Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.3. Методологические аспекты психологии

Методология науки - учение о принципах построения, методы, формы и способы научного познания. Ее роль заключается не только в обрисовке того, что должна исследовать наука, но и в отыскании наиболее эффективных способов познания сущности определенного круга явлений. Методология охватывает принципы и законы определенной науки, а также определяет оптимальный уровень обобщения теоретических знаний.

 

1.3.1 Принципы психологии

Методологическими принципами психологии обще-философские утверждения, что, конкретизуючись, определяют предмет, стратегия и методы психологических исследований, а также исходную позицию для интерпретации полученных результатов. В то же время свои методологические принципы имеет каждое направление в психологии. От них зависят способы решения психологических проблем.

Принципы, на которых основывается методология современной отечественной психологии, постепенно выкристаллизовались в исследованиях Л. Выготского, Б. Ананьева, С. Рубинштейна, Г. Костюка, А. Леонтьева и др. К основным из них - детерминизма, единства психики и деятельности, развития психики в деятельности - украинский психолог О. Ткаченко (род. 1941) добавил еще два - отображение и системности.

Принцип детерминизма, являясь важнейшим в материалистической психологии, утверждает, что психика зависит от образа жизни. Он раскрывает основные причины возникновения психики в филогенезе (историческом развитии всего органического мира) и онтогенезе (индивидуальном развитии организма от рождения до смерти), закономерную обусловленность психических явлений, психической деятельности и психических свойств человека.

Принцип единства психики и деятельности позволяет раскрывать механизмы появления и функционирования психики. Возникнув в деятельности, психика образует его внутренний, идеальный план. В сознании формируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей среде. Этот принцип заложил основы объективного исследования психики. Мимика, жесты, выразительные движения, речевые высказывания объективно выражают психические состояния человека. их анализ и изучение помогают раскрыть внутренние секреты психики индивида.

Принцип развития психики в деятельности дает возможность рассматривать психику как динамическое образование, постоянно меняется на разных этапах становления личности. Согласно этому принципу психику можно правильно понять и объяснить, если оценивать ее как продукт развития и результат деятельности.

Отражение Принцип означает, что все психические функции генетически направлены на отражение действительности. Опережая физический контакт человека с объектом, психическое отражение сигнализирует об значимые для него объекты - оно имеет сигнальный характер. Образ мира, что является продуктомвідображення, ориентирует человека в среде, создает основу для ее активности, выполняя регулятивную функцию. Без нее психическое отражение потеряло бы свое значение.

Принцип системности требует рассматривать психику как сложную систему взаимосвязанных психических явлений. На этом основании А. Ткаченко считает его обобщающим. Согласно принципу системности в процессе научного познания все принципы психологии надо использовать во взаимосвязи.

Методологические принципы психологии создают надежную основу для изучения психики при условии использования научно обоснованных и проверенных методов познания.