5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 9
Тема урока. Паузы, длительности пауз. Разучивание норвежской народной песни "Волшебный смычок". Слушание музыки. «Волшебная скрипка» (украинская народная сказка)
Цель урока: углублять знания учащихся по теории музыки с помощью ритмических упражнений; развивать вокально-хоровые навыки и ритмический слух; воспитывать любовь к народной песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, таблицы, скрипка, баян.
Ход урока
И. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие, (разучиваю новое приветствие).
Пусть свирели звонко играют,
А скрипочки помогают.
Споем песен:
„Добрый, добрый день!”.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение попевки „Ку-ку, слышно в лесу”.
- Дети, какой знак мы используем между складами ку-ку, когда поем?
- Да, паузу.
- Поэтому еще раз проспіваймо, но с проплескуванням, и положим паузу (Дети выполняют поспівку).
- А какие вы знаете паузы по длительности?
- Четвертные, восьмые, половинные, целые.
- Давайте запишем их в тетради.
- А теперь взгляните на ритмичную упражнение.
Паузы здесь встречаются?
- Четвертные и восьмые.
- Давайте, дети, проплескаємо это упражнение, считая на 1и 2и.
III. Разучивание норвежской народной песни „Волшебный смычок” начинаю с рассказа:
Когда-то в древности люди еще не знали нотной грамоты, но музыкальные инструменты они изготавливали и умело на них играли. Вы спросите, как же они научились. А они и не старались учиться, это играла их душа. Музыканты-любители ходили по городам и селам и своим искусством приносили людям радость и утешение. Так рождались музыкальные образы в сказках, песнях, рассказах.
Волшебный смычок
Норвежская народная песня
2. Проходил богач
И услышал скрипача,
И зависть збудилась
В душе богачу.
- Продай мне скрипку!
За этот твой товар
Я дам, не колеблясь,
Хлеба амбар!
3. - Нет! Скрипка моя
Не на продажу, о нет!
Она же не самому
Нужна мне:
Под звуки ее,
Хоть и играю без нот,
Танцует, поет
Весь наш народ!
Ярким примером этого является норвежская народная песня „Волшебный смычок”, которую мы сегодня изучим.
2. Художественный показ песни. Дети должны определить основное содержание текста песни.
Чему учит вас поступок скрипача? Как бы вы поступили?
3. Разучиваю песню по фразам, обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию.
4. Слушание музыки начинаю беседой:
- Скрипка появилась 400 лет назад в Нн. Италии и оттуда начала путешествовать по всему миру. Знаменитые семьи мастеров Амматі, Гварнери и Страдивари в маленьком городке Кремона предоставили скрипке красивой формы, а особенно - звучание, которое сохранилось по сей день. Каждый скрипач мечтает играть на такой скрипке. Знаменитый виртуоз XIX ст. Н. Паганини имел скрипку Гварнери, а Давид Ойстрах, музыкант XX ст., играл на скрипке Страдивари.
- Скрипка - самый важный член семьи смычковых в симфоническом оркестре. А сейчас послушайте сказку “Волшебная скрипка” в сопровождении закарпатских народных мелодий.
После прослушивания произведения следует провести беседу:
- Интересной была бы эта сказка, если бы не было музыкантов, музыкальных инструментов?
- Какими средствами музыкальной выразительности воспользовались музыканты?
- Почему волки отступили?
- Какая сила музыки?
- Понравилась ли вам сказка?
5. Закрепление материала осуществляю с помощью игры «Кто быстрее ответит на вопрос».
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.