Раздел III
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2. Образование на украинских землях под властью Польши
В 1386 г. в связи с польско-литовской унией (Крев, 1385) литовский князь Ягайло стал польским королем и приобщил Литву со всеми украинскими землями в Польше. Галицко-Волынское княжество прекратило свое государственное существование в 1387 г., когда им овладели поляки, которые давно зарились на украинские земли.
Относительно украинского народа Польша вела агрессивную политику. Боярские земли конфисковывались и раздавались польским магнатам, которые закрепощали крестьян, преследовали православную веру и распространяли католицизм. Украинцев выселяли из больших городов. Украинский язык был вытеснен из государственного, церковного, образовательного жизнь польском и латинском. Город Свободно стало польским католическим центром. Однако в первые годы польского господства украинский язык еще имела достаточно сильное влияние.
О престиже украинского языка тех времен свидетельствует, например, то, что в 1347 г. польский король Казимир Великий издал был «русским языком» «Вислицький устав» (привилегии польской шляхты). Польская королева Ядвига (1371 - 1399), по происхождению венгерская княжна, любила читать «славянскую Библию и писания отцов церкви, следовательно, хорошо знала этот язык. Польский король Казимир Ягайлович больше умел по-русски, чем по-польски. Историк С. Бандке отмечал, что потомки польского короля Ягайло в Литве писали все привилегии «по-руски», разговаривали «по-руски» лучше, чем по-польски, а в библиотеке короля Сигизмунда И - предпоследнего из Ягеллонов - было 22 книги на русском языке и только одна польском.
Культурное влияние Украины - Руси на Польшу был настолько значителен, что даже внешнее и внутреннее обустройство польского двора времен первых Болеславовичів не отличалось от киевских и галицких княжеских дворов. Культурное сближение скріплювалось династійними связями. Половина польского населения была православной. Галицкие мастера расписывали польские храмы. Краковский университет прозябал, польский язык во второй половине XVI в. считалась непрестижной. Немцы - издатели польских книг - упрекали польском то-вариству за то, что оно пренебрегает свой язык.
Впоследствии народная украинский язык был вытеснен из официального употребления. Только в Галичине украинской переводили светские и духовные произведения, писали научные трактаты отечественные ученые. Национальное сознание украинцев выражалась в требовании от панства равноправия в вере и языку на государственном уровне.
В своих политических и духовных воздействиях Польша сделала ставку на украинских багатіїв. им давали земли, закрепляли за ним крестьян, за охочували браки украинцев с поляками. Привлекательный пример привилегированного польского шляхтича производил огромный асиміляторський влияние на украинскую знать, а его очевидная культурная превосходство усиливала влечение ко всему польскому. Украинские аристократы стали массово зрікатись веры родителей и принимать католицизм, а с ним и польский язык и культуру.
Полонизации украинской образованной верхушки привело к потере класса, который осуществлял политическое руководство, ставил определенные политические цели, способствовал развитию национальной культуры и образования, поддерживал украинскую церковь и питал чувство этнической самобытности общества. Начался упадок морали, религии, образования украинцев.
В XVI в. непосредственное соседство православных украинцев с католиками-поляками привело к острому соперничеству, что разгорелось в религиозной и культурной сферах. Развиваясь как борьба, прежде всего между православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была основным идеологическим вопросам), оно положило начало первой в украинской истории великой идеологической дискуссии. Касаясь исключительно религиозных вопросов, она также поднимала проблему наследия украинцев.
Польское государство поддерживала католическую церковь как собственный идеологический оплот. Православная церковь, оставленная на произвол судьбы, чтобы выжить, была вынуждена искать поддержки у украинцев. При таких условиях культурное влияние ее на воспитание был весьма ограничен.
Приходские школы, когда самые привлекательные учреждения церкви, были заброшены. Малограмотные учителя едва могли научить детей письму, чтению и катехизиса. От времен Средневековья мало что изменилось в программе школьного обучения. Тем временем поляки переживали период культурного расцвета, питаясь идеями западноевропейского Возрождения. В начале XVI в. в Польше насчитывалось около 20 типографий и свыше 3000 приходских школ.
Учитывая подъем образовательного дела у поляков, украинское духовенство также начало предоставлять образовании большего значения. В XVI в. школы при церквях и монастырях стали общераспространенными. В 1550 г. в письменных памятниках, в частности, упоминается школа при Красноставській церкви. Основывали школы и образованные женщины, которых испокон веков было немало в Украине. в 1596 году княгиня Елена Чарторыйская-Горностай организовала школу в им же основанном Пересопницком монастыре. В Почаевском монастыре открыла школу Анна Гойская, в Загаєцькому - Раина Ярмолинська. Образованные женщины, понимая значение образования, распространяли ее и в следующих поколениях. Состоятельные люди поддерживали школы материально. Шляхтич Захария Четвертинский завещал часть своего имущества на церковь и школу в городке Четвертая (Волынь): «Дьяка мещане четвертинские своим коштом держать должны, же бы диты ых учил и в церкви мураваной на крылосе ставал с хлопяты».
В школах дети изучали азбуку, молитвы, читали часослов, псалтырь, лучшие ученики - «Апостола». Сначала учили уставного письма, а позже - скорописи, который выработался в XV в. и в XVI в. употреблялся в актовом писании и правительственном делопроизводстве. Учили также считать.
