Урок 10. Механические явления
Цель: формировать понятие о механических явлениях и их характеристики, значения механических явлений для человека и в природе; развивать навыки логического мышления; воспитывать интерес и внимание к явлениям окружающего мира.
Оборудование: металлические шарики.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Беседа
♦ Что называется явлениями?
♦ Какие явления вы знаете?
♦ Приведите примеры механических явлений.
2. Прочитайте утверждения и скажите, правильный ответ или нет. Заполните таблицу.
Утверждение |
Так |
Нет |
В тепловых явлений природы относят извержения вулкана |
|
|
До мировых явлений природы относят кипения воды и испарения |
|
|
К электрическим явлениям относят движение планет по орбите |
|
|
К химическим явлениям относят создание новых лекарственных средств |
|
|
В звуковых явлений относят движение поезда на магнитной подушке |
|
|
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Можем ли мы представить свою жизнь без движения? Течение воды в реке, водопад, морские волны, движение поезда или авто, движение планет по своим орбитам, применение рычага при строительстве - все это проявления механических явлений. Почему падает яблоко с дерева? Почему авто продолжает двигаться, когда выключили двигатель? Об этом вы узнаете на этом уроке.
IV. Изучение нового материала
1. Представьте, будто вы сидите в лодке, которая плывет по течению реки. Если закрыть глаза, то нельзя определить, движется ли лодка относительно берега, или стоит на месте.
Почему так происходит? Наверное, потому, что, закрыв глаза, ты не видишь, лодка перемещается относительно неподвижных объектов, расположенных на берегу. Для того чтобы это определить, необходимо выбрать на берегу неподвижное тело, например дерево, и понаблюдать, лодка перемещается относительно этого тела. Недвижимое тело (дерево), относительно которого наблюдается движение другого тела (лодки), называется телом отсчета. Итак, чтобы понять, движется тело или нет, надо выбрать тело отсчета и посмотреть, меняется ли положение рассматриваемого тела относительно тела отсчета.
Процесс изменения положения тела относительно тела отсчета называется механическим движением.
2. Практикум
Опыт 1. На столе продемонстрируйте движение нескольких шаров. Они во время движения сталкиваются между собой и меняют направление движения и скорость. Почему это происходит?
- Что является результатом их взаимодействия?
Опыт 2. На столе катится один шарик, другие не завжають ей двигаться. Но почему меняется скорость? (Взаимодействие с поверхностью стола) От типа поверхности зависит скорость движения шарика. Продемонстрируйте этот опыт на гладкой поверхности и шероховатой. Движение шарика замедляют неровности поверхности.
Опыт 3. Подбросьте шарик вверх. Что с ней будет дальше? Она упадет на стол. В этом случае шарик взаимодействует с землей.
На все предметы действует сила притяжения Земли.
3. Выводы
Изменение направления и скорости движения тел обусловлена их взаимодействием.
Одним из видов механического взаимодействия является земное притяжение. Притяжение Земли тем больше, чем ближе тело к земле и больше его масса.
V. Закрепление новых знаний
1. Беседа
♦ Что называют механическим движением?
♦ Что является причиной механических явлений?
♦ Назовите примеры механических явлений.
♦ Что называют силой тяжести?
♦ Как сила тяжести действует на все предметы на Земле?
♦ От каких факторов зависит сила тяжести?
2. Работа с ею учебника
Читаем научный текст и отвечаем на вопросы (по учебнику Базанова Т. И., Новак К. В., Дербенева А. Г, Садкіна В. И. Природоведение. 5 класс, § 12).
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.