Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел IX

РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ. РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ

 

Религиозные верования, которых сегодня на Земле много, - это продукт общественного развития. Они отражают в своих учениях и доктринах черты социальных эпох. Поэтому религия в современном мире является универсальным духовным явлением жизни общества. Она объединяет на почве моральных и духовных ценностей, догматов целые народы, определяет конфессиональные признаки, консолидирует общины верующих, направляет их на борьбу против негативных, с точки зрения теологии, явлений, предопределяет отправления того или иного культа.

Любая форма религии независимо от конфессиональной принадлежности должно рассматриваться и освещаться с учетом особенностей возникновения и эволюции религиозных верований и учений, роли, которую она играла на каждом этапе общественного развития государства, народа, нации.

Религия - это историческое мировоззренческое явление, которое изучается на научных началах, в комплексе теоретических, исторических и культурологических взглядов с учетом социальной природы, закономерностей ее возникновения и развития, олицетворяет форму общественного сознания.

Религиоведение - это комплексная область научных исследований, которая изучает общественно-историческую природу религии, ее механизмы в социальных связях с экономическими, политическими и духовными структурами общества и ее влияние на личность верующих в определенные исторические периоды, рассматривает религию как составную часть социума, что определенным образом влияет на сознание человека.

Религиоведение делится на два больших направления (разделы):

теоретический - имеет философскую, социологическую и психологическую составляющие;

• исторический - изучает историю возникновения и эволюции религий, верований в их развитии, взаимосвязях, акцентирует внимание на создании новых и новейших религиозных культов.

Наряду с релігієзнавством функционирует богословия; оно стоит на позициях утверждения системы религиозных догматов, обоснование “абсолютных ” истин, что доказывают надчасову, надпросторову природу Бога. Как правило, богословы всех конфессий постулируют приоритеты литое своего направления, отрицая другие. Богословие - середньоадаптована система, которая учитывает научные достижения и старается воплощать их в свои концепции, и это при том, что ранее они полностью отрицались другими верами. Вспомним, как воспринималось отцами церкви учение М. Коперника и Г. Галилея о значение и место Земли во Вселенной. На основе произведенных доктрин религиозные авторитеты формируют позиции церкви в обществе, прививают верующим догматы социально полезных действий, привлекают к церковных организаций и общин как можно больше прихожан. Богословская религиозная мысль пытается направить общественный процесс на восприятие и реализацию религиозных истин, изложенных в канонических книгах - Библии, Коране и др.

Религиоведение и богословие определенной степени являются противоположными, несмотря на то, что их объединяет один предмет исследования. Это разные системы духовных и культурных ценностей, которые нельзя отождествлять.

Перейдем к рассмотрению религии как исторического явления и формы культуры.

По трактовке богословов, религия (от лат. religio - связь) - это то, что связывает человека с Богом: “священное писание ”, культ и другие догматы, то есть это вера в существование Бога.

Светское определение религии охватывает систему философских, социологических, культурологических, психологических научных знаний, основывается на историософии, рационалистическому подходе, лишенном признаков идеологизированных и містифікованих теорий.

Религия - одна из древнейших форм общественного сознания и своеобразного отражения мира. Ученые материалистического направления считали религию “фантастическим”, то есть ложным, негативным, антикультурним отражением мира. Ф. Энгельс, вступая в полемику с Есть. Дюрінгом, отмечал фантастичности религии, убедительно доказывал, что религия возникла в процессе осмысления человеком сил природы, общественных сил, что это одна из древнейших форм духовного освоения мира, что вытекает из свойств процесса познания.

Религиозные верования прошли через определенные уровни трансформации сознания человека, магические действия, представление о стройно выстроенную систему мира, гиперболизированные и выведены до уровня моральных постулатов обряды, которые являются обязательными для каждого верующего. Если такие формы общественного сознания, как мораль, политика и право, допускают вариативность, то религия претендует на единственное, непререкаемое универсально-догматическое видение и понимание действительности. Отыгрывая роль мировоззренческой системы, религия однозначно определяет место человека в мире, диктуя ей правила повседневного поведения и нормы межличностных отношений.

Каждом направлении человеческой деятельности свойственны фантастические формы воспроизведения действительности. Это характерно и для науки, и для политики, и для искусства. Художественная фантазия является неотъемлемой составляющей художника. Человек испокон веков делала попытки отражать действительность в фантастических формах, повествуя о богов, героев, демонов, духов. В этих отражениях отражались и трансформировались реальные события, приобретали сверхъестественного окраска представление человека о мире, природе и бытия. Таким образом, мифы, фольклор, где освещалось как общепризнанное, так и сверхъестественное, были восходящим источником, истоками религии.

