География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УРОК ГЕОГРАФИИ, КОТОРОГО ЖДУТ
Сборка нестандартных уроков

8 КЛАСС

 

СТЕПНАЯ ЗОНА УКРАИНЫ И ПРИЧИНЫ КАЗАЦКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОГО КРАЯ

 

Цель: сформировать у учащихся понятие о географическом положении зоны: осветить причины и процесс возникновения украинского казачества, показать его место в хозяйственной колонизации Дикого Поля; продолжить формировать умение пользоваться историческими и географическими картами; воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважения к историческому прошлому нашего края; развивать знания о компонентах природы, их взаимодействие в природном комплексе.

Оборудование: физическая карта Украины, административная карта, фотовыставка «Родным краем», рисунки.

Тип урока: комбинированный (урок из географии, истории, музыки). Форма проведения: экспедиция.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка экспедиции к работе начинается заранее, за одну-две недели до урока. Она включает:

• создание экспедиционного закона в составе групп: картографы, климатологи, гидрологи, почвоведы, экологи, краеведы, к - кументалісти, фотографы, художники;

• постановку задач перед каждой группой;

• ознакомление групп с источниками информации, которые можно использовать во время подготовки;

• консультацию учителя;

• подготовку презентации урока.

 

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что такое природная зона?

B какой природной зоне мы живем?

• Кто такие казаки?

• Демократическое государство зародилось в нашем крае?

 

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Природная зона - это природный комплекс, где четко прослеживается взаимодействие компонентов природы. Мы живем в среде, пользуемся благами, что создала нам природа, меняем некоторые компоненты для собственных нужд. Изучая его, мы можем лучше понять, как избежать тех нежелательных последствий, которые появляются в результате деятельности людей, правильно оценить сокровище, которое мы получили от матушки-природы.

 

ИV. Сообщение темы, цели, задач урока

Учитель. Степь - природная зона, в которой живем мы с вами. Посмотрите на этот чудесный пейзаж: широкие, бескрайние поля. Все это наш родной Запорожский край. Степная природная зона, или просто степь. На этих полях, бескрайних просторах сформировалась новая сила украинского общества - казачество, которая постепенно превратилась в силу, способную защищать родную землю от посягательств чужаков, сохранить этническую самобытность, а также создать собственное государство.

Украинский казак как свободный рыцарь-труженик стал олицетворением типичного характера, присущего нашему народу. Взгляните, именно на этих просторах появляются новые поселения людей. Именно эти пространства вошли в историю под названием Дикого поля.

Вопрос. Что такое Дикое поле?

Ученик. Дикое поле - историческое название земель, расположенных в XV-XVII вв. по южной и восточной границей пограничных на то время территорий Украины. Название отражает незначительную заселенность региона и отсутствие здесь власти любого государства.

Учитель. Именно здесь формируется украинское казачество.

Ученик. Казак - слово тюркского происхождения, «свободный человек», «воин-всадник».

Вопрос. Что такое государство?

Ученик. Государство - основное орудие политической власти, благодаря которому осуществляется управление обществом, охраняются его внутренние и внешние интересы.

Учитель. Наша задача на уроке - дать комплексную физико-географическую характеристику степи и установить, как природные условия нашего края повлияли на его политическое и экономическое развитие в XVI-XVII вв. Поскольку вы уже приобрели некоторый опыт по этому вопросу во время изучения Полесья и лесостепи, то, готовясь к уроку, получили опережающие задания. Класс разделен на группы, которые имеют названия в соответствии с планом изучения природной зоны. Каждая группа исследовала свой вопрос, а вместе вы - экспедиционный отряд, который объединяет краеведов, климатологов, гидрологов, почвоведов, документалистов, художников и фотографов, которые представили нам свои работы, где изображено историческое прошлое и настоящее нашего края.

 

V. Изучение нового материала

Учитель. Степная зона, или просто степь, простирающаяся к югу от лесостепи до Черного и Азовского морей и на Крымском полуострове до Крымских гор.

Задачи. Определите границы зоны, нанесите их на контурную карту. Рельеф этой зоны? Назовите крупные формы рельефа.

Картографы (рассказывают на фоне песни о Запорожский край). Степная зона расположена на юге Украины, протягиваясь от низовья Дуная до отрогов Среднерусской возвышенности на 1000 км. За ширины 100 км на западе до 300-450 км на востоке она занимает 40 % территории Украины.

