Раздел И
Культура праславян
К ВОПРОСУ О ПРАСЛАВЯНСКИЙ
ПИСЬМЕННОСТЬ
Этот вопрос долго и горячо
дебатировалось и сегодня еще не получило окончательного решения. Версии и гипотезы
выдвигались самые разные - от отнесения ее существования с незапамятных
времен до полного отрицания у праславян письменности до Кирилла и Мефодия.
Вопрос о вторичности происхождения
славян и их языка активно “разрабатывают” ученые Запада; отечественная же наука
“определила” точную дату рождения славян - V вв. до н. э. Интересно, кто же
заверил такую справку?!
Исторические реалии, многочисленные достопримечательности,
находящихся в научном обороте, а также дешифрованы памятники письменности дают
возможность, хотя бы на уровне научной гипотезы, отодвинуть возникновение
славянского письма примерно в ХІІ-Х вв. до н. э. Дешифровка текста
Фестского диска, которое выполнил Г. Гриневич, предлагает такую версию: “Будем снова
жить. Будет служение Богу. Будет все в прошлом - забудем, кто мы есть. Где вы
побудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь - забудем, кто мы есть. Чада
есть - узы есть - забудем, кто есть. Что считать, господи! Рисіюнія очаровывает глаза. Никуда
от нее не денешься, не излечишься. Не единожды будет, услышим мы: вы чьи будете,
рисичі, что для вас почести; в кудрях шлемы, разговоры о вас.
Не есть еще, будем ее мы, в этом мире
Божьем”.
Вполне вероятно, что Рисіюнія - одна
с праназв Украины, а рисичі - наши предки. Подобные памятники письменности нередки,
они найдены и на нашей территории, в частности на пряслицях, кувшинах, других
керамических изделиях периода черняховской культуры. Так, на одном из кувшинов
существует надпись “Леви лои” - львиный жир, на другом - “лекарство”.
Важная памятник славянской письменности
- “Влесова книга”. Вокруг нее горячие дебаты продолжались длительное время, сегодня ее
текст, признанный как оригинальный, точно отодвинул дату зарождения
славянской письменности почти на двести лет назад. Книгу написано алфавитом,
что близок к кириллице. Но и до этого времени были резы, глаголица, однако, на
беда, почти все письменные памятники дослов'янського и славянского периодов
выполнены на недолговечном материале, в основном на деревянных дощечках и
бресте.
О распространении письменности среди
населения свидетельствует тот факт, что надписи встречаются на бытовых вещах:
горшках, кувшинах, пряслицях, мечах. Следовательно, тот, кто пользовался этими вещами,
и тот, кто их делал, были грамотными.
Эта гипотеза подтверждается реальным
историческим свидетельством - берестяными грамотами. Тексты их лишний раз
подтверждают существенное распространение письменности среди многих слоев населения.
А рассказ Кирилла и Мефодия о том,
что они в Корсуни встретили мужа русского, который говорил языком русским и показал
книгу, написанную русскими письменами, свидетельствует, что разработанная ими азбука
родилась не на пустом месте, а имела прочное основание. Возможно, просто было
усовершенствована славянскую систему письменности на базе существующей ранее.