Известны две противоположные теории относительно того, когда и как возникла религия. По утверждению богословов, религия есть сверхъестественным божественным явлением, что существует изначально, а потому история общества обязано религии. Ученые доказывают, что человечество насчитывает свыше 3,5 млн лет и охватывает огромный исторический период. Археологи утверждают, что первые религиозные представления сложились в эпоху верхнего палеолита примерно 40-20 тыс. лет назад, поскольку уже тогда жили люди современного антропологического типа, которые творили религиозные системы.

Ранние формы религии зародились вместе с фетишизмом, тотемизмом, магией, анимизмом. С переходом к классовому общества сформировались и утвердились племенные религии, где ведущую роль играли культ вождя и духа предков. С возникновением политеизма (многобожия) появился институт жрецов, которые профессионально “обслуживали” богов и божеств, выполняя роль посредников между членами племени и Богом.

Институт жрецов сформировал систему идеологического обеспечения, выполнял творческие функции, сочинял мифы (от греч. mythos - предание, сказание), в сюжетах которых боги и герои служили образцом и объясняли непонятные явления природы. В мифах отражались нравственные взгляды, эстетическое отношение к действительности. Записаны, упорядоченные и догматизовані мифы стали базой для написания “священных” книг.

С образованием института государства возникла необходимость привести пантеон богов к общему знаменателю и к модели системы управления страной. Политеизм начал терять значение; на смену и как противовес ему в последние годы старой эры начинает образовываться религия единобожие - монотеизм, что было обусловлено общественными потребностями. В государстве образуются централизованные структуры с единым царем, поэтому стал нужен один Бог, который бы подтверждал его права на землю. Тогда родилась поговорка: “На небе один Бог, на земле один царь”. Возникают такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. Этот период стал поворотным пунктом как в истории общества, так и в истории религии. Мировые религии предусматривающих обращение всех народов независимо от национальности в единого Бога. Было унифицировано культы, нивелировалась специфика национальной обрядности, пропагандировалась общая равенство перед Богом всех социальных слоев, перенесено в абстрактный измерение (в потусторонний мир) обще-социальную справедливость. Благодаря таком космополитическом характера мировых религий они начали распространяться по всем континентам Земли.

Мировые религии определили ведущей иллюзорно-компенсаторную функцию относительно земного бытия: реальность переходит в надежду и видение будущего идеального мира как райского бытия, где вроде бы царят равенство и свобода. Поэтому материалисты считали религию опиумом для народа, доказывая, что она отвлекает человечество от активной жизни. Однако опий может быть одновременно и лекарством, и ядом в зависимости от дозы. Поэтому нужно найти золотую середину, когда религия будет идти рядом с замещением другими духовными компенсаторами, которые имеют высокий гуманистический содержание, эстетическую наполненность, формируют у человека культуротворчі позиции для активного развития высокогуманного общества.

Идея каждой религии - идея Бога, то есть суть и сущность отражения идеально-абстрактной человека, смоделированной на гуманистических началах. Общечеловеческий гуманизм не отрицает существующих верований, национальных традиций, обычаев, он впитывает в себя их лучшие достижения и основывается на их основе. Можно утвердительно говорить о сочетание высоких идей гуманизма религии и лучших гуманистических принципов общества, искать и реализовать в социум тот здоровый синтез, который, безусловно, может стать перспективным.

После образования религиозных систем в них формировались иерархические структуры, которые отвечали общественным; религиозный пантеон последовал светский. Для почитания Бога и сонма божеств производилась ритуальная система с учетом региональных и национальных особенностей народов. Не всегда религиозные структуры отождествлялись с постулатами исповедуемой религии, ведь церковь часто и активно включается в систему экономических, политических и культурных отношений, выполняет множество нерелигиозных функций. Так, монастыри в Европе долгое время были почти единственными культурными и научными центрами; это касается также буддистских и ламаистских монастырей в Тибете, Индии, где находится большое количество исторических и культурных ценностей. Много религиозных организаций являются активными борцами за мир, ядерное разоружения, социальную справедливость; священнослужители подают пример для подражания в осуществлении благотворительных дел. Вспомним известного прогрессивного деятеля и борца за социальную справедливость, лауреата Нобелевской премии мать Терезу, для которой постулаты религии стали постулатами жизни.

До утверждения мировых религий функционировали такие культовые системы и религии (приводятся в хронологическом порядке):

• племенные культы - магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческие культы, шаманизм;

• ранние национальные религии Древнего Египта, народов Двуречья, Древней Индии, древнегреческая религия, религия Древнего Рима;

• поздние национальные религии - иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, сикхизм;

мировые религии - буддизм, христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам.

