Глава II
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
3. Общие принципы формирования хозяйственного механизма управления местным регионом
Адекватный современному уровню
развития производительных сил хозяйственный механизм управления областью имеет:
-
обеспечивать достижение всей системы целей развития
хозяйства области;
-
основываться на принципах широкой демократизации управления, что
позволит направить сознательную хозяйственную активность всего населения данной
области на использование имеющихся резервов;
-
органично вписываться в экономическую, политическую и организационную
структуры государства;
-
быть гибким, способным перестраиваться или достраиваться с
учетом специфики развития каждого города и района, расположенных в области.
Система целей лежит в основе действия
хозяйственного механизма регулирования развития области, она должна базироваться
на учете экономических интересов всех социальных групп населения, трудовых
коллективов, предпринимателей, ассоциаций и обеспечивать интенсификацию развития
хозяйства области, прогрессивную перестройку его структуры, ускорение темпов
научно-технического прогресса, решению актуальных социальных проблем.
Цели, которые должна обеспечить
хозяйственный механизм управления областью, целесообразно разбить на ряд основных групп
согласно заинтересованных в их достижении субъектов разных уровней управления:
государственные, региональные (областные) и локальные.
К целям государственного значения можно
отнести:
-
повышение роли области в ускорении научно-технического
прогресса за счет усиления использования интеллектуального потенциала
высококвалифицированных кадров;
-
повышение эффективности и полноты использования уникального
исторически-культурного потенциала на основе развития туризма и широкой
пропаганды культуры;
-
повышение роли области в создании рыночной инфраструктуры,
предпринимательской и деловой активности, развития внешнеэкономических связей;
-
повышение роли области в решении проблем здравоохранения;
-
повышение роли области в развитии транспорта.
В составе целей регионального уровня
можно назвать:
-
обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности развития
производственного комплекса городов, районов области;
-
непрерывное совершенствование структуры народного хозяйства
области в направлении увеличения доли профильных производств, усиление их
комплексности, увеличение вклада отдельных районов и городов в развитие области;
-
достижение сбалансированности экономического и социального развития с
учетом необходимости обеспечения нормативного уровня и качества жизни
населения;
-
рациональное использования районных ресурсов и городских территорий,
сохранение (восстановление) эколого-производственной равновесия;
-
рационализация размещения производительных сил в системе
"государство-область".
В локальных целей,
обеспечиваются хозяйственным механизмом регулирования развития области, можно
отнести такие:
-
осуществление перепрофилирования, перебазирования и ликвидация
производств, неэффективных с экономическими, экологическими и социальными
критериям;
-
решения локальных проблем улучшения качества жизни населения
на данной территории (жилье, продовольствие, трудоустройство, образование и т.д.);
-
повышение эффективности функционирования агропромышленного,
строительного, энергетического, транспортного комплексов за счет реализации их
резервов путем межотраслевого, областного и межрайонного использования.
Функции конкретного органа
управления областью, на наш взгляд, можно сформировать через определение задач,
решаются ним. К ним относятся такие, как:
-
регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций
различных форм собственности с целью наиболее эффективного использования природных ресурсов;
-
обеспечение комплексного развития и эффективного функционирования
производственной и социальной инфраструктуры с целью повышения эффективности
производственного потенциала и создания высокого уровня условий жизни населения;
-
защита окружающей среды и обеспечения воспроизводства
экологических условий существования территории.
Реализация этих задач в условиях
рынке связана с необходимостью ряда изменений как функций территориальных органов,
так и методов реализации данных функций. В связи с этим необходимо разграничить
функции субъектов, хозяйствующих на территории области, перейти преимущественно к
налоговых методов регулирования хозяйственной деятельности на территории области,
расширить правовую базу для экономических методов регулирования хозяйственной
деятельностью и предоставить самостоятельность муниципальным органам по вопросам формирования
современных территориальных структур управления.
