Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел III

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

3. Братские школы

 

Центрами политического, хозяйственного и культурного жизни в Украине были города. Развитие экономики, торговли, ремесел обусловило и социальные сдвиги. В первую очередь растет и укрепляется активный и жизнедеятельный городской состояние - зарождается буржуазия, заинтересованная в развитии производства, образования и науки.

Под польским господством по городам власть взяли в свои руки католики. Православных украинцев поляки не допускали ни в совет, ни в суд, не принимали в цехи, запрещали вести торговлю и покупать дома в городах. Во Львове разрешили украинцам жить только на одной улице, которая называлась Русской. К православной вере поляки относились с пренебрежением. В некоторых городах не позволяли возводить церкви и звонить в колокола. В последний путь православных проводили боковыми улицами, без процессии и пения. Украинцы часто жаловались па эти ограничения королю, в судах вели процессы против городского совета. Но справедливости искать было бесполезно.

Украинские прогрессивные деятели осознавали, что польская експан сия, политика насильственности и колонизации угрожают самому существованию украинского народа. Поэтому стремились сохранить отечественную духовную культуру, искусство, традиции. Определенную роль в консолидации прогрессивных, антиколониальных сил играли идеи Реформации и Просвещения, что именно распространялись в Украине. Критическое отношение к авторитетам церкви, осознание необходимости развития национального образования и распространения знаний на родном языке, стремление к независимости - все это способствовало развертыванию национально-освободительной борьбы украинцев против экспансии Польши. Итак, прогрессивные идеи Реформации и Просвещения урухомлювали культурное развитие Украины и борьбу различных слоев населения против польско-католической пропаганды, национальных и религиозных ограничений. Своеобразными общественными организациями, которые сплачивали городское население для защиты своих социальных и национальных интересов, были братства. В их состав входили ремесленники, купцы, мелкая шляхта, интеллигенция, духовенство, представители казачества.

Одним из древнейших было Львовское братство, которое возникло в 1585 г. Значительно возросло количество братств в начале XVII ст., когда развернулась народная борьба против поработителей, вспыхнули шля хетсько-казацкие восстания.

Братства возникли во времена Средневековья, чтобы удерживать церкви, поставлять им свечи, иконы и книги. Они переняли структуру городских цехов, имели уставы, которыми предусматривались ежегодная выборность старшин, регулярное проведение сборов, уплата взносов и общинные суды. Братства завоевали уважение и популярность, опекая вдов и сирот умерших братчиков, поддерживая госпитале и предоставляя членам братства беспроцентные займы. Братство учило своих членов жить в единстве и не выносить споров за пределы организации.

Лишенное собственной элиты украинское общество требовало защитников своей религиозно-культурной самобытности, особенно в городах, где украинцев было меньшинство. Братства обнаружили энергичность и сплоченность в защите своей религии. им помогали некоторые магнаты. Они вступали в братств наравне с простыми сапожниками, скорняками и др. В некоторых братствах были представители разных слоев общества. Так, в Луцко м братстве большинство составляла шляхта, а в Киевском - духовенство. Братства принимали к себе православных из всех социальных слоев. Но это были немногочисленные организации. Львовское братство не превышало 30 человек, потому что именно столько украинских семей имели разрешение жить в городе. В Луцке братство насчитывало не более 15 человек. Однако деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно плодотворной. Учредителями таких объединений выступали в основном образованные или богатые люди. Если учредитель умирал или по какой другой причине оставлял братство, то чаще всего оно распадалось и его деятельность прекращалась.

В XVI в. братства были религиозно-национальными общественными организациями православных меценатов. Они ставили целью основывать низшие и высшие школы, издавать книги, сплачивать образованных людей для культурно-просветительской борьбы с окатоличиванием народа. их деятельность соответствовала этим основным направлениям.

Кроме Львова, возникли братства в Остроге (1578), Городке (1591), Киеве (1615), Луцке (1617), а также в Галиче, Стрии, Комарні, Ярославе, Холме и других городах. Ими занимались Ходкевич, Виленские, Мамоновичі и другие православные меценаты.

