Урок № 11
Тема. Повторение сведений о обыкновенные дроби. Основное свойство дроби
Цель: повторить сведения о обыкновенные дроби, приобретенные в 5 классе (смысл числителя и знаменателя обыкновенной дроби, запись, чтение; дробь как доля; сравнение [сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями], виды дробей: правильный и неправильный; запись неправильной дроби и смешанное число и др.); сформировать у учащихся представление о равенстве дробей (с одинаковыми знаменателями).
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний
Учитель сообщает о том, что одним из основных понятий, которые изучает математика, является понятие числа; учащиеся уже знакомы с этим понятием и знают, что числа бывают натуральными (используются для счета) и дробными (означают часть числа или сумму натурального и дробного чисел). В 5 классе они уже познакомились с разными видами дробей. Для актуализации опорных знаний учащихся предлагаются виды упражнений (на выбор учителя).
Далее учитель может предложить:
Устные упражнения
Прочитайте дроби:
,
,
. Назовите их числитель, знаменатель и скажите, что они показывают.
Сравните числитель и знаменатель каждой дроби. О чем свидетельствуют эти неровности?
Какое значение а удовлетворяет одновременно все условия:
;
;
?
Заполните пустые квадратики числа, чтобы равенство было верным:
.
Заполните квадратики так, чтобы равенства были верными:
;
.
Игровой момент «Аукцион»
Учитель «выставляет» на «аукцион» три «лоты»:

Лот № 1 Лот № 2 Лот № 3
Задача: «перебить цену» другого ученика, то есть все желающие по очереди называют, что они знают о каждое из записанных чисел. Побеждает тот ученик, который назовет последнее свойство дроби.
II. Систематизация и обобщение знаний
@ После такой активной «разминки» (см. п. 1) ученики обычно очень легко воспринимают традиционные в этой теме объяснения учителя на менее сложных или более простых примерах. Делим круг на четыре равные части, три из которых закрасим, а потом каждую четверть круга разделим еще на пять равных частей (рис. 1).

Тогда весь круг будет разделен на 4 · 5 = 20 частей, а треть всех закрашенных частей круга будет 3 · 5 таких частей. Поэтому
, то есть
или
.
Альтернативный вариант изложения темы может быть таким.
Вспомним, что дробь - это доля отделения числителя на знаменатель, а доля не изменится при условии увеличения (или уменьшения) делимого и делителя в одну и ту же количество раз.
В любом случае ученики приходят к выводам, записанных в конспект 7.
Конспект 7 |
Основное свойство дроби |
1) или ;
2) равные дроби являются различными записями одного и того же числа |
Пример
;
.
|
@ Для заинтересованных учащихся можно объяснить, что и деление, и умножение числителя и знаменателя дроби на одинаковое число - равноценные действия, но в одних задачах целесообразно умножить, в других - поделить числитель и знаменатель дроби на одно и то же число. Об этом мы поговорим позже.
III. Отработка навыков
И уровень
Устные упражнения
1. Докажите равенства:
;
;
.
2. Верны ли равенства:
;
;
;
? Ответ обоснуйте.
3. Назовите несколько дроби, равные дроби
.
II, III уровни
Письменные упражнения
1. Умножьте числитель и знаменатель каждой дроби на 4 и запишите соответствующие равенства:
;
;
;
;
;
.
2. Разделите числитель и знаменатель каждой дроби на 5 и запишите соответствующие равенства:
;
;
;
;
;
.
3. Запишите четыре дроби, равные дроби
, знаменатели которых меньше знаменателя данной дроби.
4. Заменит дроби
;
;
;
;
дробями со знаменателем 48.
5. Поделите числитель и знаменатель дроби
на НОД числителя и знаменателя и запишите соответствующее равенство.
6. Начертите отрезок длиной 4 см. Найдите в миллиметрах
длины этого отрезка;
его длины. Сделайте вывод.
7. Изобразите на числовом луче числа:
;
;
;
;
;
.
8. Сколько содержится: а) в десятых
; б) в девятых
; в) в двадцатых
; г) в шестых
; д) соток в
; е) в четвертых
?
@ Хотелось бы решить на этом уроке как можно больше упражнений, предусматривающих применение основного свойства дроби как умножение, так и деление. Поэтому можно на основе предложенных упражнений составить комплексные задачи, например такие:
1. Запишите дробь
.
а) Умножьте его числитель и знаменатель на 7 и запишите соответствующее равенство;
б) разделите его числитель и знаменатель на 2 и запишите соответствующее равенство;
в) запишите три дроби, равные данном с меньшим знаменателем;
г) запишите три дроби, равные данном с большим знаменателем;
д) запишите дробью со знаменателем 96;
есть) поделите его числитель и знаменатель на НОД числителя и знаменателя;
ж) сколько десятых, двенадцатых содержится в дроби, что мы его получили в п.е)?
Запишите это в виде уравнений.
Замените х таким числом, чтобы было верным равенство:
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)
.
Это опорная задача, ее целесообразно разобрать отдельно после выполнения пункта ж).
Докажите, что дроби
;
;
равны друг другу.
Для сильных учащихся можно предложить вспомнить признаки делимости на 101 и 10001.
IV. Итоги урока
Как формулируется основное свойство обыкновенной дроби?
Правильный запись:
;
;
?
V. Домашнее задание
1. Умножить числители и знаменатели дробей
;
;
на 6, а числители и знаменатели дробей
;
;
разделите на 6. Запишите соответствующие равенства.
2. Запишите три дроби, равные дроби
.
3. Замените дроби
;
;
;
;
дробями со знаменателем 50.
4. Замените х таким числом, чтобы было верным равенство: а)
; б)
; в)
; г)
.
5. Выразите в копейках:
от 3 грн;
от 3 грн. Результаты сравните.
6. Найдите НОД числителя и знаменателя дроби: а)
; б)
.
Повторите алгоритм нахождения НОД и НОК.