Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИИ

2. Политическая мысль Средневековья

В истории Западной Европы Средние Века охватили более чем тысячелетнюю историю от V до XVI столетия. Это была эпоха формирования и развития феодализма. Политические учения этой эпохи постоянно менялись. Значительное влияние на них оказывала христианская религия.

Одним из основных создателей христианской политической теории считается итальянец Аврелий Августин (354 - 430), за свои заслуги перед церковью назван Блаженным.

Августин Блаженный - христианский мыслитель Средневековья. Родился в Тагасті (Северная Африка) в семье римлянина - язычника. Августин резко противопоставлял церковь и государство. В своем главном сочинении «О государстве Божьем (град Божий)» утверждал, что «град земной», то есть государство, связан с царством дьявола и ничем не отличается от шайки разбойников. Выход он видел в создании «града земного» на принципах христианской морали: все формы правления должны уважать Бога и человека. В работе обоснованы идеи всемирного господства Церкви, подчинение светских начал (в том числе науки) религии, божественным установкам. Вся история человечества, за Августином, это грандиозное завершение божественного замысла спасения. Миссия церкви в этом является решающей. Государство превращается в «светскую руку» церкви. Единство рода человеческого означает единство христианской веры под эгидой церкви.

Учение Августина получило распространение и влияния и существенно повлияло на развитие христианских концепций государства, политики и права Средневековья.

Фома Аквинский (1226-1274), развивая концепцию Августина о превосходство церкви над светской властью, пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя. Государство не только поддерживает мир, а является выражением воли Бога во имя людей. Политика означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Основания и существования государств, планирования городов, строительство замков, создание рынков, распространение образования - это провидение, с помощью которого Бог творит мир и правит им.

В работе «Сумма теологии» Фома Аквинский рассматривает естественное и позитивное право. Вечное право - это мудрость Бога. Божественное право направляет естественное право, которое свойственно всем людям как сознательным, моральным и социальным создателям. Позитивное право необходимо, чтобы обеспечен мир и помешать людям делать зло.

Идеальной формой правления Фома Аквинский, как Аристотель и Цицерон, считал смешанную, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преимущество заслуг, народ является гарантом мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано аристократией и народом.

Среди форм государственного устройства Фома Аквинский преимущество предоставляет монархии, ибо, по его мнению, исторический опыт убеждает, что стабильности и успехов достигали государства, где властвовали не много людей, а один человек. Теолог различил две разновидности монархии: абсолютную и политическую. Симпатии его были на стороне последней, в которой власть правителей подчиняется закону и не выходит за его пределы.

Целью государственности является общее благо, обеспечение условий. И эта достойной жизни. Осуществления этой цели, по мнению мыслителя, предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированного положения власть имущих и богачей, безоговорочного соблюдения предписанного Богом долга повиноваться правителям, которые олицетворяют государство.

Фома Аквинский провозглашал, что церковь должна стоять выше за гражданское общество. Главный обладатель на небе - Иисус Христос, на земле - Папа Римский, а потому светская власть подчиняется власти духовной. Именно церковь, воспитывая в людях чувство добра, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинский обосновывал гармонию двух институтов v христианском обществе: церкви и государства. Христианская вера учила человека не видеть в покорении ненавистное иго, а власть воспринимать как большой груз ответственности. Аквинат считал смертельным грехом подстрекательство к бунту и неповиновение властям, однако утверждал, что оправдан сопротивление тирании не является бунтом.

Римско - католическая церковь высоко оценила учение Фомы Аквинского, которое получило название «томизм» (от лат. Thomas - Фома), провозгласила его автора святым и присвоила ему титул «ангельского доктора».

Развитие торговли и ремесел в странах Западной Европы способствовал в XII-XIV вв. росту городов, формированию в них прослойки торговцев, ремесленников, банкиров, стремившихся к независимости от феодалов, преодоления феодальной раздробленности и укрепления центральной королевской власти, были против вмешательства церкви в государственные дела. Выразительно интересы бюргерства, которое поддерживало королевскую власть, отразил в своем труде «Защитник мира» (1324-1326) ректор Парижского университета Марсилій Падуанский (бл.1270 - 1342). Решительно выступая против теократических теорий, он возлагал на церковь ответственность за все несчастья в мире, доказывал, что вмешательство церкви в дела светской власти сеют раздоры и лишает европейские государства, особенно Италию, мира.

По мнению ученого, церковь должна быть отделена от государства, потому что у них разные цели и сферы деятельности. Разграничивая законы человеческие и божественные законы, он утверждал, что к компетенции церкви принадлежат только божественные законы. Поэтому духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение.

Марсилій Падуанский считал, что государство возникло в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Сначала семьи объединяются в роды, потом роды - в племена, на базе которых возникают города и в конечном итоге - государство, основанный на общем согласии всех ее граждан и имеет целью их общее благо. Источником любой власти в обществе выступает народ, именно от него исходит власть - и светская, и духовная, только он - носитель суверенитета и верховной законности. Правда, народом ученый считал не всех граждан государства, а только представителей влиятельных общественных сословий - военных, священников, чиновников, торговцев, землевладельцев и ремесленников.

Государственная власть осуществляется с помощью законов, право выдавать которые имеет народ, а от его имени - избранные им представители. Законы обязательны для всех. Марсилій Падуанский одним из первых в истории политической мысли выдвинул и обосновал идею разграничения законодательной и исполнительной власти государства. По его мнению, законодательная власть определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. В осуществлении власти важное место отводилось выборности как средству образования учреждений и подбора должностных лиц государства всех уровней. Отдавая предпочтение монархии, оптимальной формой государственного правления он считал выборную монархию, в которой правитель избирается народом.

Политическое учение Марсилія Падуанского оказало существенное влияние на формирование представлений о демократическом политическом устройстве общества.