Значительный вклад в развитие национального образования и воспитания сознательных граждан сделал Константин Острожский, который, как он подписал на грамоте Львовском Ставропігійському братству, происходил из рода древних украинских князей и твердо держался своей веры и своего народа. Он имел большие имения и немало средств тратил на организацию школ по городам Волыни, а также занимался украинскими учеными и писателями.

Автор «Палінодії» (1621) Захария Копыстенский писал про Константина Острожского так: «первый круг княжати Роскими, веливій заступ и потеха народу Роского, муж железный на Украинах, слава и свеча ясносветлая».

Существует мнение, что в Остроге еще с 1498 г. действовала основанная им школа, которую его сын Константин (Василий) Константинович Острожский в 1569 г. реорганизовал в академию. Острожская академия была первым высшим учебным заведением в Украине. При академии действовали научно-литературный кружок и основана в 1578 г. Иваном Федоровым типография, где издавались созданные по специально разработанным программам учебники, научные труды и религиозные полемические произведения.

Деятельность Острожской академии, как и братских учебных заведений, была направлена прежде всего на приобщение молодежи к православной веры, сохранения национального языка, культуры. В Острожской академии сначала князь пригласил преподавателями (дидаскалами) греков и других высокообразованных иностранцев, среди которых были представители разных мировоззрений: протестанты, католики и православные. Впоследствии здесь стали выкладывать самые одаренные украинские ученые.

По программе обучения академия стояла на одном уровне с лучших щими иезуитскими коллегиями. В ней изучали преимущественно церковно-славяно-русский, греческий и латинский языки. Поэтому это заведение еще называли трехъязычным лицеем или коллегией, греческом или греческо - славянской школой, академией. Славянская речь была нужна каждому украинцу, потому что ею написаны все церковные книги. Греческую должны знать купцы. Греческий и латынь надо было знать священникам, чтобы успешно защищать православную веру. Латыни вели дела все правительственные учреждения и суды. Учебная программа предусматривала практиковану давно в Западной Европе схоластическую систему «семи свободных наук». Курс делился на 3-летнее обучение (тривиум), включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство диспута»), и 4-летнее (квадривиум), куда входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Кроме того, изучались богословие и философия, а также история и физика. Студенты академии выступали публично с речами, декламациями. Лучшие из них даже проповедовали в церквях. О обучение в Острожской академии говорится в поэме «Острожская война» (1600): «Острожский дом дает тебе трехъязычный лицей. Прими начала, может, за ними последует нечто большее: не гордыни учеными богинями, не отвергай муз, ибо нет ничего славнішого от благородных искусств». Учились здесь и юные дворяне, и дети крестьян.

Возглавлял академию ректор. Учителя, как писал Захария Копыстенский в своей «Палінодії», очень искусные в греческой, славянской и латин ском языках. Были здесь и «знаменитые математики и астрологи, между ними тот преславный математик, философ и астролог Ян Лятос, что календарь новый славно зганив и пером ясно через печать доказал, что он мыльный». «Церкви и двор того княжати полные православных учителей евангельских и апостольских, полные настоящих богословов, которые знают богословие и правую веру от богословов Дионисия, Анастасия и других многих и от соборов и от восточных патриархов».

Среди иностранных преподавателей академии были уже упомянутый профессор философии, астрономии и математики с Краковского университета поляк Ян Лятос, грек Кирилл Лукаріс, который впоследствии стал патриархом Констан тинопольським, протосингел патриаршего престола Никифор.

Князь Константин собрал в Остроге столько греков, что даже отдельная улица получила название Греческая. Впоследствии острожский центр науки стал привлекать таких интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий, священник Демьян Наливайко - редактор и переводчик нескольких сборников (брат казацкого вожака), монах Василий Сурожский - выпускник итальянских университетов, автор трактата «О единой вере», автор ответа Потієві - клирик Острожский, Мелетий Смотрицкий и др.

В кругу ученых Острожского кружка Арсением Еласонським создана первая «Грамматика словенская» (Вильно, 1586). Это была небольшая неполная грамматика церковнославянского языка. Непригодна для обучения, она впервые обобщила грамматические нормы древнеукраинской языка, что стало эпохой в граматизації церковнославянского языка и способствовало дальнейшей научной работе.