За основной метод регулирования
предпринимательской деятельности на территории области предлагается брать налоговое
регулирования. В этой сфере должны быть расширены права областного органа управления
по введению и отмене ставок налогов, регулирующих различные виды хозяйственной
деятельности трудовых коллективов, по установлению и отмене штрафных санкций в
области территориального управления, предоставления льгот по отдельным видам налогов в зависимости
от местных условий.
Особенно острое ограничение прав
местных органов наблюдается в области ресурсного обеспечения - финансового
и материально-технического. Реорганизовывать хозяйственный механизм управления
областью следует в таких направлениях:
-
от отношений подчиненности предприятий органам управления в
отношений партнерства между ними;
-
от разработки плановых заданий до организации и осуществления
меры по активизации хозяйственной деятельности в сфере производства товаров;
-
от территориальной замкнутости к открытости во всех сферах
хозяйственной деятельности;
-
от прямых плановых заданий предприятиям по производству товаров
и услуг к регулированию производства экономическими методами и координации
заказов на поставку товаров;
-
от контроля за выполнением плановых заданий предприятиями в
контроля за действительным экономическим регулированием производства товаров.
Организация хозяйственного
управления областью основывается на принципах самофинансирования, самообеспечения,
материальной заинтересованности, эквивалентности товарообмена с городами, районами и
предприятиями, находящимися на территории самоуправления, самовоспроизводства.
Предполагается установить равновыгодные взаємоеквівалентні отношения хозяйствующих
субъектов между собой и с областным органом управления, городскими и районными
органами управления, самостоятельно формировать бюджет, активизировать хозяйственные
функции районных органов. Учитывая роль районов и микрорайонов в системе
территориального управления, целесообразно концентрировать на этом уровне управления
основную часть договорных отношений с предприятиями и организациями.
Основа производственных отношений -
собственность. На территории области должны развиваться различные формы собственности,
субъектами которых выступают трудовые коллективы, предприятия и организации,
арендаторы, кооператоры, другие ассоциации производителей и сами муниципальные органы.
Собственностью последних на подведомственной территории являются средства производства и природные
ресурсы (земля, вода, недра и т.д.) согласно их компетенции.
Отношения между трудовыми
коллективами и органами управления определяют систему производственных отношений по
распоряжения ресурсами, находящимися на территории области, ее районов и
городов, распределения и присвоения произведенного продукта. Производственные затраты на
природные ресурсы должны включаться в общественно необходимые затраты труда и в
цену продукта как важнейшая составная часть овеществленного труда. Эти
денежные средства аккумулируются областным органом управления для развития служб и
производств, они призваны восстанавливать окружающую среду, гуманизации,
обеспечивать социальные гарантии.
В состав экономических рычагов
хозяйственного управления областью входят цена, товарообмен, финансы, налоги и
кредит. Цена определяет соотношение спроса и предложения. Поэтому норма
дополнительного налога в пользу муниципального бюджета, бюджета области и
государственного бюджета определяется на основе сложившегося уровня цен на товары в
области. Областной орган управления в связи с этим должен устанавливать уровень дополнительной
платы в цене общественного продукта, определять порядок разработки, утверждения и
контроля экономически обоснованных оптовых, закупочных, розничных,
договорных и биржевых цен и тарифов на товары и услуги, предоставляемые на данной
территории.
Областные, районные и городские органы
управления должны знать не только уровень самой цены на выпускаемую продукцию
на их территории, но и ее составляющие - материальные затраты, заработную плату,
расходы на природные ресурсы, прибыль. Без такого разложения цена выполняет лишь
учетную функцию, а не стимулирующую. Цена служит экономической базой для научного
обоснование уровней использования материальных, природных, трудовых ресурсов и
средств, которые отчисляются в бюджет.
Особого рассмотрения в условиях
рыночных отношений заслуживают биржевые цены, регулируемые спросом и предложением.
В связи с этим деятельность биржи ограничивается номенклатурой товаров, что ею
реализовываются. В частности, орган управления областью определяет номенклатуру и объем
продукции, подлежащей биржевой реализации, используя систему гибкого
налогообложение коммерческих прибылей.
