Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Внешнеэкономическая деятельность

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.5 Анализ эффективности экспортно-импортных операций предприятия

 

При экспорте товаров предприятие продает товары за границу с целью получения прибыли. В этом случае предприятие несет следующие расходы:

себестоимость экспортируемого товара,

транспортные расходы,

организационные расходы.

Под себестоимостью товара понимают затраты на производство товара предприятием. Транспортные расходы включают в себя расходы на транспортировку товара, которые несет предприятие - экспортер. Эти расходы зависят от цены контракта (СІF, FОВ и т.д.). При экспорте принято использовать цену РОО товара. Организационные расходы - это расходы предприятия на заключение контракта, пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и т.д.

Таким образом, экспортные издержки равны сумме себестоимости товара, транспортных расходов и организационных затрат.

Экспортный доход предприятия от экспорта товаров - это валютная выручка, поступающая па расчетный счет предприятия. В большинстве случаев экспортный доход должен быть представлен в гривневом эквиваленте. Пересчет в гривны может осуществляться либо по курсу Национального банка Украины на день получения валютной выручки или на день заключения контракта (это зависит от условий контракта), или по курсу продажи иностранной валюты па центральных биржах Украины.

Для того, чтобы экспорт товара был эффективен, необходимо, чтобы экспортный доход превышал экспортные расходы. Однако это условие не является достаточным. Экспорт товара целесообразен, если экспортная прибыль превышает внутренний прибыль предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная прибыль равна экспортном дохода за исключением экспортных затрат, а внутренняя прибыль - внутреннем дохода за вычетом себестоимости товара. При этом внутренний доход - это гривневый выторг от продажи товара, предназначенного на экспорт, в Украине.

Если предприятие собирается в дальнейшем осуществлять операции с иностранной валютой, например операции импорта или инвестирования, то для него очень важным является вопрос о том, есть ли смысл продавать валюту, полученную при экспорте, и использовать полученные гривневые средства для вложения их в банк под проценты, пуска их в обращение, инвестирования и т.д. Альтернативой продажи валюты может служить размещение валюты на валютном счете в банке.

При операциях импорта товаров предприятие стремится выгодно закупить товары за рубежом с целью их дальнейшего использования в своей стране. В связи с этим назначение товаров имеет большое значение. Предприятие может закупить товары для их дальнейшей продажи на территории Украины. Такие товары мы классифицируем как товары потребления (ТС). Предприятие может также приобрести товары для их использования в собственном производственном цикле (оборудование, сырье и т.п.). Такие товары мы классифицируем как товары производства (ТВ).

В случае импорта товаров потребления предприятие несет следующие расходы:

стоимость товара,

транспортные расходы,

организационные расходы.

Стоимость товара - это контрактная цена импортируемого товара. Транспортные и организационные расходы являются аналогичными экспортных, транспортных и организационных расходов.

Импортные затраты равны сумме стоимости товара, транспортных и организационных расходов.

Импортный доход - это гривневый выторг за импортируемый товар.

Как и в случае с экспортом товара, импорт товара выгоден, если импортный доход превышает импортные расходы. Однако это условие не является достаточным. Необходимо выяснить, выгодна закупка товаров за рубежом или же их выгоднее закупить внутри страны. Если импортный прибыль превышает внутренний прибыль, то импортировать товары выгодно. Импортный прибыль представляет собой разницу импортного дохода и импортных расходов. Внутренняя прибыль, соответственно, - разница внутреннего дохода и внутренней стоимости товара. Поскольку предполагается, что цены на импортный и отечественный аналогичный товар являются одинаковыми, импортный доход равен внутреннему дохода, а внутренняя стоимость - это оптовая цена па этот товар внутри страны.

При импорте товаров производства ситуация усложняется. В таком случае необходимо учитывать доход, который получило предприятие от использования импортируемого товара, а также расходы, связанные с использованием этого товара. Таким образом, доход от товара производства равен гривневом выручки от продажи товаров, произведенных с использованием ТВ (без расходов на реализацию). Расходы па товар производства - это сумма стоимости сырья и энергии, расходы па обслуживание и рабочая сила. В случае, если товар является не оборудованием, а сырьем или запчастями, необходимо как расходы и доходы от производства товара взять доли, приходящиеся на него, от общих затрат и дохода от производства товаров с использованием импортированного ТВ.

Доход от товара производства прилагается к импортной дохода, а расходы на товар производства - до импортных расходов. Дальнейшие расчеты аналогичны расчетам при импорте товара потребления.