Объединение ученых и их научное наследие дали основание называется ты острожский центр академией. Это название употреблял Герасим Смотрицкий на страницах своих трудов. Воодушевленный влиянием этого культурного центра, один православный современник в «Предосторожности» писал: «И снова как солнце засияла наша православная веры, просвещенные мужи вернулись к Божьей церкви и множатся печатные книги». Из Острожской академии вышли такие выдающиеся личности, как гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, Мелетий Смотрицкий-талантливый педагог и просветитель, один из ректоров Киевской братской школы, Гавриил Дорофеєвич - известный поэт, переводчик, Иов Борецкий - педагог, обществ-ский деятель, первый ректор Киевской школы, клирик Острожский - талантливый писатель - публицист и др.

Острожская академия сыграла значительную роль в развитии отечественной науки и образования. Исследователи предполагают, что ее структура и учебные программы стали основой для устав Львовской братской школы. В начале XVII в. Острожская академия постепенно приходила в упадок. А после смерти Константина Острожского (1608) его наследница княжна Анна-Алоиза Ходкевич, ревностная католичка, основала в ней иезуитский коллегиум.

В благоустроенной средства князя Константина Острожского типографии работал И. Федоров «купно с поспешники и единомишленики мои», как отметил он в послесловии к Библии 1581 г. Вместе с ним работал его сын Иван и ученик Гринь Иванович с Заблудов, который два года изучал дело книгопечатания во Львове.

1580 г. в Острожской типографии изданы «Псалтырь» и «Новый завет». В 1580 - 1581 гг. создано самую главную научную работу Острожской академии - Острожскую Библию и отпечатано 2 издание ее. Это была первая в славянском мире самая полная печатная Библия. Одновременно Острожская Библия - это первый печатный графически украинский произведение, характерный памятник эпохи украинского ренессанса. Своими оригинальными, специально для нее созданными шрифтами она отличается от московских и белорусско - заблудівських изданий Ивана Федорова и даже от его львовского издания «Апостола». Острожская Библия была отпечатана элегантным шрифтом, близким к курсиву. За художественным оформлением она отвечает требованиям самого взыскательного вкуса. Полная Библия, собранная и упорядоченная по поручению князя Константина Константиновича Острожского, была выдающимся событием в истории украин ской культуры, она должна помогать православной вере в борьбе с католическим засильем. Больше всего над ее изданием поработали сам князь Острожский, Герасим и Мелетий Смотрицкая, Христофор Филарет (Бронський). Она есть в основе той Библии, которую имеет православный славянский мир и сегодня. Известны острожское издание «Букварь» (1578; в настоящее время оригинал хранится в г. Гота в Германии), три издания «Часослова» (1598, 1602, 1612).

1581 г. выдано небольшое стихотворное произведение о некоторых событиях библейской истории - «Хронологию». Это первая книга ученика Острожской школы Андрея Римме.

Острожская типография в основном работала за жизнь князя Константина, он издал более 25 книг. Среди них 12 названий полемических сочинений, 5 богослужебных, для благочестивого чтения и 8 - другого содержания. По количеству это превышает на то время издания любой типографии, даже Львовской. Важнейшее значение Острожской типографии в истории культуры как защитника украинского народа и его веры. Столько полемических изданий, как Острожская, не издала ни одна другая тогдашняя типография. Завершает свою деятельность эта типография 1612 г.

М. С. Возняк предполагает, что уже с 1602 г. главная образовательная деятельность была перенесена из Острога к Дерманя - села князей Острожских и Дерманского монастыря, еще в 1450 г. заложенного этим родом. Князь Острожский предполагал основать в Дерманськім монастыре образовательный центр для воспитания духовенства. Он мечтал о распространении образовательной труда - «о закладенію школ и наук волных... пшіно потребность, желобихмо имели ученые пресвитеры и казнодеэ добрые, потому что за тым, иж паук нет, виликаэ грубыанство в наших духовных умножилось».