Тихонечко ветер веет,

Степи, поля мечтают,

Между оврагами и прудами,

Ивы зеленеют.

Сады обильные похилились.

Тополя по воле

Стоят себе, как сторожа,

Разговаривают с полем.

И все - то, вся страна,

Повита красою,

Зеленеет, умывается

Мелкой росой.

Т. Шевченко

Учитель. Какой климат характерен для степи? Слово предоставляется кліматологам.

Климатологи. Радиационный баланс превышает 5200 МДж/м2. Средняя температура июля +20...+24 °С, января -2...-9 °С. Осадков выпадает 300-450 мм, в северном Крыму и прибрежном Причерноморье - 300-350 мм. Вегетационный период длится 210-245 дней.

Учитель. Какие реки по характеру течения характерны для степи? Слово предоставляется гідрологам.

Гидрологи. Степная зона относится к маловодных регионов Украины. Речной сток в степной зоне самый низкий по Украине. Через степную зону протекает много рек транзитом. Среди них две из крупнейших в Европе рек - Дунай и Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец. Много степных рек летом полностью или частично пересыхают.

Задачи. Нанесите крупнейшие реки степи на контурную карту.

Учитель. Обратите внимание на почвы. Это плодородные черноземы, которые занимают почти 90 % территории зоны. Именно эти почвы способствовали развитию сельского хозяйства и повлекли для нашей зоны. На сегодняшний день почти все угодья распаханы. Слово предоставляется ґрунтознавцям.

Почвоведы. Важным природным ресурсом степной природной зоны является ее плодородные почвы, прежде всего черноземы. Зона занимает первое место в Украине по площади черноземов. Степная зона относится к районам позднего сельскохозяйственного освоения. Еще в начале XIX в. большие равнинные площади здесь были преимущественно целинным.

Учитель. Степная зона в наше время характеризуется значительными изменениями, поскольку больше за другие подпала под влияние хозяйственной деятельности человека. Слово предоставляется экологам.

Экологи. Степная зона хорошо освоена. В естественном виде участки степи сохранились лишь в заповедниках, на склонах оврагов, балок.

Наибольшей угрозой для природной зоны является водная эрозия, которая изымает гектара почв из сельскохозяйственного оборота; на лессовых породах, которые очень распространены в лесостепи, развиваются процессы оврагообразованием. Поэтому нужно регулировать поверхностный сток, хранить и высаживать новые деревья, улучшать агротехнические мероприятия.

В степи сосредоточено много объектов и территорий природно-заповедного фонда: Луганский, Украинский степной природные заповедники, Аскания-Нова и Черноморский биосферные заповедники. В нашем крае Днепровские пороги, Каменные Могилы, Большие и Малые Кучугуры, Молочный Лиман и др.

Учитель. Мы определили природную зону степи, дали краткую характеристику природных компонентов.

Вопрос. Как вы считаете, почему именно на этой территории возникло казачество? Почему здесь существовала Запорожская Сечь?

Ученик. Территория Дикого поля была опустошена набегами крымских татар и турок. Эти земли были пригодны для занятий земледелием. С севера они защищались днепровскими порогами, эти земли были богаты животные, реки - трудом. Здесь, в днепровских плавнях, можно было легко спрятаться крестьянам, которые бежали от господ, освобождаясь от крепостной зависимости. В нашем крае богатые черноземы, пригодные для занятий земледелием и скотоводством.

Учитель. Вот посмотрите на историческую карту. Это территория Гетманщины. Именно национальная освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, которая началась в 1648 г., и победные битвы 1648-1649 гг., в результате которых значительную часть украинских земель была освобождена от польской власти, способствовали образованию Украинского казацкого государства - Войска Запорожского. В исторической науке это государство, а также ее территорию называют Гетманщиной.

- Объясните изображено.

- Что такое символы?

- Покажите их.

Краевед. В XV в. начинает формироваться казачество, которое становится отдельным общественным образованием с определенными правами и привилегиями, имеет свою территорию, независимую от любой государственной администрации.

В XVI в. появляется Запорожская Сечь - главная военная база казаков, своеобразная столица запорожских земель, которая время от времени меняла свое местоположение.

Задачи. Назовите и покажите на карте расположение Сечей.

Ученик. Хортицкая, Томаковская, Базавлукская, Микитівська, Чертомлыкская, Каменская, Олешковская, Новая Сечь.

Учитель. Чем знаменита Чертомлыкская Сечь?

