Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ МЕСТО В КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ СЛАВЯН

 

Памятники черняховской культуры датируются II-IV вв. н. э. Расположены они купно: в бассейне реки Роси, на Днестре, среднем Буге и Днепре, возле порогов на правом берегу, а также между Дунаем и Тирой. Самый значительный очаг - треугольник Рось-Днепр-Киев. Археологические памятники дают возможность проследить взаимосвязь культур: пізньоскіфська тесно связана с ранньозарубинецькою, черняховская при определенных условиях вырастает из зарубинецкой. Бурные события великого расселения славян создали главный культурный центр земли русской, память о ее пределы дожила до XII в.

Характерно, что культура черняховского типа не является исключительной для одной местности Украины - это типичное явление для всего ареала памятников. В это время резко увеличивается заселенность территории. Поселения расположены на расстоянии 3-5 км. И такое явление наблюдается по всей тогдашней Украине, то есть в эти сутки полностью формируется этническая территория украинского народа.

Поселения этого периода имеют характерные особенности. По сравнению с передскіфською и скифской эпохой, когда городища были укреплены, почти неприступные, общины настолько чувствовали себя в безопасности, укрепления, в том числе военизированные, исчезают полностью: поселка открытые со всех сторон. Ни один могильник мужского захоронения не содержит меча или другого оружия. Это свидетельствует о том, что мирная жизнь не диктовало необходимости иметь оружие в потустороннем мире. Зато его обеспечивали едой, посудой, овцой и рядом с ней оставляли ножа, чтобы можно было врезать себе кусок мяса и хорошо поесть. Мы не находим мечей и в музейных собраниях, рассказывают о период, отсутствуют упоминания об оружии и в литературных памятниках. Наверное, в тот время воины как социальная группа не играли доминирующей роли в обществе.

Все это характерно для северной части Украины: Киевщины, Полесья, среднего Днепра, лесной и лесостепной полосы. В степной зоне чаще встречаются городища-бугры, окруженные крепкими стенами, глубокими рвами, а на юге - поселение городского типа с высокими каменными башнями, сложенными из местного известняка (Бизюкове городище, городок Николаевка и др.).

Общая численность населения здесь составляла около 20 млн. человек, или почти 110 человек на 1 кв. км. В то же время в Европе при средней численности отдельных народов 100 тысяч человек общая численность населения всей Великой Германии должна была составлять 5 млн.; для варварской группы народов - цифра большая. Для наших условий-10 человек на 1 кв. км, или 550 на квадратную географическую милю, - величина чрезвычайно мала.

Разрозненные группировки создавали почти единую топографическую нерасчлененную целостность и культурно-топологического единство. Это обусловлено существенным увеличением численности населения, плотностью расселение и техническим прогрессом: гончарный круг, всестороннее развитие металлургии, дифференциация ремесел, пашенное земледелие, формирование товарного хозяйства, а также крупных производственных центров. Например, Іголом'я, слияния расчлененных племенных территорий в одну общую территорию - признаки времени. В таких же формах эти процессы происходили и в Центральной Европе.

Определенное время в науке бытовало тезис, что черняховская культура - это периферийное явление культуры Средиземноморья, а точнее - Рима. Но это не так. Черняховская культура была вне римских провинциальных культур, она никогда не была римской провинцией, а памятники, исследованы на всей территории, охваченной черняховской культурой, дают основания утверждать о ее самобытность. Так, многие общины имели свои гончарные промыслы и гончарные печи. Это, в частности, Завадовка, Заурядное, Коровинцы, Глинжани, Томешті, Будешті и др. В смежных пунктах, расположенных достаточно близко друг от друга, насчитывается почти 20 печей. Учитывая, что годовой цикл составлял 10-12 випалювань при загрузке около 80 единиц, нетрудно представить производительность центра. Не меньшими были объемы производства фибул, гребешков, стекла, бусы и другие вещи местного производства, найденных в Корчеватом и в других местах.

Отметим еще один существенный фактор: когда во всей Европе царила римская экспансия и было ликвидировано все народные языка (ибо должны были уступить место испорченной латыни), черняховке сохранили свою язык, мифологию, систему верований, то есть сохранили свою культуру.