С утверждением мировых религий встал противостояние, а чаще отрицание и запрет племенных культов и ранних национальных религий. В Центральной Европе, в частности в Украине, это было особенно заметным, ведь эта территория одной из последних вошла в систему мировой религии. Религия аборигенов-украинцев в Византии имела определение “язычество” или “язычество” (от лат. poganus - язычник, чужой). Правда, сейчас этот термин “язычество” часто используют не в том значении, которое он имел вначале. В богословской литературе и, в частности, как исторический и литературный этот термин определяет дохристианскую и нехристианскую религию, при более узком трактовании - политеистическую религию. Все, что связано с язычеством, точнее можно определить понятиями “политеизм”, “анимизм”, “фетишизм”, “шаманство”.

Одна из старейших ведущих религий мира - буддизм - утвердилась в Индии более 2,5 тыс. лет назад. Основателем ее был Шак'я-Муни; ведущая тезис: страдание земное приводит к победе над злом, возвышает и утверждает “истинное над бытием”, постулат: земной мир - это только подготовка к “жизни” в “небесном мире”. Главное - слияние с божеством, достижения абсолютного покоя - нирваны. Этот тезис сформулирован в “третий святой истине”: “святой истиной лишения страданий? Это полное лишение страданий, полное отрицание и устранение их”.

Христианство как мировая религия тесно связано с иудаизмом. Оно зародилось в середине i в. н. э. в восточных провинциях Римской империи за глубокого кризиса рабовладельческого строя.

Новую веру проповедовали среди иудеев Палестины и Малой Азии “наставники справедливости”. Это, безусловно, были реальные лица, имена которых неизвестны. Вполне вероятно, что их идеи трансформировались и реализовались в образе Иисуса Христа. Современные исследования не отрицают, что такая личность существовала и могла стать основателем христианства. Рассказы о жизни Иисуса Христа зафиксированные в Евангелиях, которые были созданы гораздо позже от описываемых событий, и во многих случаях его гиперболизированный образ. До сих пор не найдено ни одной строки, который бы написал сам Иисус Христос, хотя, по утверждениями Четверть евангелий, он был грамотным, образованным человеком.

Христианство возникло как протест против рабовладельческой системы и порядков, которые насаждала Римская империя, особенно в отношении завоеванных территорий. Сначала христианство встретило резкое сопротивление рабовладельцев. Однако со временем они поняли, что это является базой для формирования в различных социальных группах духа повиновения. С V в. эта религия начинает завоевывать все больше сторонников. Так, в 312р. император Константин уравнял христианство в правах со всеми религиями Византийской империи, а в 324 г. провозгласил государственным религией. В 325 г. он созвал в городе Никее Первый церковный собор, которым фактически закрепил союз между государством и церковью. Каждый из последующих соборов лишь утверждал и догматизував христианские постулаты в обществе. К началу XI в. христианство было целостным. Однако в 1054 г. произошел раскол, в результате которого образовались две крупные конфессии - западная католическая церковь и восточная православная.

В настоящее время существуют 15 автокефальных (независимых, самостоятельных) православных церквей: Костянтинопольська, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербский, Болгарский, Кипрська, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынский, Чехо-Словацкая и Американская. Украина принадлежит к православной ветви.

Базой православного вероучения Библия (от греч. biblia - книга, писание) - Символ веры, утвержденный Соборами 325 и 381 г. Разработаны стройные ритуальную и обрядовую системы, обязательные для исполнения в всех храмах.

Как православные, так и католики руководствуются основными постулатами, изложенными в Библии; их исповедуют также другие религиозные христианские направления. Отличие заключается, в частности, в отправлении культовых обрядов.

На Аравийском полуострове в период распада родоплеменного строя и формирования централизованного государства в начале VII в. возник ислам считается самой молодой религией мира (в переводе с арабского слово “ислам” означает “покорность”). Тех, что исповедуют эту религию, называют преданными (с араб. - мусульманами, отсюда второе название ислама - мусульманство). В Европе эта религия получила название “магометанство” по измененным именем основателя Мухаммеда (Магомета).

Из Аравии ислам довольно быстро распространился на страны Среднего Востока, Египет, северную Африку, северную Индию, Индонезию, Среднюю и Малую Азию, Закавказье, Европу. В настоящее время ислам является второй после христианства наиболее распространенной религией мира.

По состоянию на конец XX в. всемирная исламская Лига насчитывала более 800 млн. последователей, проживающих более чем в 120 странах мира, в 28 из них ислам является государственной религией, в частности в Иране, Пакистане, Мавритании и др.

