1-й семестр
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
1. Электрическое поле
УРОК 11/11
Тема. Тематическое оценивание по теме «Электрическое поле»
Цель урока: контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.
Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Итоговое тематическое оценивание можно провести в виде контрольной работы. Каждый вариант контрольной работы содержит шесть заданий. Первые два задания - тестовые; в этих заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных (обоснование выбора ответа не нужно). Третье, четвертое и шестое задания - задачи или качественное вопросы, требующие краткого или развернутого ответа с обоснованием решения. Пятое задание - на установление соответствия (логические пары). В этом задании требуется установить соответствие между физическими понятиями, выражениями, законами, терминами и т.д.
Первое задание оценивается в 0,5 балла, второе - в 1 балл, третье - в 1,5 балла, четвертое - 2 балла, пятое - в 3 балла, шестое - в 4 балла. За первое, второе и пятое задание ученик получает максимальный балл, если решит его правильно, или 0 баллов, если допустит хоть одну ошибку. Третье, четвертое и шестое задания могут быть выполнены частично (неполный ответ на качественный вопрос или ошибки в вычислениях, не до конца решены задачи или решение недостаточно обосновано и др.). В этом случае ученик получает за каждое задание меньше указанного максимума количество баллов.
За шесть верно выполненных заданий ученик может получить максимально 12 баллов.
Ниже предлагаем один из вариантов контрольной работы № 1 «Электрическое поле».
Задание 1 (0,5 балла)
Куда обращен в точке C вектор напряженности электрического поля, созданного двумя зарядами (см. рисунок)?
А Слева.
Бы Справа.
В Вниз.
Г Вверх.
Задача 2 (1 балл)
Отрицательно заряженный шарик перемещают из точки 1 в точку 2 в поле заряженного конденсатора.
А Шарик притягивается к правой пластины конденсатора.
Бы На шарик со стороны электрического поля действует сила, направленная влево.
Во время перемещения шарика электрическое поле выполняет положительную работу.
Г Шарик перемещают в направлении, противоположном направлению вектора напряженности поля.
Задание 3 (1,5 балла)
Как надо перемещать точечный заряд в поле другого (неподвижного) точечного заряда, чтобы потенциальная энергия взаимодействия зарядов не менялась?
Задание 4 (2 балла)
Определите электроемкость конденсатора, если при разности потенциалов на обкладках 1 кВ энергия его электрического поля равна 10 Дж.
Задание 5 (3 балла)
Задача 5 имеет целью установить соответствие (логическую пару). К каждой строке, обозначенного буквой, подберите утверждение, обозначенное цифрой.
А Напряженность электрического поля.
Бы Потенциал электрического поля.
В Электроемкости конденсатора.
Г Энергия заряженного конденсатора.
1 Физическая величина, равная отношению модуля заряда одной из его обкладок к разности потенциалов между обкладками.
2 Физическая величина, равная отношению потенциальной энергии заряда, помещенного в данную точку поля, к значению этого заряда.
3 Физическая величина, равная отношению силы, действующей со стороны поля на точечный заряд, помещенный в данную точку поля, к значению этого заряда.
4 Физическая величина, равная произведению разности потенциалов к расстоянию между двумя точками поля.
5 Физическая величина, которая равна отношению квадрата заряда обкладки конденсатора до удвоенной электроемкости.
Задание 6 (4 балла)
Плоский воздушный конденсатор, расстояние между пластинами которого 5 см, заряженный до 200 В и отключен от источника напряжения. Каким будет напряжение на конденсаторе, если его пластины раздвинуть на расстояние 10 см?