Урок 11. Световые явления
Цель: формировать у учащихся понятие о световых явлениях, изучать источники света, предоставить первичные знания о законе распространения света; развивать умения логически мыслить, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: карманный фонарик, настольная лампа, любое непрозрачное тело.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Беседа
♦ Что называется явлениями?
♦ Приведите примеры явлений в живой и неживой природе.
♦ Какие явления называют физическими, химическими?
♦ Какие вы знаете физические явления? Приведите примеры.
♦ Приведите примеры электрических явлений, которые можно наблюдать в вашей квартире.
2. Соедините стрелками примеры явлений и их названия.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Можем ли мы представить свою жизнь без света? Его каждый из нас испытывает от самого рождения. Свет дает нам возможность видеть все, что существует вокруг нас, непосредственно влияет на жизнь живых организмов.
Как рождается свет, как оно распространяется в пространстве, почему появляется тень и может ли человек, как в одной известной сказке, потерять ее? На эти вопросы вы сами сможете ответить, ознакомившись с интересным миром световых явлений.
IV. Изучение нового материала
1. Радуга; тень, которую отбрасывает предмет; голубое небо; разнообразие окружающего нас мира - вот лишь несколько примеров световых явлений. Источники света вам хорошо знакомы. Их можно разделить на природные (Солнце, звезды) и искусственные (электрические лампы).
Важное свойство света - прямолинейность его распространения. Только при этом условии возможно образование тени и возникновения затмений Солнца и Луны.
Лучи света отражаются от препятствий. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим в зеркале предмет в натуральную величину. Если лучи света падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы можем видеть предметы, которые сами не светятся (в том числе и такие небесные тела, как планеты и их спутники).
Когда лучи света попадают из воздуха в какое-то другое прозрачную среду (воду, стекло), они преломляются (посмотрите сбоку на ложку в стакане с водой и увидите, что на границе раздела воздух - вода ложка будто «взламывается»).
Если белый свет падает на трехгранную стеклянную призму, он преломляется и одновременно разлагается на семь цветов. В этом заключается явление дисперсии. Цвета всегда расположены в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Такая цветная полоса называется спектром. Дисперсия наблюдается и в природе. Вспомните радугу. Она возникает потому, что солнечный свет преломляется в каплях дождя, как в призмах.
2. Практикум
Опыт 1. Направим на доску свет от карманного фонарика. На доске появится светлое пятно в форме круга. А теперь между фонариком и доской разместим небольшое непрозрачное тело. На освещенной части доски появится темное изображение, повторяющее очертания этого предмета (тень). Чем можно объяснить появление тени?
Свет от источника распространяется вдоль прямой линии, которую называют лучом. Если на пути лучей поместить непрозрачный предмет, то за ним образуется пространство, куда свет не попадает. Так появляется тень.
3. Закон распространения света
В однородной прозрачной среде свет распространяется вдоль прямой линии.
На границе раздела двух различных сред свет меняет направление распространения (наблюдается явление преломления света). Так, стеклянная полочка, которая опущена в воду, кажется заломленою на границе воздух - вода.
4. Последствия закона распространения света
Примерами образования тени в масштабах Солнечной системы есть лунные и солнечные затмения.
- Как вы считаете, почему мы видим тень? Если бы свет проходил сквозь предметы, смогли бы мы их воспринимать?
Световые лучи отражаются от других тел и попадают в глаз человека. Тела черного цвета не отражают, а поглощают свет. Лучше всего отражают свет белые тела и зеркало.
Благодаря відбиванню света мы наблюдаем свое отражение в зеркале.
V. Закрепление новых знаний
1. Заполните таблицу.
Источники света |
Природные |
Искусственные |
|
|
2. Объясните образование «солнечных зайчиков».
3. Как лучше разместить лампу, чтобы разглядеть свет.
VИ. Домашнє задачи
Проработать текст учебника.