Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 66

Тема. Произношение согласных звуков. Уподобление согласных звуков

 

Цель:

· обучающая: научить евфонічних правил, объяснить законы уподобление звуков украинского языка;

· развивающая: развивать фонематический слух, языковое чутье, память, внимание;

· воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: уважения, доброты, помощи.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, орфография, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество, культура.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Проверка домашнего задания (выборочно)

► Воспроизведите подготовленную скороговорку:

Шумные гавы и галки в гусят взяли скакалки.

Гусята им гогочут, и они хотят скакать.

► Объясните, чем отличается произношение начальных согласных звуков в выделенных словах.

Подготовительное упражнение

► Прочитайте внимательно текст. Подберите к нему заголовок.

Текст 1

Вдыхать воздух через нос следует свободно, бесшумно.

Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято достаточно воздуха (с незначительным избытком), необходимое для произнесения части предложения. Это избавит от «внеочередного» вдоха, который нарушает плавность и ритм речи, вызывает его прерывистость.

Текст 2

Не допускать полного освобождения легких от воздуха. Это приведет к фальцетів.

Текст 3

Расходовать воздух экономно и равномерно, используя каждую естественную остановку в речи для дозбирування запаса воздуха в легкие.

Текст 4

Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, следовательно и сила звучания голоса.

Текст 5

Вдыхать и выдыхать воздух следует бесшумно, незаметно для слушателя, поскольку качественный звук образуется спокойным струей воздуха.

Условия, при которых дыхание во время речи будет правильным, обеспечиваются систематическим тренировкам (По Н. Д. Бабич).

► В выделенных словах назовите гласные звуки. Объясните правила их произношения. Есть ли в этих словах буквы, обозначающие два звука? Если две гласные звуки находятся рядом, влияют ли они друг на друга, изменяя произношение? Найдите пример среди выделенных слов.

► Выясните по толковому словарю значение слова фальцет.

► Подумайте, соблюдаете ли вы указанных требований в собственной речи.

Беседа

► Как делятся согласные звуки?

► Какие знаки письма используют для обозначения мягких и твердых согласных?

► Как в фонетической транскрипции обозначают напівпом'якшення согласных?

► С помощью какого знака передают долготу звука?

► Чем отличается обозначение одного звука, который передается двумя буквами, от обозначения двух отдельных звуков, которые передаются этими же буквами?

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с таблицей

► Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте правила, прокомментируйте примеры к ним.

 

Орфоэпические нормы современного украинского языка

 

Произношение согласных звуков

Примеры

1) Звонкие звуки не теряют звонкости в конце слога и слова. Но: в словах перед глухим [к], [т] звонкие оглушуються

Тропа [стедка], хлеб [хлеб], когти [кіхті], ногти [ніхті], сыро [вохко], дегтя [д'охтю], легко [лехко];

2) Звуки [д'ж], [дз], [дз'] произносятся слитно

пчела [пчела]

3) Характерным для украинского языка является звук [г]

газета [газета]

4) [ґ] употребляется в некоторых заимствованных словах и украинских, древних по происхождению

почву [грунт]

5) [г] и [г] - две разные звуки, которые влияют на лексическое значение слова

фитиль (ущемление) - фитиль (в лампе, свече); играть (на скрипке) - решетка (железные);

6) Звук [ф] произносится согласно своего изображения и не смешивается с звукосочетанием [ви]

телефон [телефон]

7) Звук [в] не оглушується и не переходит в [ф]. Этот звук произносится как [у]:

а) после гласных в конце складов перед согласным;

б) в конце слова

давно [дауно], правда [прауда] сделал [зробиу]

8) Все согласные перед [и] произносятся или мягко (те, что могут быть мягкими), или напівм'яко (шипящие, губные, заднеязычные). Но: не смягчается перед [и] согласный на грани слов, на грани составных частей слова

лед [л'ід], ветер [ветер]

сын и дочь, пединститут

9) Шипящие ([ж], [ч], [ш] в конце слова и слога произносятся твердо, а также перед всеми гласными, кроме [и]

ночь [ночь], чудо [чудо], рожь [рожь]

Но: [шіст']

10) Звук [ц] произносится мягко в словах, оканчивающихся на-ец; звук [ц] произносится твердо в конце иноязычных слов и звуконаслідувальних словах

парень [парень'] дворец [дворец]

11) Звук [р] всегда твердый в конце слова и состава

букварь [букварь] Исключение: Горький [гор'кий]

Уподобление согласных

12) В окончаниях глаголов вследствие уподобления звукосочетание [ться], [шся] произносится как [ц':а'], [с':а]

улыбаются

[усміхайуц':а]

возвращаешься

[повертайес':а]

13) Уподобление за звонкостью: следующий звонкий согласный одзвінчує предыдущий глухой согласный. Внимание! Это влияет на определение количества звуков и букв. Например, в слове «итак» - [так] глухой [т] переходит в звонкий [д] и сливается с [ж] и переходит в африкату [дж]. Соответственно, количество букв в этом слове - 4, а звуков - 3

