Раздел И
Культура праславян
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА СКИФСКОГО
ПЕРИОДА
История традиционно называет скифов
всадниками. В скифский период (VIII - II вв. до н. э.) происходит социальная
дифференциация, возникает слой собственников, которые обладают большим количеством
скота и противостоят зависимым от них земледельцев. В могиле, что раскопана
вблизи Майкопа, найдены предметы, изготовленные из золота, серебра, меди,
украшенные изображениями зверей и даже ландшафтом Кавказских гор, что свидетельствует
о существенное социальное и имущественное расслоение общества.
Украинский язык сохранил следы той
архаической общности: двойное значение слова “товар” - скот и товар.
Когда товара много, возникает потребность
охранять его, а также потребность в отдельной социальной сословию - воинах. Эту роль
выполняли как члены рода, так и наемники-воины. Когда в
обществе создается такая институция, она требует у своего хозяина права
на военные походы к соседям с целью или ограбление, или расширение
территории. Особенно популярным было второе, поскольку увеличение поголовья скота
требовало больших пастбищ. Следовательно, ареал влияния скифов намного расширяется.
Это была могучая “варварская” империя всадников с центром в Украине и с
безграничной территорией, о чем свидетельствуют сокровища Чертомлыка, золото Куль-Обы и др.
Могилы скифов найдено на Оби, Полтавщине, Киевщине, Подолье, Херсонщине и в
в других местах.
Скифы-всадники были исправными
воинами, их отношения с соседями не всегда были дружественными. Могущество скифского
государства подорвали персы. Поход Дария обессилил скіфство; было уничтожено Шарпино,
Вільське и другие поселения и зимовники. А довершили разгром империи царь Антей и
македонский царь Филипп, отец знаменитого Александра Македонского.
Для культуры скифского периода
характерно мифотворчество, хотя ее мы наблюдаем и в более ранние времена. Так,
самым известным благодаря Геродоту есть такой миф о происхождении славян: “На берегу
Бористена от скифских богов Папая и Апи - дочери Бористена - родился первый
скиф Таргитай (или Таргітаон). Таргитай имел трех сыновей: Іпоксая, Арпоксая и
Колаксая. Папай подарил им (слетели с неба) золотые: плуг, ярмо, топорик и
чашу. Подошел к золоту старший - оно загорелось, средний - так же,
только младший сумел взять те вещи и поэтому стал за главного царя над скифами”.
Эта и другие мифологические конструкции
скифской эпохи формулируют триединство (верх, середина, низ), или триаду: верхний
мир, мир людей, нижний мир (потусторонний), или небо, гора, вода, или цари
воины, жрецы, земледельцы (смотри величайшую достопримечательность скифской эпохи -
золотую пектораль). Самобытный проявление скифской культуры - звериный стиль в
изобразительном искусстве. Как утверждают некоторые ученые, скифское искусство есть
совокупностью текстов, закодированных в изображении. Попытки их дешифровки Д.
Мачинським, С. Бессоновой, Б.Мозолевським и другим дают основания на
правомерность такого гипотетического предположения. Кое-кто утверждает, что это религиозное
искусство, хотя такая версия вызывает сомнение. Наверняка можно говорить лишь о мифологический
содержание произведений скифской культуры.
Существуют версии, что художественные произведения
как в зверином, так и в фигуративной стиле выполнялись иностранными мастерами,
в частности греческими. По стилевым признакам они похожи, но по смыслу и сюжету
это чисто скифское явление. Наверное, кроме эстетических функций эти изделия были
одновременно тотемами, оберегами для их владельцев.
Отдельные сюжеты дают основание
утверждать о взаимосвязи скифов со Средиземноморьем и Ираном. Так,
изображение старосхідного божества на бронзовой обойме, найденной вблизи хутора
“Красное знамя” на Ставрополье, напоминает Иштар, а
также Кентавра, который несет на плече дерево с привязанной тушей оленя. Для Греции
такая трактовка не характерно. Вероятно, мастер выполнял местное
заказ.
Искусство скифского периода
предлагает свой способ осмысления мира и является достаточно универсальным для культуры,
которая базируется на мифологическом мышлении. Это явление можно охарактеризовать так:
его вызвала социальная эволюция, которая нуждалась своей системы знаков для
выражения мифологической картины мира. Не имея ранее изобразительного эквивалента,
она одолжила его у соседей, но трансформировала по-своему. Этот симбиоз дал
своеобразное явление в культурном достоянии европейских народов - скифский
звериный стиль.