Урок 9. Явления природы
Цель: формировать у учащихся знания о явлениях природы (биологические, химические, физические: механические, тепловые, электрические, магнитные, тепловые, световые); развивать аналитические способности, воспитывать уважение к природоведческих народных знаний и народного творчества.
Оборудование: електрофорна машина, полосовий магнит, магнитная лента, камертон, линза.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
♦ Что изучает природоведение?
♦ Приведите примеры различных тел.
♦ Приведите примеры различных веществ.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Тает снежок, зеленеет лужок,
День прибывает - когда это бывает? (Весной)
Солнышко печет, липа цветет,
Рожь зреет - когда это бывает? (Летом)
Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает - когда это бывает? (Осенью)
Лед на реках, снег на полях,
Вьюга гуляет - когда это бывает? (Зимой)
Мир, в котором живет человек, интересный и одновременно таинственный. Вокруг нас происходит много удивительного.
Демонстрация занимательных опытов (например, игла, которая не тонет в воде, и др.)
- Чтобы осознавать, почему именно так происходит в природе, а не иначе, необходимы определенные знания. Эти знания не только удовлетворяют любопытство человека, но и способствуют развитию человечества в целом.
Итак, начинаем путешествие к удивительному миру явлений.
IV. Изучение нового материала
1. Изменения, происходящие в неживой и живой природе, называются явлениями.
Какие изменения в природе вы наблюдаете в течение года?
2. Приведите примеры явлений в живой природе.
Явления, происходящие в природе, называются биологическими.
Демонстрация опыта. Во время смешивания двух веществ меняется цвет. Что произошло с веществами?
Явления, при которых происходит превращения веществ, называются химическими.
Демонстрация явлений: движение тележки, электрическая искра (с помощью електрофорної машины, взаимодействие магнита с магнитной стрелкой, получение изображения с помощью линзы, кипения воды, звучание камертона и т.д.).
- Что общего в этих примерах? (Происходят изменения с телами)
Изменения, происходящие с телами, называются физическими явлениями. Различают механические, тепловые, световые, звуковые, электрические, магнитные явления. К каким явлениям можно отнести приведенные примеры?
V. Закрепление знаний
1. Какие из приведенных ниже слов обозначают тело, а какие - явление: алюминий, рассвет, гром, самолет, нефть, месяц, медь, стул, серебро, метель, железо, радуга, ножницы?
2. Какие из приведенных ниже явлений является механическими, тепловыми, звуковыми, электрическими, магнитными, световыми: идет дождь, работает писосос, шарик падает, мерцают звезды, поет птица, работает компас, наступает рассвет, летит гробець, тает снег, плывет древесина, молния, движутся облака, работает компьютер, шуршат листья, магнит притягивает скрепку, электромагнит притягивает груз? Ответ запишите в виде таблицы.
3. Отгадайте загадки и скажите, о каких явлениях природы говорится.
♦ По морю идет, а до берега дойдет - сразу пропадет. (Волна)
♦ Зимой спит, а летом шумит. (Река)
♦ Сам с ней рождается, и сам ее рождает. (Вода и лед)
♦ Не стеклянный он, не из металла,
А прислушайся - звенит,
Роет землю он розталу,
Ног не имеет, а бежит. (Ручей)
VI. Итог урока
Беседа
1. Что называется явлениями природы?
2. Приведите примеры явлений.
3. Чем физические явления отличаются от химических и биологических?
4. Приведите примеры химических и биологических явлений.
5. Приведите примеры механических, тепловых, электрических, звуковых, световых, магнитных явлений.
6. Какие явления сопровождают выстрел пушки?
7. Какие явления вы наблюдаете, когда нагревается вода в чайнике?
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.
Дополнительное задание: привести собственные примеры различных видов явлений.