Футбол [фудбол]

14) Уподобление за глухістю: наступнийглухий согласный оглушує предыдущий звонкий согласный. Приставка с - перед глухими [к], [п], [т], [ф], [х] произносится как [с], это закрепилось на письме. В префиксах роз-, без-, через- [с] перед глухими переходит в [с]

зсушити [с:ушить]+бросить = сбросить бесспорно - [беиспеиречно]

15) Уподобление за мягкостью:

нежность [н'іжн'іс'т]

16) Сложные случаи уподобления:

-жся - [оса] (свистящий [с] влияет на шипящий [ж])

-чся - [цса]

-шці - [сци]

-жці - [зці]

-чці; -тці - [ц:]

-зж - [ж:]

-зч - [шч]

-здж - [ждж]

-ош; - сш - [ш:]

-тч; - тш - [ч:]

 

повеселись - [розвазса]

не скалічся - [не скаліцса]

ромашке - [ромасці]

мережке - [меирезці]

квочці - [кво ц:]

сжать - [ж:ати]

с чем - [ви]

с джурой - [жджуройу]

зарісши - [заріш:ы]

братчик - [брач:ик]

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Наблюдения над языковым материалом

► Прочитайте выразительно скороговорки.

► Запишите фонетической транскрипции выделены слова, воспользовавшись правилами уподобление и таблицей «Сложные случаи уподобления».

 

Произношение шипящих [ж], [ч], [ш]

 

ЖУК

Жук гудит для ежа:

- Же-же-жа, же-же-жа.

- Ты, їжаче, не скорби,

Жо-жу-жи, жо-жу-жи

БЫЧОК

Наш маленький бычок

Бьется рожками:чок-чок.

Ты не бейся, черный бычку,

Ча-чу-чу, ча-чо-чу.

Это очень плохая привычка,

Чи-че-чу, чи-че-чу

ЩЕНОК

В ящик Женя еще рано

Посадил щенка.

Ты, щенок, не пищи:

Ща-щи-щи, ща-щи-щи.

Принесу тебе борща,

Еще-что-щу, еще-что-щу,

И скрою от дождя

 

Произношение свистящих [с], [ц], [с]

Звонит звонарь, дзичить комар, гудят шмели старые и малые

Как на сцену на кирпич

Сел цвіркунчик у плетня.

Щебечет и вірінчить,

Не на миг не замовчить!

Босой парень сено косит,

босые ноги роса росить

 

Творческий диалог

► Прочитайте текст по ролям, соблюдая правила произношения звуков. Представьте участников этой ситуации, опишите их.

ПРОСТО БАБУШКА

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла бабушка. Было очень скользко. Бабушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, отдал девочке свой портфель и бросился помогать бабушке подняться.

Когда через несколько минут мальчик вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Кто же, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - улыбаясь сказал мальчик. - Это просто бабушка (По В. Осєєвою).

► Как бы вы вели себя в подобной ситуации? Как можно объяснить девочке поступок мальчика?

► Запишите выделенные слова фонетической транскрипции. Происходит в них уподобление согласных?

Скороговорки

Сел скворец в скворечник, запел скворец петуху:

«Ты не умеешь так, как я - так, как ты, не умею я».

 

На полке в коробиці

Півкороваю и паляница.

 

На реке Лука поймал рака в рукава.

Загадки

В произношении всегда чистые

Звуки мы еще и голосистые.

Немного нас, но все же

Без нас слова не составишь.

(Гласные звуки)

 

Это все должны знать:

Отличаемся мы чем?

- Нас нельзя разъединить.

Букв две, а звук - один.

(Дж, дз)

 

Я один в семье такой.

Говорят, слишком уж мягкий.

Хоть молчун, и не чудак.

В слове я - не лишний знак.

(Знак мягчения)

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Поисково-исследовательская работа

► Объясните, на какое правило украинской орфоэпии подобранные примеры:

1. Снег. 2. Влажно. 3. Просьба. 4. Ошибаешься. 5. Киев. 6. (На) доске. 7. Рассказать. 8. Проверь. 9. Зеркало. 10. Изюминка. 11. Борщ. 12. Солью. 13. Грунт. 14. Гроздь.

► На какие правила произношения согласных звуков отсутствуют слова-примеры?

► Если впишете в ячейки слова, в которых происходит уподобление согласных, выясните, с помощью чего могут твориться звуки.

 

 

Творческая работа

► Для запоминания слов с согласными, которые уподобляются, образуйте ассоциативные пары по образцу.

Образец: экзамен - Костя на экзамене, футбол - турнир по футболу. Учится, смеешься, на реке.

 

VII. ИТОГ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: этими звуками обозначено одно из понятий фонетики: [а], [г], [п], [ц], [и], [и], [т], [н], [с], [к], [ы], попробуйте его восстановить (транскрипция). Составьте из этих звуков как можно больше других слов. Звуки в словах можно повторять.

► Выучите скороговорку На покосы упали росы. Не бряжчать об рожь косы.