Урок 11.
Как музыка передает характеры людей? Музыкальный портрет
Цель урока: обогащать представления учащихся об выразительные возможности музыки. Познакомить с примерами «музыкальных портретов». Дать понятие «реприза». Развивать эмоционально-чувственную сферу школьников, музыкально-образное мышление, творческое воображение, вокально-хоровые навыки, умение рассуждать о музыке. Средствами искусства воспитывать культуру поведения и общения, обогащать слуховой опыт учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся приводят примеры выражения в музыке разных характеров людей, объясняют роль отдельных средств выразительности в создании «музыкальных портретов», рассуждают о музыке и интерпретируют музыкальные произведения, передают эмоции музыки в пластических движениях, выразительно поют, участвуют в коллективных играх.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- музыка выражает характеры людей;
- средства выразительности музыки.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание белорусской народной песни «Савка и Гришка».
2.2. Распевки. Попевка «Звонкий звонок», «Снова звонок».
2.3. Продолжение работы над белорусской народной песней «Перепілонька».
2.4. Беседа по теме урока.
2.5. Поспівка «Разные дети» (муз. Д. Кабалевского).
2.6. Исполнение песни В. Билаша «Непоседа».
2.7. Выполнение в движении белорусской народной песни «Савка и Гришка».
2.8. Слушание пьесы Д. Кабалевского «Три подружки».
2.9. Разучивание украинской народной песни «Я коза ярая».
2.10. Знакомство с украинской народной песней-игрой «Не ссорьтесь».
2.11. Обобщение материала.
2.12. Выход из класса под мелодию песни «Я коза ярая» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Беседа по теме предыдущего урока.
3.2. Распевки. Попевка «Звонкий звонок», «Снова звонок».
3.3. Продолжение работы над белорусской народной песней «Перепілонька».
3.4. Поспівка «Разные дети» (муз. Д. Кабалевского).
3.5. Исполнение песни В. Билаша «Непоседа».
3.6. Выполнение в движении белорусской народной песни «Савка и Гришка».
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Все люди разные по характеру. В музыкальных произведениях также выражаются разные характеры людей. Ученики приводят примеры («Непоседа» В. Билаша и др.). Музыка, которая прозвучит на уроке, научит учеников лучше понимать выразительные возможности музыки в создании «музыкальных портретов», а также различные характеры людей.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учащимися по теме урока.
5.2. Слушание пьесы Д. Кабалевского «Три подружки».
5.3. Разучивание украинской народной песни «Я коза ярая».
5.4. Ознакомление с народной песней-игрой «Не ссорьтесь». Проведение игры.
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Что нового о музыке узнали учащиеся на уроке?
6.2. Какие характеры людей выразили музыкальные произведения?
6.3. Какие средства выразительности помогли передать «музыкальные портреты»?
6.4. Как можно выразить эти характеры пластическими движениями?
Музыка выражает внутренний мир человека, его настроения и чувства, передает разные характеры людей. В этом помогают средства музыкальной выразительности - мелодия, темп, лад, тембр, динамика и т.д.
6.5. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Осознание выразительных возможностей музыки помогает нам глубже понять ее образное содержание. Благодаря музыке мы лучше понимаем людей и жизнь.
8. Выход из класса
Под мелодию песни «Я коза ярая» (или по выбору учителя).