Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА СКИФСКОГО ПЕРИОДА

 

История традиционно называет скифов всадниками. В скифский период (VIII - II вв. до н. э.) происходит социальная дифференциация, возникает слой собственников, которые обладают большим количеством скота и противостоят зависимым от них земледельцев. В могиле, что раскопана вблизи Майкопа, найдены предметы, изготовленные из золота, серебра, меди, украшенные изображениями зверей и даже ландшафтом Кавказских гор, что свидетельствует о существенное социальное и имущественное расслоение общества.

Украинский язык сохранил следы той архаической общности: двойное значение слова “товар” - скот и товар.

Когда товара много, возникает потребность охранять его, а также потребность в отдельной социальной сословию - воинах. Эту роль выполняли как члены рода, так и наемники-воины. Когда в обществе создается такая институция, она требует у своего хозяина права на военные походы к соседям с целью или ограбление, или расширение территории. Особенно популярным было второе, поскольку увеличение поголовья скота требовало больших пастбищ. Следовательно, ареал влияния скифов намного расширяется. Это была могучая “варварская” империя всадников с центром в Украине и с безграничной территорией, о чем свидетельствуют сокровища Чертомлыка, золото Куль-Обы и др. Могилы скифов найдено на Оби, Полтавщине, Киевщине, Подолье, Херсонщине и в в других местах.

Скифы-всадники были исправными воинами, их отношения с соседями не всегда были дружественными. Могущество скифского государства подорвали персы. Поход Дария обессилил скіфство; было уничтожено Шарпино, Вільське и другие поселения и зимовники. А довершили разгром империи царь Антей и македонский царь Филипп, отец знаменитого Александра Македонского.

Для культуры скифского периода характерно мифотворчество, хотя ее мы наблюдаем и в более ранние времена. Так, самым известным благодаря Геродоту есть такой миф о происхождении славян: “На берегу Бористена от скифских богов Папая и Апи - дочери Бористена - родился первый скиф Таргитай (или Таргітаон). Таргитай имел трех сыновей: Іпоксая, Арпоксая и Колаксая. Папай подарил им (слетели с неба) золотые: плуг, ярмо, топорик и чашу. Подошел к золоту старший - оно загорелось, средний - так же, только младший сумел взять те вещи и поэтому стал за главного царя над скифами”.

Эта и другие мифологические конструкции скифской эпохи формулируют триединство (верх, середина, низ), или триаду: верхний мир, мир людей, нижний мир (потусторонний), или небо, гора, вода, или цари воины, жрецы, земледельцы (смотри величайшую достопримечательность скифской эпохи - золотую пектораль). Самобытный проявление скифской культуры - звериный стиль в изобразительном искусстве. Как утверждают некоторые ученые, скифское искусство есть совокупностью текстов, закодированных в изображении. Попытки их дешифровки Д. Мачинським, С. Бессоновой, Б.Мозолевським и другим дают основания на правомерность такого гипотетического предположения. Кое-кто утверждает, что это религиозное искусство, хотя такая версия вызывает сомнение. Наверняка можно говорить лишь о мифологический содержание произведений скифской культуры.

Существуют версии, что художественные произведения как в зверином, так и в фигуративной стиле выполнялись иностранными мастерами, в частности греческими. По стилевым признакам они похожи, но по смыслу и сюжету это чисто скифское явление. Наверное, кроме эстетических функций эти изделия были одновременно тотемами, оберегами для их владельцев.

Отдельные сюжеты дают основание утверждать о взаимосвязи скифов со Средиземноморьем и Ираном. Так, изображение старосхідного божества на бронзовой обойме, найденной вблизи хутора “Красное знамя” на Ставрополье, напоминает Иштар, а также Кентавра, который несет на плече дерево с привязанной тушей оленя. Для Греции такая трактовка не характерно. Вероятно, мастер выполнял местное заказ.

Искусство скифского периода предлагает свой способ осмысления мира и является достаточно универсальным для культуры, которая базируется на мифологическом мышлении. Это явление можно охарактеризовать так: его вызвала социальная эволюция, которая нуждалась своей системы знаков для выражения мифологической картины мира. Не имея ранее изобразительного эквивалента, она одолжила его у соседей, но трансформировала по-своему. Этот симбиоз дал своеобразное явление в культурном достоянии европейских народов - скифский звериный стиль.