Как в случае экспорта, так и в случае импорта затраты на хранение товара, его дальнейшее распределение по территории страны, реализацию и т.д. не учитываются. При необходимости они могут быть учтены в экспортных затратах и импортных расходах соответственно. При этом эти же расходы необходимо учесть и во внутренних затратах, то есть в себестоимости товара при экспорте и его внутренней стоимости при импорте.

На основании этих теоретических положений разработаны коэффициенты эффективности экспорта и импорта товаров, приведенные ниже.

 

Коэффициенты эффективности экспорта товара

Экспорт товара эффективен, если экспортный доход превышает экспортные расходы. Это отражает базовый коэффициент эффективности экспорта:

где Ебе - базовый коэффициент эффективности экспорта;

Ве - выручка от экспорта;

Ст - себестоимость товара;

Тв - транспортные расходы;

Ав - организационные расходы.

Если Ебе >1, экспорт эффективен. Чем выше этот коэффициент, тем выше эффективность экспорта.

Как уже отмечалось выше, для определения эффективности экспорта расчета только базового коэффициента эффективности экспорта недостаточно. Необходимо выяснить, является ли экспорт товара более выгодной операцией, чем продажа этого товара внутри страны. Для этого используют альтернативный коэффициент эффективности экспорта:

где Еае - альтернативный коэффициент эффективности экспорта;

Вв - внутренняя выручка (выручка от продажи товара внутри страны);

остальные элементы аналогичны элементам формулы (2.5).

Если Еае > 1, экспорт эффективен.

Таким образом, для определения эффективности экспорта необходимо рассчитать коэффициенты Ебе и Еае. При этом следует помнить, что все выручки и расходы должны быть представлены в гривневом эквиваленте. В случае, если оба они больше единицы, экспорт товара эффективен. Если Ебе 1, а

Е ае> 1, то в этом случае экспорт является неэффективным, потому что экспортные затраты превышают экспортный доход. Если Ебе >1, а Еаеи, то и в этом случае экспорт также является неэффективным, потому что прибыль от продажи товара внутри страны будет выше, чем от его экспорта. В случае, если оба эти коэффициенты меньше единицы^ то экспорт товара неэффективен по вышеприведенным причинам.

 

Коэффициенты эффективности импорта товара

Как уже отмечалось выше, при рассмотрении эффективности импорта важное значение имеет назначение импортируемого товара. В начале рассмотрим коэффициенты эффективности импорта товаров потребления.

Для того, чтобы импорт товара потребления был выгоден, необходимо, чтобы импортный доход превышал импортные расходы. Это отражает базовый коэффициент эффективности импорта товаров потребления:

где Ебыимс - базовый коэффициент эффективности импорта товаров потребления;

Ви - внутренняя выручка от продажи импортируемого товара;

Вим - стоимость импортируемого товара;

Тв - транспортные расходы;

Ав - организационные расходы.

Если Ебыимс >1, импорт товара эффективен.

Как и в случае с экспортом товара для определения эффективности импорта необходимо также рассчитать альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления:

деЕаимс - альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления,

Ваб - стоимость отечественного товара, аналогичного импортному, остальные элементы эквивалентны элементам формулы.

Если Е аимс > 1, импорт товара эффективен.

Методика определения эффективности импорта товаров потребления аналогична методике определения эффективности экспорта.

Теперь перейдем к рассмотрению эффективности импорта товаров производства (ТВ).

При импорте товаров производства необходимо учитывать стоимость их обслуживания и использования в производстве предприятия, импортирует эти товары.

Базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства будет выглядеть так:

где Ебитв - базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства;

Втв - выручка от использования товара производства;

Ввтв - затраты на использование товара производства;

другие элементы формулы эквивалентны элементам формулы (2.7).

Если Ебитв >1, импорт товара эффективен.

Необходимо также рассчитать альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров производства:

где Еаитв - альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров производств,

Если Еаитв >1, импорт товара эффективен.

Методика анализа эффективности импорта товаров производства является аналогичной методики анализа эффективности импорта товаров потребления.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные этапы процесса разработки рыночной стратегии фирмы?

2. Что является объектом исследования на различных уровнях разработки рыночной стратегии?

3. Каковы основные фазы планирования стратегии фирмы? Раскройте содержание каждой из них.

4. Что является основой для разработки целей деятельности фирмы?

5. В чем заключается стратегия интернационализации?

6. В чем заключается стратегия диверсификации?

7. В чем заключается стратегия сегментации?

8. В чем преимущества и недостатки использования торговых посредников во внешнеэкономической деятельности?

9. Какие существуют виды торгово-посреднических операций и в чем заключаются их отличительные черты?

10. В чем особенности стратегического и операционного маркетинга?

11. Какими показателями характеризуется эффективность экспортных и импортных операций?