Раздел И
Культура праславян
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ МЕСТО В КУЛЬТУРНОМ
ДОСТОЯНИИ СЛАВЯН
Памятники черняховской культуры датируются
II-IV вв. н. э. Расположены они купно: в бассейне реки Роси, на Днестре,
среднем Буге и Днепре, возле порогов на правом берегу, а также между Дунаем
и Тирой. Самый значительный очаг - треугольник Рось-Днепр-Киев. Археологические
памятники дают возможность проследить взаимосвязь культур: пізньоскіфська
тесно связана с ранньозарубинецькою, черняховская при определенных условиях вырастает из
зарубинецкой. Бурные события великого расселения славян создали главный
культурный центр земли русской, память о ее пределы дожила до XII в.
Характерно, что культура
черняховского типа не является исключительной для одной местности Украины - это типичное
явление для всего ареала памятников. В это время резко увеличивается заселенность
территории. Поселения расположены на расстоянии 3-5 км. И такое явление
наблюдается по всей тогдашней Украине, то есть в эти сутки полностью формируется
этническая территория украинского народа.
Поселения этого периода имеют
характерные особенности. По сравнению с передскіфською и скифской эпохой, когда
городища были укреплены, почти неприступные, общины настолько чувствовали себя в
безопасности, укрепления, в том числе военизированные, исчезают полностью: поселка
открытые со всех сторон. Ни один могильник мужского захоронения не содержит меча или
другого оружия. Это свидетельствует о том, что мирная жизнь не диктовало необходимости иметь оружие
в потустороннем мире. Зато его обеспечивали едой, посудой, овцой и
рядом с ней оставляли ножа, чтобы можно было врезать себе кусок мяса и хорошо
поесть. Мы не находим мечей и в музейных собраниях, рассказывают о
период, отсутствуют упоминания об оружии и в литературных памятниках. Наверное, в тот
время воины как социальная группа не играли доминирующей роли в обществе.
Все это характерно для северной
части Украины: Киевщины, Полесья, среднего Днепра, лесной и лесостепной
полосы. В степной зоне чаще встречаются городища-бугры, окруженные крепкими
стенами, глубокими рвами, а на юге - поселение городского типа с высокими каменными
башнями, сложенными из местного известняка (Бизюкове городище,
городок Николаевка и др.).
Общая численность населения здесь
составляла около 20 млн. человек, или почти 110 человек на 1 кв. км. В то же время в
Европе при средней численности отдельных народов 100 тысяч человек общая
численность населения всей Великой Германии должна была составлять 5 млн.; для
варварской группы народов - цифра большая. Для наших условий-10 человек на 1 кв. км,
или 550 на квадратную географическую милю, - величина чрезвычайно мала.
Разрозненные группировки создавали
почти единую топографическую нерасчлененную целостность и культурно-топологического
единство. Это обусловлено существенным увеличением численности населения, плотностью
расселение и техническим прогрессом: гончарный круг, всестороннее развитие
металлургии, дифференциация ремесел, пашенное земледелие, формирование товарного хозяйства,
а также крупных производственных центров. Например, Іголом'я, слияния расчлененных
племенных территорий в одну общую территорию - признаки времени. В таких же
формах эти процессы происходили и в Центральной Европе.
Определенное время в науке бытовало тезис, что
черняховская культура - это периферийное явление культуры Средиземноморья, а
точнее - Рима. Но это не так. Черняховская культура была вне римских
провинциальных культур, она никогда не была римской провинцией, а памятники,
исследованы на всей территории, охваченной черняховской культурой, дают основания
утверждать о ее самобытность. Так, многие общины имели свои гончарные
промыслы и гончарные печи. Это, в частности, Завадовка, Заурядное, Коровинцы,
Глинжани, Томешті, Будешті и др. В смежных пунктах, расположенных достаточно
близко друг от друга, насчитывается почти 20 печей. Учитывая, что годовой цикл
составлял 10-12 випалювань при загрузке около 80 единиц, нетрудно представить
производительность центра. Не меньшими были объемы производства фибул, гребешков,
стекла, бусы и другие вещи местного производства, найденных в Корчеватом и
в других местах.
Отметим еще один существенный фактор:
когда во всей Европе царила римская экспансия и было ликвидировано все народные
языка (ибо должны были уступить место испорченной латыни), черняховке сохранили свою
язык, мифологию, систему верований, то есть сохранили свою культуру.