География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 1. Способы изображения Земли

 

Урок 10. Виды изображения земной поверхности

 

Цель: познакомить учащихся с изображением местности на рисунке, фотографии, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности, карте; научить учащихся пользоваться различными видами изображения местности, давать им характеристики; познакомить с различными видами топографических знаков, формировать практические навыки работы с условными знаками плана.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: план местности, рисунок, аэрофотоснимок, карты, атласы, учебник, опорные схемы, глобус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Чтобы решить, где строить, прокладывать дороги, размещать посевы, пастбища, надо иметь изображение местности.

Мозговая атака. Как можно получить изображение местности?

 

III. Изучение нового материала

Небольшой участок можно нарисовать или сфотографировать. На фотографии, рисунке не видно размеров и формы участка. Почему? (Близкие предметы закрывают то, что находится дальше)

Работа с рисунком, фотографиями

Археологи нашли рисунки местности на камнях, дереве, шкурах животных, которые сделаны человеком 10-15 тыс. лет назад. Один из древнейших картографических рисунков найден на Украине, в Черкасской области. Рисунок вырезан на бивни мамонта длиной 21 см 15 тыс. лет назад.

Размеры участка можно увидеть, если снять ее с помощью фотокамеры с самолета, так мы получим аэрофотоснимок. Первые аэро - фотоснимки сделаны 150 лет назад над Парижем с воздушного шара.

Аэрофотоснимок - мгновенное изображение участков земной поверхности. Фотопленка фиксирует все детали земной поверхности с большой точностью. Сравнивая снимки одной и той же территории, сделанные в разное время, можно проследить, как человек влияет на природу.

Работа с аэрофотоснимком

Изображение небольшого участка земной поверхности или половины площади Земли можно получить с помощью оборудования, установленного на космических аппаратах, - космический снимок. Особую ценность имеют снимки местностей, труднодоступных для наземных исследований, например Антарктиды. Постоянная космическая съемка позволяет изучать течение различных природных процессов. Космические снимки используются для прогнозирования изменений погоды, разливов рек, извержения вулканов.

Работа с космическим снимком

Аэрофотоснимки и космические снимки используют для создания точных географических карт. Сегодня трудно найти область человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без карты. Карта возникла раньше, чем слово «география».

Работа со словарем. Карта - уменьшенное, обобщенное изображение Земли, построенное в определенном масштабе. На картах изображают всю поверхность Земли или ее части: страны, материки, океаны и их части.

Работа с картой

Работа со словарем. План местности - это чертеж, на котором при помощи условных знаков изображен небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде.

Работа с планом местности

План местности и географическая карта - уменьшенные изображения поверхности Земли на плоскости. Они не только показывают, где расположены географические объекты, но и «рассказывают» о их названия, размеры, форму.

Форму Земли видно по ее уменьшенной модели - глобусе. На его поверхности изображены материки, острова, океаны. Они имеют такие же очертания и так же расположены, как и на самой Земле, только в уменьшенном виде. Однако глобусы громоздкие, дают огромное уменьшение размеров объектов. На глобусе можно показать только крупнейшие объекты нашей планеты.

Работа с глобусом

Беседа

• Какую информацию можно получить из плана местности?

• По размерам местность показывают на карте?

• Учитывают шарообразности Земли в случае ее изображение на плане?

Изображения объектов на планах, картах, глобусе всегда ориентированы по сторонам горизонта. Слово «ориентироваться» происходит от латинского «орієнс» - восток, таким образом, ориентироваться, определять свое положение относительно востока. Но сейчас основное направление ориентирования - это линия «север - юг». На планах направление на север обозначают стрелкой. Если стрелка отсутствует, то считают, что верхний край плана - северный, нижний - южный, правый - восточный, а левый - западный.

Работа с планом

Для создания планов местности необходимо знать общепринятые условные знаки, тотбо «азбуку» планов местности. С их помощью наносят различные объекты. Условные знаки на плане напоминают сами предметы. Водные объекты изображают голубым цветом, растения, леса - зеленым, неровности местности - коричневым.

Работа со структурно-логическими схемами

 

 

Значковые: геометрические (геометрические фигуры, окрашенные в разные цвета) - мельница, колодец; наглядные (простейшие рисунки) - дерево; буквенные.

Объяснительные - отметки высот, характеристики год, дорог, названия населенных пунктов.

Линейные (объекты линейной протяженности) - дороги, реки.

Контурные (используются для изображения объектов, имеющих значительные площади; их выделяют цветом, штриховкой; с помощью контурных знаков можно определить истинные размеры объекта, его границы) - луга, лес, болота, озера.

Работа с учебником

Внимательно прочитайте описание местности и сравните его с планом местности.

Планы - неизменные помощники человека в его хозяйственной и научной деятельности. Они нужны для обороны страны, туризма, для познания местности. В сельском хозяйстве план нужен, чтобы определить размеры полей, лугов, рассчитать количество семян для сева. Планы подсказывают людям, где строить электростанции, заводы, фабрики, населенные пункты. Они помогают определить местность на которой планируется строить мосты, прокладывать железные дороги, автодороги. Планами пользуются аварийные службы - противопожарная, ремонта водопровода, электросети.

Это интересно

• Первый упоминаемый в литературе глобус - глобус Кратеса Малоського - создан во II в. до н. э. Но ни сам глобус, ни его изображение не дошли до нас.

• Старейшим считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом Мартином Беґаймом. Он сохранился до наших дней.

• В России глобус появился в конце ХVII - начале XVIII ст. Среди первых был земной глобус диаметром 91,4 см с рисованной картой. Его создал Карп Максимов в Пскове. К 1793 г. этот глобус хранился в кунсткамере Петербургской академии наук.

• Уникальным памятником науки и техники ХVIII в. является большой академический глобус. Его диаметр - 3,1 м. На внутренней стороне - звездное небо. Внутри на оси вмонтирован стол и скамейку. Здесь могут разместиться 12 человек. Глобус вращается, благодаря чему люди имеют возможность наблюдать движение звездного неба.

• Около 2000 г. до н. э. в Вавилонии на глиняной дощечке было начертано первую географическую карту на плоскости. Автор неизвестен.

• Первый географический атлас создал древнегреческий ученый клавдий Птолемей.

• Самой большой книгой на Земле является географический атлас, изданный в ХVII ст. Это том толщиной 2 м и шириной 1 м, массой 175 кг. Хранится в Берлинской государственной библиотеке.

• Старейшие и самые известные карты Украины издано в 1648 г. Гийомом де Бопланом.

 

IV. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• Какие виды изображения местности вы знаете?

• Чем отличается план местности от карты?

• Какие виды условных знаков вы знаете?

• Какое значение имеют планы местности?

Задачи. Замены отдельные слова условными знаками:

«Дорогой друг! Летом я ездил к бабушке в деревню. Сначала ехал поездом, потом автобусом по шоссе. Бабушкино село очень красивое. Там есть много фруктовых садов. Через село протекает река, на которой построен деревянный мост. Там я ловил рыбу, а на лугах собирал лекарственные растения. Часто ходил до смешанного леса по ягоды и грибы. Я хорошо отдохнул за лето».

 

V. Итог урока

 

VИ. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике

• Изготовить карточки с изображениями условных топографических знаков, специальное письмо для проверки знаний условных знаков (для итогового урока).