Товарообмен области с другими
регионами осуществляется на основе ценовой эквивалентности. Эквивалентный только
тот обмен, который при одинаковых условиях производства обеспечивает гарантированный области
уровень конечного потребления.
Неэквивалентный обмен, фактически
присвоение результатов труда одного региона другим, одного предприятия другим,
вызывает деформацию экономической структуры, ослабляет заинтересованность в труде.
Стоимость дополнительной работы, вывозится в другие регионы из-за низкой ее в норму
цене общественного продукта региона (предприятия), подлежит возврату
непосредственным производителям через систему налогообложения и по каналам перераспределения
финансовых ресурсов. Социально гарантированный уровень потребления на территории
области обеспечивается за счет реальных доходов населения, которые формируются
в соответствии с общественно необходимых затрат труда и суммарной цены общественного
продукта на определенной территории.
Основным источником доходной части
областного бюджета являются налоги.
Система хозяйственного управления
области должна быть высоко-координированным централизованным механизмом достижения
конкретных целей экономического и социального развития, а структура управления
областью должно обеспечивать планирование, координацию формирования долгосрочных
целей и инвестиционную политику. Функционирование этой системы управления
осуществляется на основе постоянных контактов между служащими муниципальных
органов и работниками частного сектора, нацеленных на достижение взаимоприемлемого
подхода к долгосрочного экономического и социального развития области.
Предвзятом, враждебному отношению работников муниципальной системы до
частного предпринимательства и бизнеса следует пресекать и преследовать в
законодательном порядке.
Структура хозяйственного управления
областью должна быть обезличена, рациональная, гибкая, специализированная,
контролируемая и эффективная. Она должна включать в себя подсистемы рынка и цен,
муниципального управления и согласования интересов. Первая из этих подсистем обеспечивает
развитие производства товаров и услуг, вторая иерархию в производстве общественных
благ и услуг, а третья - договорные отношения.
Каждая частная фирма стоит на
трех китах. Это руководители, работники и акционеры. Поэтому в структуре аппарата управления
областью должны быть представлены все эти группы населения в законодательных и
исполнительных цепях системы.
Экономическая политика структуры
управление областью направляется на стимулирование прямой конкуренции, особенно в
тех сферах, где цена, технический уровень и качество являются определяющими параметрами.
Наряду с экономическими в управлении
должны использоваться и протекционистские методы, которые могут охватывать, по
оценке специалистов, примерно 35 - 40 % хозяйственного оборота.
Должен быть определенный баланс между
крупномасштабными предприятиями, торговыми компаниями и банками, мелкими и
средними фирмами. Отношения бизнес - муниципалитет должны строиться на этом
балансе.
Экономическое и социальное планирование
направляется не на то, чтобы разработать детальный проект плана, а на то, чтобы
определить направление экономического и социального развития. Планирование должно включать
тщательно разработанный набор рычагов (тарифы, контроль за инвестициями, правительственную
закупку, налоговую политику и финансовые ссуды) муниципального влияния на
промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли. Планирование должно предусматривать
экономическую активность и спады в развитии новых и традиционных отраслей и
производств. В этом плане экономические методы регулирования хозяйственной
деятельности актами, ужесточающие ответственность за нарушение экономических
методов регулирования. Кроме того, необходимо расширение прав областных органов
управления в вопросе применения их на всей территории.
Такое расширение прав, на наш
взгляд, связано с законодательным закреплением (в законе о местном самоуправлении)
передачи части полномочий по решению вопросов хозяйственного развития
районным звеньям управления; предоставлением районным звеньям полной самостоятельности действий
в рамках переданных полномочий по установлению ставок налогов и цен на ресурсы
и относительно других экономических методов регулирования хозяйственной деятельности; закреплением
законодательных преимуществ территориальных органов управления перед отраслевыми в
вопросах ведения хозяйственной деятельности на территории области.