал, что некоторые его компоненты (например, теория сексуальности) являются лишь гипотезами, которые требуют дальнейшей разработки и обоснования. В 1920 г. эмигрировал: Стамбул, Белград, Будапешт, Прага. В 1923-1931 гг. преподавал в Пражском университете.

Автор многих статей. Некоторые из его книг: "Внушение и его пределы" (1911 г.); "О психоанализе" (1910 г,); "О навязчивую улыбку" (1912 г.). Ученый развил и модифицировал некоторые идеи и концепции Фрейда. Осуществил просмотр психоаналитических представлений о любви и выдвинул идею о первичности любви как основного фактора космической жизни и абсолютной ценности, которая проявляется в разнообразных формах, и вторичности любви как физиологического влечения и половой страсти. Утверждал, что чрезмерная сосредоточенность личности на самой себе провоцирует и влечет за собой невропатологічні состояния, а различные моральные факторы (и недостатки) происходят из источников психических расстройств.

ГУРДЖИЄВ Г. И. (1877-1949 гг.). Русский мыслитель. Родился в Армении в греко-армянской семье. Еще в юности в Гуржиєва появился интерес к аномальным явлениям. В поисках "истинного знания" посетил много стран Центральной Азии и Африки.

В конце 1913 года создал первые учебные группы Института Гармоничного развития человека. С 1917 до 1924 года жил и работал в Тифлисе, Константинополе, Франции. В 1922 году в замке Фонтенбло создает (открывает) необычный научно-исследовательский институт (позже их называли "лесные философы").

Написал фундаментальный труд "Все и вся" (1300 страниц). Научное творчество Гурджиева, по его собственным словам, была призвана помогать решению трех основных проблем: безжалостно и бескомпромиссно разрушить веками созданные в сознании и чувствах человека верования и взгляды на все существующее; ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового сознательного творчества, показав ее прочность и доброкачественность; способствовать становлению в сознании и чувствах читателя истинного, а не фантастического, восприятие не того иллюзорного мира, который он воспринимает, а мира реальности. Согласно его учению, люди земли представляют собой несчастных существ, чей буттєвий ум вследствие многих причин постоянно вироджувався и в настоящее время является очень - очень странным и крайне необычным.

Доктрина мыслителя классифицировалась на Западе как "русский мистицизм". Она включает в себя элементы йоги, тантризма, дзен, буддизма, суфизма.

В основе понимания Космоса у Гурджиева лежит глобальный принцип единства микро-и макроуровней. Все в мире материальном и находится в движении, характеризуясь лишь различными степенями. Вселенная в Гуржиєва акцентировано как единственный: градация материальности абсолютного и созданных им за "луч творения" миров - разная; по степени от Абсолютного число законов, которым подчиняется материальность, растет; люди существуют в темном, неблагоприятном углу Вселенной, где царят не самые "легкие вибрации Абсолютного", а "посторонние тяжелые резонансы". Душа человека материальна, она состоит из очень тонкой субстанции и прося ся ею в течение жизни. Космос у Гурджиева принципиально децентрований, человек находится под постоянным воздействием различных смысловых полей, что затрудняет выбор собственного пути и имеет целью постоянные усилия. Обычные мотивы большинства людей сводятся к формуле: "Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре". По схеме, развитие "луч - творение" в конце концов переходит в собственную противоположность, ибо он существует по "закону октавы": в интервалах "ми - фа" и "си - до" составляющих (в отличие от всех других) только один полутон, осуществляется постоянное и всезростаюче отклонения лучей от начатого направления. Человеческие начинания поэтому протекают непредсказуемым образом и обычно заканчивается финалом, противоположным исходным целям.

Эволюция человека, по схеме ученого, является обратным восхождением в направлении Абсолюта и ориентированным против природы как таковой. При этом в глобальном космическом балансе сил эволюция отдельных людей не имеет принципиального значения: в одиночку они могут вырваться из-под пагубных планет (главным образом - месячных) воздействий. Любая нация, класс, всякая эпоха, ровно как и любая социальная группа, пользуются определенным качеством "поз", с которых они никогда не выходят и которые представляют их специфический "стиль", связанный с определенными космически обусловленными формами мышления и почуттів.Людина не может произвольно трансформировать ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не меняя "позы". Человек не имеет постоянного, неизменного, индивидуального "Я". Она не может сразу (раз и навсегда) овладеть каким-то готовым общим смыслом существования. Вместо него существуют тысячи отдельных "Я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих, несовместимых друг с другом, включенных в разнообразные смысловые поля. Считая назначением человека осознание ею своей настоящей сути, ученый видел смысл своего существования Института в создании условий, в пределах которых ничего не могло быть сделано автоматически и бессознательно. С этой целью использовались различные упражнения, особое внимание обращалось на музыку, танец, технику медитации.

Все виды искусства, за Гурджиєвим, является закодированной системой древних знаний, "формами письменности", а потому в подлинном искусстве нет ничего случайного, его необходимо "уметь читать".

Все человечество ученый представлял в виде четырех кругов. Внутренний круг "эзотерическое" (люди, достигшие высочайшего уровня развития и обладают неделимым "Я"). Люди среднего, "мезотеричного", круги обладают всеми качествами, которые присущи людям "эзотерического" круга, но их знания имеют более опосредованный теоретический характер. Третий круг - "экзотерическими", знание людей, входящих в него, носят абстрактный характер, их понимание не выражается в действиях. Четвертое "внешнее" круг - круг "механического человечества". Именно здесь, прежде всего, порождается зло, что имеет механическую природу. У людей здесь нет взаимопонимания, они противопоставлены друг другу. Преодоление "механічності" начинается с самонаблюдения, обеспечивается постоянными упражнениями и заключается в сбрасывании с себя "масок", которые принимаются за суть человека. Реальность не должна быть иллюзорной (масковою). Для сброса "масок" необходимо владение технологиями личностных трансформаций. Человек, который достиг определенного развития, состоит, по Гуржиєвим, из четырех тел: физического (из материала планеты Земля), астрального (из вещества мира планет), ментального ( из материи Солнца) причинной (из вещества звездного мира). В Солнечной системе такой человек бессмертна. У обычного человека, обладающего только физическим телом, функции остальных стимулируются преимущественно внешними воздействиями мышления и являются полностью механическими. После смерти от человека не остается ничего; "бессмертная" душа вовсе не врожденное достояние, а создается индивидом в результате достаточно весомых усилий. Имеет место три таких способа: работа с телом (путь факира), работа с верой и психикой (путь монаха), работа с умом и знанием (путь йогика). Однако эти пути не могут быть реализованы в современной культуре, нужен "четвертый" путь, который имеет целью осознание каждой цели бытия. Ни выражение лица "слабого йогина", ни "глупого святого" не соответствуют назначению человека. Буттєве знания (понимание, или знание "как") в отличие от повседневного знания "о" должно быть пережито всей сущностью человека, выступать итогом деятельности всех трех ее центров (телесного, эмоционального и интеллектуального) итогом самопознания, - за порядком "четвертым". Поэтому учение Гурджиева имеет самоопределения концепции "четвертого пути". В наиболее систематической форме идеи Гурджиева изложил в работе "Четвертый путь" его ученик П. Д. Успенский. Книгу "Встречи с выдающимися людьми" составили рукописи

Гурджиева, опубликованы учениками после его смерти.

В 17-19 годах XX столетия в России произошли резкие изменения в мировоззрении людей, поменялись ценностные ориентации. Произошли серьезные перемещения духовных и социальных плоскостей всего общества. Все это не могло не отразиться на ходе развития психологии того времени.