При Дерманском монастыре Константин Острожский основал школу и типографию. В монастыре он стремился собрать образованных монахов: «... имеют тоже способнішєйшіє к науке учиться письма Словенского, Греческого и Латинского вот особен виры святое восточное будучих». В Дермани было выдано, в частности, «Октоих» (1604) с предисловием церковнославянском и украинском языках, «Письмо Мелетия Святейшого патриарха Александрийской а к велебного епископа Ипатія Потея» (1605), прекладений с греческого на украинский язык Иовом Борецким, что позже стал митрополитом Киевским.

Значение Острожской и Дерманской типографий в том, что они в числе первых начали издавать книги на народном украинском языке. Даже польские источники свидетельствуют, что с Дерманской типографии «говорили до народа русского».

Третью типографию основал на своих землях князь Острожский в городе Константину. В нем же была украинская академия, о которой свидетельствует приписка па рукописной Кормчій в библиотеке Львовского университета: «Года Божего рождения 1599 декабря 5 списана в богоспасаемом грады Константинове, в Академий Константиновской при дидаскалу смиренном Антонию Єзифовичу. А при Государстве княжати Василия Острожского». Константиновскую типографию по поручению князя основал Иван Федоров. Считают, что она была его собственностью.

В конце XVI - начале XVII в. в Украине открылось немало школ высшего типа, в которых изучалось «семь свободных наук». Преимущественно это были братские учебные заведения.

В XVI в. самым сильным и влиятельным было Львовское братство. На свои средства оно построило церковь Успения Богородицы, основал первую во Львове украинскую гимназию, книжный магазин. Львовское братство имело статус ставропигии, что сделало его независимым от епископов.

Одной из важнейших забот братства была школьное дело. В основанной им школе преподавали братья Стефан и Лаврентий (псевдоним Зизаний) Тустановские, Кирилл Ставровецкий, будущий митрополит Иов Борецкий. Все они происходили из местного населения. По сравнению с иезуитскими школами здесь была образцово поставлено дело воспитания. Обучение осуществлялось по программе «семи свободных наук». Школа давала знания славянского, греческого, латинского, польского языков и церковных наук. Изучали также диалектику, риторику, математику, астрономию, музыку.

Разносторонним был курс смешанной математики. Он охватывал гражданскую и военную архитектуру, механику, гидравлику, геометрию, гідроста-тыка, оптику, географию, хронологию и другие отрасли знаний. Арифметику, как правило, изучали вместе с геометрией и астрономией. Сведения из арифметики содержали азбуки и буквари. Исторические и географические знания ученикам давали различные религиозные поучения из курса богословия.

Изучение диалектики и риторики (искусства дискуссии) готовило выпускников к письменной и устной полемике с католическим учением в защиту православной веры, национальной культуры, языка. Издатель Василий Тяпинський в предисловии к Евангелию подчеркивал необходимость изучения наук на родном языке, чтобы дети на родном языке «смыслы свои точи-ли». Кирилл Ставровецькнй, Стефан Зизаний и другие деятели братских школ, которые свободно владели латинском и греческом языках, все же стремились донести до народа знания на родном языке. Это способствовало развитию литературного украинского языка. Своими научными трудами и практической деятельностью преподаватели, ученые отстаивали национальную культуру в борьбе со сторонниками ополячивания. Принципиальная позиция преподавателей братских школ относительно украинского языка не уменьшала их внимания к распространению актуальных на то время латинского и греческого. Изучение этих языков в братских школах было организовано на высоком уровне.

Во Львовской, как и во многих братских школах, обучали музыке и пению. Из учеников состоял церковный хор, а также певческие группы, которые выполняли на заказ светские и церковные произведения, сопровождая их то-атральними спектаклями. Певцов поощряли материально - давали дополнительную плату, еду, одежду: темно-зеленый кафтан, желтый кафтан, сапоги с подковами, шапку. Уставом Львовского братства, например, было предусмотрено заботу как об учителях, так и об учащихся, способных к пению. Такое внимание к талантам принесла положительные результаты. Немало воспитанников братских школ стали известными композиторами. В частности, из Львовской школы вышли Чернушин, Шаровский, Яжевський, Пікулинський, Мазурик и др.

