География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 10. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВА СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА»

 

Учебная цель: актуализировать понятие «трудоспособное население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграммы, тетради для практических работ на печатной основе.

Основные понятия: трудовые ресурсы, ЕАН, трудоспособное население, структура занятости, безработица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира.

Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития. Поэтому задача сегодняшнего урока - провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

• Какие группы выделяют в возрастной структуре населения страны?

• Люди какого возраста относятся к работоспособного населения в Украине?

• Что понимают под понятием «трудовые ресурсы страны»? Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

 

IV. Изучение нового материала

1. трудовые ресурсы и занятость населения

Трудовые ресурсы - это часть населения, что имеет физические и духовные способности, общеобразовательные и профессиональные знания и навыки для работы в хозяйстве. К трудовым ресурсам относятся здоровые люди трудоспособного возраста, работающие подростки и работающие пенсионеры. Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста, граница которого отличается в разных странах мира.

ЭАН - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью и имеет от этого прибыль. К этой категории относятся не только люди, фактически работающие, но и безработные, которые ищут работу. От общего количества трудовых ресурсов мира экономически активное население составляет около 75 %.

Структура занятости населения находится в прямой зависимости от уровня развития страны. В развитых странах занятость в промышленности составляет 25-40 %, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. До 35-50 % растет количество занятых в непроизводственной сфере, которая представлена не только такими традиционными видами деятельности, как образование, здравоохранение и отдых, но и торгово-финансовой деятельностью. В развивающихся странах около половины населения занято в аграрном секторе экономики. Доля занятых в промышленности здесь не превышает 15 %. Значительный процент составляют занятые в непроизводственной сфере, преимущественно в сфере услуг. В постсоциалистических странах основная часть населения занята в материальном производстве (почти 40 % - в промышленности и 20 % - в сельском хозяйстве). На непроизводственную сферу приходится около 30 %, причем 2/3 заняты в образовании, здравоохранении, культуре.

2. Социальная и профессиональная структура населения

Для оценки трудовых ресурсов страны важной характеристикой является не только их количество, но и «качество». Ее отражает социально-профессиональная структура населения, которая включает отраслевую структуру занятости, профессиональную и образовательную структуры.

3. Проблемы занятости и безработицы

Безработные в определении Международной организации труда (МОТ) - лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют три условия: не имели работы (доходного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних 4-х недель, предшествовавших опросу; готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель.

По оценкам (в мае 2009 года) Международной организации труда (International Labor Organization - ILO), до конца 2009 года прогнозировалось на 29-59 млн. безработных больше, чем в 2007 году - до наступления экономического кризиса. А значит, общее количество людей, не имеющих работы, достигло 239 млн. человек. При этом прогнозы продолжают пересматриваться в худшую сторону. В Украине в начале 2009 года уровень безработицы составлял более 3 млн. человек, а на конец 2009 года в связи с углублением экономического кризиса - более 5,5 млн.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Выполнение практической работы № 1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Рекомендуется использовать тетради для практических работ на печатной основе.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .