Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 3. Управление инновационной деятельностью предприятия

 

3.2. Планирование инноваций

 

Планирование является одной из основных составляющих системы управления инновационной деятельностью предприятия. Как элемент системы инновационного менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, которая охватывает совокупность специальных инструментов, правил, структурных органов, информационных потоков и процессов, направленных на подготовку и выполнение планов.

Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

Планирование инноваций на предприятии имеет ряд принципов, которые устанавливают общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационной деятельности:

1) Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития - планирование инноваций на предприятии должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии;

2) Научное обоснование и оптимальность решений - планирование должно базироваться на основе законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывать объективные условия и особенности конкретного предприятия;

3) Доминирование стратегических аспектов комплексности, гибкости и эластичности - этот принцип вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Комплексность планирования инноваций означает системную связанность всех разрабатываемых на предприятии планов, так как система планирования инноваций включает подготовку различных по целевой направленности, уровню разработки и содержания планов. Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает необходимость динамического изменения планов в случае отклонений в ходе работы или изменения внешних и внутренних факторов.

4) Бюджетная сбалансированность - реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых и других видов балансов.

5) Непрерывность планирования - это принцип реализуется через последовательность и взаимосвязь планов различной долгосрочности и осуществления плановых расчетов с учетом изменений условий и отклонений, которые возникают.

Система планирования инноваций на предприятиях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования и взаимодействующих друг с другом.

Виды планов различают:

• По целям - долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (1-5 лет), краткосрочное (до 1 года).

• По уровню планирования - организация в целом, подразделение, проект, отдельный исполнитель.

• По предмету планирования - НИОКР, производство, сбыт, снабжение и др.

• По целевой ориентацией - стратегическое, оперативное.

По определению Ф. Котлера, стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование можно рассматривать как систему действий и решений, принимаемых на верхнем иерархическом уровне управления с целью разработки стратегического плана на определенную перспективу, который содержит конкретные шаги по реализации стратегических целей и задач организации. Процесс стратегического планирование опирается на результаты выполнения предыдущих стадий инновационного менеджмента - анализа и прогнозирования инновационного развития предприятия, при этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценка сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха.

Оперативное планирование инноваций имеет цель поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств принятой стратегии развития инновационных предприятий. Оно предусматривает формирование продуктово - тематического портфеля предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов необходимых ресурсов и определение источников их покрытия. Оперативное планирование инноваций имеет целью реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

Научные исследования и разработки, как и план развития, находятся под влиянием как стратегического, так и оперативного управления. Любая хозяйственная единица фирмы может использовать результаты исследований и разработок с целью совершенствования своих продуктов, разработки новых идей в связи с текущим производством. С другой стороны, внедрение инноваций на основе стратегического плана выводит организацию в совершенно новую сферу бизнеса. План инноваций содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрение на предприятии, и охватывает следующие мероприятия:

• Создание, освоение новых продуктов или модификация, повышение качества существующих видов продукции и услуг.

• Внедрение прогрессивных технологий, компьютеризация, комплексная автоматизация производства.

• Совершенствование организации производства, труда и управления.

• Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

План инноваций также отражает уровень технического развития производства, в частности: состояние средств производства; уровень прогрессивности технологий, что применяются качественные и структурные изменения «портфеля» продукции (например, удельный вес новой продукции); материалоемкость производства; производительность труда.