Документалист. С древнейших времен природные богатства понаддніпрянських степей привлекали к себе людей.

1489 г. - упоминание о казаках на Подолье в «Хронике» польского историка М. Бельского.

1492 г. - татарский хан жаловался в письме великому князю литовскому Александру, что казаки напали на татарские корабли.

1499 г. - в грамоте великого князя литовского Александра Ягеллона киевскому воеводе указывалось, что казаки должны давать десятую часть своих доходов.

1550 г. - путевые записки польского дипломата Михалона Литвина, в которых упоминается о казаках.

Термин «казак» впервые упоминается в «тайной истории» монголов (1240).

Слово «казак» зафиксировано в половецком словаре 1303 г. и правительственных документах ґенуезьких колоний.

(Звучит песня.)

Эй, шумы,

Большой Луже,

Иметь Хортица, пой,

Запорожцев племя очень,

Вернулось в родной край.

Чтобы воскресла наша слава,

Наша песня и дума,

Земляки, становитесь в ряды.

Запорожского коша.

 

Припев:

 

Наша мова солов'їна -

Пойдет с нами Украина,

Пока будут казаки!

То не ветер несется с поля

В приднепровской стороне,

То летит казацкая воля

На буланом коне.

Восходит солнце, золотится,

Языков казацкая булава.

Еще не высохла колодец -

Запорожская Сечь жива.

 

Припев

 

Краевед. В результате национально-освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого в 1649 г. Зборовский мирный договор дал возможность прибегнуть к государственному строительству.

Вопрос

- Кто такой Богдан Хмельницкий?

- Взгляните на портрет Хмельницкого. Что свидетельствует о том, что он гетман?

Краеведы:

- Формирование Украинского государства осуществлялось в ситуации войны, и это обусловило ее форму и составные части.

- Для выполнения государственных функций было приспособлено полково-сотенну организацию казачества Запорожской Сечи.

- Эта организация стала единственной политико-административной и судебной властью в Украине.

- Особенностью казацкого государства был ее военный характер, который обуславливался необходимостью бороться за независимость и традициями Войска Запорожского.

- Высшие военные чиновники занимали и высшие государственные должности.

- Для формирования государства не хватало благоприятных условий, территория свободной Украины не была стабильной.

Документалисты:

Гетманщина имела политическую власть, высший законодательный орган - Генеральный совет.

- Главой исполнительной власти был гетман.

- За гетмана действовал правительство - Совет генеральной старшины, которая помогала управлять государством.

- Судебная власть сосредоточивалась в руках гетмана, при нем действовал Генеральный военный суд.

- Государство охватывало территорию Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств, часть Волынского и Подольского воеводства.

- В государстве существовал политико-административное устройство. Территория делилась на полки, а полки - на сотни.

- Столицей казацкого государства и гетманской резиденцией был Чигирин.

- Существовала финансовая система и налог, был создан Государственный клад Войска Запорожского.

- Источниками прибыли были промыслы, торговля, общие налоги.

- Ежегодный доход Государственного клада составлял миллион золотых.

- В обращении государства существовали денежные знаки: польские монеты, турецкие деньги.

- Карбувалась собственная монета.

- Создавалось украинское войско, армия была одной из самых сильных в Европе.

- Украинское казацкое государство - Гетманщина - имела собственный герб - изображение казака с ружьем.

Документалисты. В основе создания государства лежала идея украинской соборности в построении Украинского государства. Б. Хмельницкий гениально соединил идею старой княжеской Украины-Руси с новой идеей казацкой государственности. Одновременно он учел и практику многих тогдашних Европейских государств.

 

VI. Закрепление изученного материала

 

VII. Итог урока

Учитель. Скажите, пожалуйста, какой можно сделать вывод и как мы можем ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: «Какие природные условия нашего края повлияли на экономическое и политическое развитие в XVI-XVII вв.?»

Вывод (делают ученики). Географическое положение нашего края благоприятное для хозяйственного и культурного развития.

По территории протекает р. Днепр - третья по величине река Европы, что является важной транспортной артерией Украины, которая соединяет наш край с другими регионами и Черным морем.

Запорожский край лежит на пересечении важных торговых путей: из Европы в Азию, с Севера на Юг.

Географическое положение нашего края вызвало постоянную заинтересованность других государств, что способствовало повышению и защиты национальной культуры, созданию независимого Украинского государства, формирование которой началось во времена существования казачества.

 

VIII. Домашнее задание