Учить детей начинали с семилетнего возраста. В начальных церковных и монастырских школах учительствовали дьяки. 1562 г. Ходкевич, основывая Заблудівську церковь, половину суммы назначил на содержание дьяка - «уставника», которого обязывал «на науке детей держать». В своем завещании (1577) Василий Загоровский, каштелян волынский, вспоминает умение «дьяка доброго». В церковных фондах отмечают увеличенную дотацию дьяка. Итак, богатые меценаты, а также церковь на средства прихожан финансировали учительский труд дьяка. По народным обычаям родители, дети которых уже изучили псалтырь или грамматику, несли благодарность горшок каши и гривну деньгами. Дьяк часто был единственной грамотной человеком в селе. К нему обращались за советом или в случае необходимости написать или прочитать казенный письмо. Сохранилось письменное, правда, не достаточно серьезное, показания пинского шляхтича Євлашевського о том, как он в течение пяти лет «баловался русской наукой».
В городах существовали школы, где преподавали светские учителя. В частности, известно, что во второй половине XVI в. такая школа действовала в Кременце. В 1593 г. или еще значительно раньше в Каменце была армянская школа. Первую армянскую церковь здесь построена в 1398 г. Возможно, уже при этой церкви и была школа для армянских детей.
Образовательной деятельностью занимались также странствующие дьяки и «магистры грамоты». «Мастер» учил 8 - 10 детей по рукописной книгой. Сначала дети запоминали азбуку, потом склады. По слогам учились читать. Писание изучалось параллельно с чтением. Дети получали также элементарные навыки счета в пределах 100, реже - 1000. Обучение в основном было религиозным. Причем тексты церковного учения заучувались наизусть. Учили молитвы, псалмы, библейские легенды. Учились до тех пор, пока не уставали учитель и ученики. Весь учебный материал усваивали в школе. У детей воспитывали серьезное отношение к учебе и бережное - к книгам.
Детей украинских магнатов учили в домашних условиях специально приглашенные для этого учителя. Часто на эти должности проникали католики, как более образованные и такие, которые знали иностранные языки. Они проводили государственную политику полонизации украинцев соответствующими воспитательными методами, пытаясь завоевать самые богатые слои общества.
Трудности украинской школы, которая находилась под влиянием католических тенденций, преодолевались благодаря инициативе городского населения. Оно сохранило традиции семейного воспитания, в котором закреплялся жизненный опыт, достижения народной педагогики, мораль, нормы поведения, привычные для украинского народа. Важность обучения понимали среди простого люда. Об этом говорится во многих пословицах, поговорках, былинах и других фольклорных произведениях.
В 1518 г. протестантский пастор Одербон писал, что в Украине при всех церквях были школы: «Русины всегда имеют школы при церквях и монастырях, где дети обучаются началам письму, молитвам, апостольским символам».
В XVI в. как оппозиция к римско-католической церкви возник протестантизм, который через образование и воспитание пропагандировал свои идеи. В Польше и Литве протестанты основывали школы высшего типа, в которых охотно учились украинцы. Из них известны гимназия и академия в Раковые, Пановецкая высшая школа. Учебные заведения были также в Дубне, Хмельнике, Любар, Кисилин, Гоще, Берестечко на Волыни. В этих школах изучались греческий, латинский, польский, церковнославянский языки, математика, диалектика, риторика, основы христианской этики, а также история, география, космография, естествознание. В школах высшего типа, кроме этого, изучались еще теология и философия. Вся работа школы была направлена на воспитание молодежи в духе протестантского вероучения.
Иезуиты в борьбе за возвышение католической церкви взяли пример с протестантов. Польша и Литва покрылись сетью иезуитских школ - коллегий с хорошими педагогами и бурсами (общежитиями) для учащихся. Языком обучения был латинский. Примерное обучения и воспитания в ка-толицькому духе готовило новые поколения для укрепления польского государства. В 1570 г. был открыт крупнейший образовательный центр на Востоке - Виленскую коллегию. Впоследствии король предоставил ей права академии. Первым ее ректором был назначен активный деятель иезуитов Петр Скарга. Под конец XVI в. в ней обучалось более 800 студентов. На территории Украины первую иезуитскую коллегию открыт в Ярославле в 1571 г. Возглавлял ее теоретик иезуитской педагогики Бенедикт Гербест. Главная цель деятельности коллегии - окатоличивание детей украинской знати. Дети, находясь под влиянием соответствующего окружения на протяжении многолетнего обучения, отрекались от родного языка, культуры, обычаев. По словам Ивана Вышенского, из латинской школы выходили «гордые, величавые, надменные, надутые марнославолюбці, напыщенны, велеречивые, самохвальці, чванливые фарисеи, клеветники, не правдолюбцы, правдоненависники, оговорке, всех докірники, что себя считают лучшим». Иезуитские школы были открыты также во Львове, Луцке, Киеве, Каменец - Подольском, Остроге, Ужгороде и других украинских городах.
Преподаватели этих школ - богословы защищали католицизм, выступали против православия и отечественных традиций воспитания. В иезуитских школах изучали латинскую грамматику, греческий и польский языки, риторику, диалектику, историю, космографию, естествознание. В Венской коллегии к тому же - философию и богословие. Схоластические положения оправдывали аморальность иезуитской политики порабощения коренного населения. Все это было чуждо и отрывало ученика от родной культуры.
Социальный и национальный гнет Польши тормозил развитие образования. Основная масса трудящегося люда в XVI в. была неграмотной. Да и среди феодалов образованные люди попадались редко. Низкий культурный уровень мало и православное духовенство.
Православие и сознательные граждане бросили вызов польскому католицизму. Боролись с врагом его же методами. Небольшая кучка украинских магнатов, которые остались верны древней вере, удерживали в своих владениях православные школы и типографии. В 1570 г. основал на своих землях школу и типографию князь Юрий Слуцкий. Поступала также поддержка от энергичного князя Андрея Курбского, бежавшего из Москвы, который в 70-х годах XVI в. поселился на Волыни и посвятил себя обороне православия.
Таким образом сознательное украинство и православная церковь боролись за возрождение и развитие образования на уровне тогдашних требований.