Основные постулаты ислама изложены в “святой” книге мусульман - Коране (от араб. - чтение), что создавался в течение УП-УШ вв. Положения Корана положены в основу мусульманского феодального права - шариата. Ведущими являются такие тезисы вероучения ислама:

вера в единого Бога Аллаха и его посланников на земле Мухаммеда и Али; Аллах - один, неотделим и единственный;

уважение “священного писания” (Корана);

ежедневная пятикратная молитва - намаз (перед намазом обязательно ритуальное омовение водой или песком);

уплата налога (закят) в пользу бедных; он может дополняться садаком - добровольными пожертвованиями;

соблюдение пост - уразу (сейчас это требование упрощенно);

хождение на молитву в Мекку - хадж (покаяние в грехах и приобщение к святым);

• священная война с неверными - джихад, или газават (этот догмат применяется исходя из политической ситуации, собственно, как и всегда).

Все мировые религии имеют достаточно сложную обрядовую систему, выполняется в течение всего календарного года.

Мировые религии активно используют культурно-художественный процесс, хорошо понимая, что идею легко и продуктивно можно провести через художественные произведения, ибо в этом случае она усваивается наиболее полно.

Произведенные мировыми религиями моральные и правовые принципы частично вошли в светской практики. К сожалению, они не всегда выполняются. Так, ведущие заповеди христианства “не убий”, “не кради”, “не лги” в обществе большей мере декларируются, чем реализуются, ими руководствуются только отдельные индивидуумы, но это, скорее, исключение, чем правило.

Со сменой мировоззренческой системы, которая состоялась в Киевской Руси в X в. с переходом от протодемократичної системы - язычества к авторитарной - христианства, произошли значительные изменения как в обществе, так и в культурно-художественном процессе. На смену своеобразным культурным национальным ценностям пришли византийские, которые постепенно вытесняли родное и в XVI-XVII в. почти полностью овладели умами и душами людей; остались лишь отдельные реминисценции как воспоминание о почитании языческих культов.

С утверждением национальной независимости и провозглашением государства Украина встал вопрос об определении свободы мировоззрения и вероисповедания, т.е. предоставление гражданам Украины возможности и права исповедовать любую религию или быть атеистом. Правда, атеизм - это также своеобразная религия.

Нынешнее распределение христианских концессий в Украине иллюстрирует приведенная таблица.

 

Область,

территориальное образование

Количество зарегистрированных общин

УПЦ

протестантские

УГКЦ

УПЦ-КП

УАПЦ

РКЦ

Винницкая

637

198

10

66

20

115

Волынская

463

258

10

187

13

24

Днепропетровска

283

198

3

19

13

8

Донецка

304

304

16

45

1

46

Житомирская

459

165

5

73

3

102

Закарпатская

508

317

299

3

-

84

Запорожская

172

176

2

41

1

7

Ивано-Франковская

23

76

664

270

151

25

Киевская

416

256

7

208

9

7

Кировоградская

172

120

-

10

4

1

Луганска

246

144

2

5

2

17

Львовская

62

207

1460

362

352

126

Николаевская

164

124

5

61

3

5

Одесская

384

217

7

30

2

9

Полтавская

278

121

1

47

7

1

Ровенская

493

295

2

234

14

2

Сумская

287

117

2

35

-

2

Тернопольская

114

127

751

177

295

73

Харьковская

214

133

5

11

10

5

Херсонская

195

113

6

21

12

10

Хмельницкая

721

215

16

69

60

118

Черкасская

308

230

1

52

20

6

Черновицкая

383

314

13

113

-

25

Черниговская

350

99

2

49

-

1

Автономная Республика Крым

353

167

4

16

2

12

Киев

93

212

8

66

20

11

Вместе

7911

4879

3301

2270

1022

751

Примечание. УПЦ - Украинская православная церковь; УГКЦ - Украинская греко-католическая церковь; УПЦ-КП - Украинская православная церковь, Киевский патриархат; УАПЦ - Украинская автокефальная православная церковь; РКЦ - Римско-католическая церковь.

 

Право свободы мировоззрения и вероисповедания зафиксировано в международных документах, в частности в “Хартии прав человека ”, “Общей декларации прав человека ”, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., и продублировано в международном “Пакте о гражданских и политических правах”, принятом 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г., который вступил в силу 23 декабря 1976г. Уст. 18 Декларации и ст. 18 Пакта написано: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, она может принимать религию за своими убеждениями, выбором и осуществлять свободу исповедовать свою религию или убеждения публичным или частным порядком и выполнять религиозные или ритуальные обряды”. В ст. 35 Конституции Украины, принятой на сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996г., также указанное право граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания. Эта статья практически повторяет статьи международных документов и не противоречит им. Таким образом, законодательство Украины в вопросе прав человека соответствует международным нормам.