Преподавали и рисования. Очень распространенным было искусство стихосложения. Стихи писали до праздников, похорон, знаменательных событий, посвящали наукам и разным лицам. Известно немало произведений тех времен, написанных выпускниками школ. Например, стихотворное «Молєніє вот нищих», с которым ученики Львовской школы обратились к прибывшему Киевского митрополита М. Рогозы, чтобы тот разрешил собирать милостыню. Это произведение документально освещает социальное и материальное положение учащихся братских школ.

Львовская братская школа ставила целью готовить учителей и священников. На старославянском языке было издано три учебника: «Букварь» Ивана Федорова (Львов, 1574), грамматику старославянского языка «Адельфотес» (Львов, 1591) Арсения Еласонського, «Грамматіку словенску» (Вильно, 1596) Л. Зизания. Под руководством А. Еласонського заключен учебник греческого языка. В библиотеке школы было девять различных изданий произведений Аристотеля, полное собрание сочинений Платона и другие философские трактаты. В 1601 г. здесь насчитывалось около 150 книг рез-ными языками. Львовские братчики, учителя и ученики имели возможность знакомиться с классическими произведениями греческом, латинском, восточноевропейскими языками, а также с западноевропейской литературой. 1688 г. в школьной библиотеке Львовского братства насчитывалось 352 экземпляра книг. На то время это была одна из лучших библиотек в Украине.

Во Львовской школе впервые был разработан «порядок школьный», или устав. В соответствии с ним дидаскал (учитель) должен быть «набожный, скромный, не гневлив, не срамослов, не чародей, не смихун, не баснописец, не сторонник ересей, а подспорье благочестия, что представляет собой образ добра во всем». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался должен ни за одного Богу Вседержителеві, и потом родителям их, и ему самому». Для учителя все ученики должны быть равны - дети богатых и «сироты убогие», и те, что «по улице ходят пищи просить». Итак, школа была чрезвычайно демократична и ориентирована на широкие народные массы. Отмечая большой ответственности преподавателя, правила обязывали его хорошо учить и наказывать непослушных не как тиран, а для науки: «не чрезмерно, а по силам, не с буйством, а сдержанно и тихо». Этот порядок школьный впервые определял права и обязанности, поведение учеников, и не только в школе, но и вне ее. Семья сотрудничала со школой в воспитании детей. За поведением бурсаков следили специальные воспитатели.

Ученики входили в обществ, которые назывались «братства младенческие». Созданные по образцу братств взрослых на основе выручки и взаи ємодопомоги, они выполняли задачи нравственного воспитания юных братьев. В школе была разработана методика домашних заданий, рег-ламентовано учебный процесс.

Урок начинался с молитвы. Затем ученики отчитывались о выполненных дома под присмотром родителей письменные задания. Домашние задания предусматривали зачитывание учащимися родителям переписанного и изученного материала. На уроках практиковались диспуты и беседы. Учеников делили на три группы. Для каждой группы определяли посильная задача. Начинающие учились распознавать буквы и склады, другие - читали и учили наизусть разные уроки, еще другие объясняли прочитанное. Устав определял, как изучать риторику, диалектику и другие науки за пособиями, написанными на славянском языке. Учащиеся учились составлять речи, поучения, вести диспуты, декламировать, играть в театрализованных представлениях. Это была пер-вая школа, в которой зародилась и возникла классно-урочная система. Она предусматривала разделение учебного времени на уроки. Количество уроков ограничено, все время обучения разделен на четверти; предусматривались также каникулы.

Чешский педагог Ян Коменский, ознакомившись с опытом братских школ, позаимствовал, в частности, классно-урочную систему, теоретически обосновал ее в своих трудах и фактически ввел в педагогический оборот и прак-тика работы школ.

При Львовском братстве за содействие энергичного и просвещенного епископа Гедеона Балабана действовала известная далеко за его пределами типография, в которой издавались богослужебные книги и учебники на предпринимательских началах, что определило и само содержание, и оформление книг. Издания были нарядные, иллюстрированные, но не роскошные.

