Урок 12.
Музыка изображает
Цель урока: углубить знания учащихся о изобразительные возможности музыки. Показать роль отдельных средств выразительности в изображении звуков и шумов окружающего мира в музыкальных произведениях. Развивать у школьников художественно-образное мышление, певческие навыки, творческие способности. Вызвать интерес к музыкальному искусству, воспитывать культуру слушателя и исполнителя.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия «виражальність» и «изобразительность» в музыке, приводят примеры изобразительности в музыкальных произведениях, объясняют роль отдельных средств выразительности в изображении звуков и шумов окружающей среды, рассуждают о музыке, выразительно поют, создают собственную мелодию к словам, ритмично двигаются под музыку.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- изобразительность в музыке;
- средства музыкальной выразительности.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под мелодию белорусской народной песни «Савка и Гришка».
2.2. Беседа по теме урока.
2.3. Распевки. Попевка «Бим-бом», «Кукушка» (муз. О. Тілічеєвої), «Дождик-пустунець» (муз. С. Роот).
2.4. Выполнение творческого задания.
2.5. Разучивание песни Д. Кабалевского «Карусель».
2.6. Выполнение в движении белорусской народной песни «Савка и Гришка». Музицирования.
2.7. Слушание фрагмента из оперы М. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
2.8. Обобщение материала.
2.9. Выход из класса под песню Д. Кабалевского «Карусель» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Собеседование с учащимися по темам предыдущих уроков.
3.2. Распевки. Поспівка «Бим-бом».
3.3. Выполнение в движении белорусской народной песни «Савка и Гришка». Музицирования.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Музыка изображает звуки и шумы окружающего мира. И хотя главное в музыке - виражальне, изобразительные детали обогащают музыкальный образ, делают его более ярким. Музыкальные примеры (очень известные музыкальные произведения) обогатят слухацький опыт учащихся новыми впечатлениями, научат внимательнее вслуховуватися в музыку, отмечать ее особенности.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учащимися по теме урока.
5.2. Попевка «Кукушка» (муз. О. Тілічеєвої) и «Дождик-пустунець» (муз. С. Роот).
5.3. Выполнение творческого задания: создать собственную мелодию к словам
Часы тикают так - Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
5.4. Разучивание песни Д. Кабалевского «Карусель».
5.5. Слушание фрагмента «Полет шмеля» из оперы Н. Римсьского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Что изображает музыка?
6.2. С какими примерами изобразительности в музыке познакомились ученики?
6.3. Какие средства выразительности помогли передать полет и жужжание шмеля? Движение карусели?
6.4. Вариант исполнения пьесы «Полет шмеля» наиболее понравился ученикам? Почему?
Яркий музыкальный образ создали средства выразительности музыки - мелодия, темп, тембр, регистр, динамика.
6.5. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Обогащение слухового опыта поможет учащимся стать внимательными слушателями и ценителями музыки, лучше понимать выразительные возможности искусства в воспроизведении жизни.
8. Выход из класса
Под звучание песни Д. Кабалевского «Карусель» (или по выбору учителя).