УРОК 10. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВА СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА»
Учебная цель: актуализировать понятие «трудоспособное население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграммы, тетради для практических работ на печатной основе.
Основные понятия: трудовые ресурсы, ЕАН, трудоспособное население, структура занятости, безработица.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира.
Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития. Поэтому задача сегодняшнего урока - провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Какие группы выделяют в возрастной структуре населения страны?
• Люди какого возраста относятся к работоспособного населения в Украине?
• Что понимают под понятием «трудовые ресурсы страны»? Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
IV. Изучение нового материала
1. трудовые ресурсы и занятость населения
Трудовые ресурсы - это часть населения, что имеет физические и духовные способности, общеобразовательные и профессиональные знания и навыки для работы в хозяйстве. К трудовым ресурсам относятся здоровые люди трудоспособного возраста, работающие подростки и работающие пенсионеры. Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста, граница которого отличается в разных странах мира.
ЭАН - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью и имеет от этого прибыль. К этой категории относятся не только люди, фактически работающие, но и безработные, которые ищут работу. От общего количества трудовых ресурсов мира экономически активное население составляет около 75 %.
Структура занятости населения находится в прямой зависимости от уровня развития страны. В развитых странах занятость в промышленности составляет 25-40 %, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. До 35-50 % растет количество занятых в непроизводственной сфере, которая представлена не только такими традиционными видами деятельности, как образование, здравоохранение и отдых, но и торгово-финансовой деятельностью. В развивающихся странах около половины населения занято в аграрном секторе экономики. Доля занятых в промышленности здесь не превышает 15 %. Значительный процент составляют занятые в непроизводственной сфере, преимущественно в сфере услуг. В постсоциалистических странах основная часть населения занята в материальном производстве (почти 40 % - в промышленности и 20 % - в сельском хозяйстве). На непроизводственную сферу приходится около 30 %, причем 2/3 заняты в образовании, здравоохранении, культуре.
2. Социальная и профессиональная структура населения
Для оценки трудовых ресурсов страны важной характеристикой является не только их количество, но и «качество». Ее отражает социально-профессиональная структура населения, которая включает отраслевую структуру занятости, профессиональную и образовательную структуры.
3. Проблемы занятости и безработицы
Безработные в определении Международной организации труда (МОТ) - лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют три условия: не имели работы (доходного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних 4-х недель, предшествовавших опросу; готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель.
По оценкам (в мае 2009 года) Международной организации труда (International Labor Organization - ILO), до конца 2009 года прогнозировалось на 29-59 млн. безработных больше, чем в 2007 году - до наступления экономического кризиса. А значит, общее количество людей, не имеющих работы, достигло 239 млн. человек. При этом прогнозы продолжают пересматриваться в худшую сторону. В Украине в начале 2009 года уровень безработицы составлял более 3 млн. человек, а на конец 2009 года в связи с углублением экономического кризиса - более 5,5 млн.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Выполнение практической работы № 1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Рекомендуется использовать тетради для практических работ на печатной основе.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .