1-й семестр
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
1. Электрическое поле
УРОК 10/10
Тема. Обобщающий урок по теме «Электрическое поле»
Цель урока: обобщить изученный материал и подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.
Тип урока: урок закрепления знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Урок необходимо посвятить подготовке учащихся к тематическому оцениванию знаний. Во время подготовки к тематическому оцениванию знаний необходимо уделить внимание трем группам вопросов:
1) Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
2) Электрическое поле. Напряженность. Работа электрического поля. Разность потенциалов.
3) Электроемкость. Емкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля.
На этом уроке, обобщая изученный материал, можно предложить учащимся задания в виде тестов.
С целью постепенной подготовки к проверке знаний в форме тестов можно предложить ученикам набор тестов с одним правильным ответом. Эти тесты предназначены для подготовки к самостоятельной работе, их предлагают всему классу для обсуждения без оценивания.
Такое использование тестов дает возможность оперативной обратной связи и оценивания учителем степени готовности учащихся к этой работе. Вариант правильного ответа (А, Б, В или Г) учащиеся могут показывать, поднимая, например, 1, 2, 3 или 4 пальца. При этом работает весь класс, и ни один из учащихся не испытывает страха получить плохую оценку.
Рассмотрим несколько примеров таких задач.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
1. На шелковой нитке висит металлический шарик, заряд которого +20 нКл, а масса 2 г. Под ней на определенном расстоянии поместили такую же шарик зарядом -4 нКл. Изменится сила натяжения нити?
А Увеличится.
Бы Уменьшится.
В Останется неизменной.
Г Сначала увеличится, затем уменьшится.
2. Электрон, двигаясь в вакууме вдоль силовой линии электрического поля, проходит между двумя точками с разностью потенциалов Дф. После прохождения этой разности потенциалов скорость движения электронов становится равной нулю. Которая из сил, изображенных на рисунке, показывает направление силы, действующей на электрон?
3. На рисунке изображен конденсатор, на корпусе которого указанные значения емкости и рабочего напряжения. Определите модуль заряда одной из обкладок заряженного до рабочего напряжения конденсатора.
А 6 мКл.
Б 27 мкКл.
В 38 кКл.
Г 400 мкКл.
4. Положительный заряд +q находится в точке A, а отрицательный заряд -q - в точке B. Выберите правильное утверждение относительно напряженности электрического поля этих зарядов на середине отрезка AB.
А Напряженность направлена к точке A.
Бы Напряженность направлена к точке B.
В Напряженность направлена перпендикулярно к прямой AB.
Г Модуль напряженности равен нулю.
5. По приведенной картиной силовых линий электрического поля сравните модули напряженности поля и значения потенциалов в точках A и B.
6. К ведущей шара прикреплено ведущее острие. Сравните модули напряженности поля и значения потенциалов в точке A на поверхности шара и в точке B на конце острие, если пуля имеет положительный заряд.
В конце урока можно предложить учащимся выполнить самостоятельную работу № 2.
Домашнее задание
1. Подр-1: § 1-8; подр-2: § 1-4.
2. Подготовиться к итоговому оцениванию знаний по теме «Электрическое поле».