Высокий уровень обучения, активная работа против полонизации и пока-толичення, демократичность устав Львовской школы стали образцом для других братских школ Украины. Львовская школа готовила учителей и обеспечивала учебниками другие братские школы - в Рогатине, Стрии, Межибожі, Николаеве, Луцке, Дубно, Пинске. В начале XVII в. братские школы существовали по всей Украине.

Возникновение широкой сети национальных школ в Украине было следствием общего культурного подъема и роста тягу народа к образования и науки, свидетельством глубокого проникновения идей гуманизма в общественную и культурную жизнь.

Школы не стояли в стороне от политических проблем, которые волновали общественность. Они воспитывали учащихся в духе патриотизма, уважения и любви к языку и культуре своего народа и противостояли католическим и иезуитским учебным заведениям, которые служили орудием полонизации укра-инской молодежи, наступления на украинскую культуру. Это способствовало пробуждению и укреплению национального сознания народных масс, усилению их борьбы за независимость.

Программы братских школ и даже их названия - греко-славянские - в значительной степени зумовлювались идеологическими мотивами. Украинские братские школы выгодно отличались от западноевропейских тем, что в них обучались дети разных сословий. «Богачи над убогими в школе ничем выше не могут быть, - отмечалось в школьных уставах,- только самой наукой, плотью же уровне все».

Некоторые братские школы, особенно Львовская, Луцкая, успешно конкурировали с католическими, иезуитскими. Но многие из них не достигли должного уровня. Польское правительство усматривало в братских школах питомник «схизмы», вызревания протеста, поэтому всячески препятствовал их развитию. Иногда братские школы испытывали физических нападений и разорений со стороны фанатичных воспитанников польско - иезуитских школ, которые действовали с молчаливого согласия официальных властей. Так, в 1634г. иезуитские воспитанники напали на Луцкую школу «с палками, саблями и другим оружием», они «разогнали побоями ребят из училища ... избили учителя Петра Босинського» и всех, кто им попадался, «саблями, палками и камнями били и мучили».

Болезненный удар нанесло отступничество дворян. Увлеченные блеском польской культуры, они начали переходить в католицизм.

Несмотря па повсеместное распространение, братства так и не образовали некоего координирующего органа. Они не имели гарантированного финансирования и их деятельность зависела от определенных лиц.

Такая ситуация привела к упадку многих братских школ. В 20-х годах XVII века. Львовская школа снизила уровень обучения, Луцка попала в руки униатов, а Острожская, как уже отмечалось, превратилась в католический коллегиум.

И несмотря на это, национальная школа XVI - начале XVII в. имела большое значение. Братские школы были проводниками идей гуманизма в Украине, их тесная связь с общественно-политической жизнью страны способствовал подъему национального сознания украинского народа. Педагогический опыт братских школ унаследовали и развили национальные образовательные учреждения следующих веков.

Период конфронтации между православными и католиками принес не только неудачи для украинского общества. Он способствовал культурному подъему, более четкому осознанию украинцами своей самобытности. Возникла полемическая литература, появились достойные защитники православной веры.

Деятельность братств, без сомнения, преподнесла национальную украинскую образование.

Братства можно справедливо назвать научной лабораторией, они строили школьное образование и развивали книгопечатания. Сотни воспитанников братских школ, проникнутых духом национальных традиций, знакомых с наукой, становились странствующими учителями, несли по городам и весям украинское слово, будили национальное сознание.

 

В наше время, время духовного и национального возрождения украинского народа, важно знать историю развития отечественной культуры.

В частности, в этом плане поучительны деятельность и опыт братских школ XVI - XVII вв.

Основным отличием этих школ было обучение на родном украинском языке и славянской. Это принципиально отличало их от католических школ, где обучение велось на латинском. Обучение на родном языке имело и воспитательное значение, ведь происходило оно в спольщеному среде. Таким образом братские школы способствовали сохранению украинского языка. Она развивалась, став языком научных трудов, литературных произведений, учебников, созданных преподавателями братских школ. Содержание обучения в братских школах имел гуманитарное направление, организация работы - демократический характер. Это соответствовало тенденциям западноевропейского Возрождения.