Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 10*
Тема. Внутреннее строение стебля.
Лабораторная работа № 5. Внутреннее строение стебля в связи с его функциями
Цель. Ознакомить учащихся с
внутренним строением стебля, видами тканей, входящих в состав стебля,
показать взаимосвязь строения стебля и функций, которые оно выполняет.
Основные понятия и термины, годовые
кольца, древесина, луб, сердечник, первичная кора, ситоподібні трубки, сосуды,
камбий.
Оборудование: распил сосны,
мікропрепарат “Поперечный разрез ветки липы”, таблицы и рисунки учебника,
микроскоп, лупа.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, объяснение, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные
(демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая
беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Тип урока: применение знаний, умений
и навыков.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
1
|
2.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков
и умений, необходимых учащимся для
|
|
самостоятельного
выполнение практического задания.
|
10
|
3.
Сообщение темы, цели и задач урока.
|
|
Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
4.
Осознание содержания и последовательности применения развивающих задач и
упражнений, практических действий; самостоятельное выполнение учащимися
|
|
задача
под контролем и с помощью учителя.
|
20
|
5.
Отчет учащихся о способах и результатах проделанной работы.
|
9
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
1
|
7.
Домашнее задание.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для
самостоятельного выполнения практического задания.
Тесты.
1. Стебель - это составная часть:
а) побега;
б) листа;
в) корня.
2. Стебли бывают:
а) прямостоячие;
б) прямолинейные;
в) ползучие.
3. У повилики полевой стебель:
а) прямостоячий;
б) вьющиеся;
в) ползучий.
4. В состав побега входят:
а) листья и побег;
б) корень и листья;
в) почки и листья.
5. Утолщение стебля происходит за
счет:
а) флоэмы;
б) камбия;
в) ситоподібних трубок.
6. Стебель растет за счет:
а) листа;
б) цветки;
в) верхушечной почки.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Объяснение. Сегодня на уроке мы
ознакомимся с внутренним строением стебля. Выполняя лабораторную работу,
попробуем связать функции стебля с его строением. С помощью микроскопа вы
сможете увидеть строение тканей и клеток растительного организма, из которых он
составляется.
4. Осознание
содержания и последовательности применения развивающих задач и упражнений, практических
действий, самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя.
1. Рассказ с элементами беседы.
Демонстрация таблицы или рисунка учебника «Поперечный разрез ветки липы».
Под пробкой в трехлетней ветки липы
содержатся клетки первичной коры, а за ними, то есть еще глубже, - луб. К его
состав принадлежат ситоподібні трубки, по которым перемещаются растворы органических
веществ, и толстостенные лубяные волокна. Вспомните, как растение получает
органические вещества. Исходя из этого, скажите, в каком направлении движутся эти
вещества - снизу вверх или наоборот?
Древесина находится под лубом. Камбий
- образовательная ткань, за счет которой происходит утолщение стеблей и корней в
голосеменных и двудольных растений. Уже в первый год жизни побега под кожицей
закладывается пробковый камбий (боковая меристема), который, делясь, образует пробку
(вторичную покровную ткань). Пробка надежно защищает внутренние ткани стебля от
высыхания, механических повреждений, проникновения болезнетворных организмов. Камбий
считают образующей тканью, от которой зависит утолщение стебля.
Древесина - основная часть ствола
дерева. Она образована клетками различной формы и величины, ведущими элементами
которых являются сосуды (совокупность мертвых клеток, члеников сосуда, расположенных один
под одним; на поперечных стенках клеток) и трахеїди (удлиненные мертвые ткани).
Кроме них, в древесине имеются волокна и паренхима. Оболочки многих клеток утолщены
и пропитаны составом, что придает им плотности. В состав древесины относятся длинные
трубкообразные сосуды. Этими сосудами движется вода и растворенные в ней
минеральные вещества. Орган снабжает растение органическими и минеральными
веществами? В каком направлении движутся эти вещества?
Сердцевина - центральная часть
стебли (реже корня), состоящая из крупных клеток с тонкими оболочками. В
клетках откладываются питательные вещества. Обычно сердцевину образует рыхлая
ткань. У некоторых растений клетки сердцевины отмирают (у бузины) или совсем
разрушаются (например, у злаков).
Благодаря делению клеток камбия стебли
деревьев, кустарников и многолетних трав растут в толщину. Стебель растет в толщину
теплого времени года, когда клетки камбия имеют способность к делению. В конце
осенью в камбия наступает период покоя. Весной, когда начинается сокодвижение, клетки
камбия снова делятся. Из клеток, возникших из камбия весной, в древесине
образуются сосуды с широкими просветами и относительно тонкими оболочками. Осенью
новые сосуды древесины становятся узко-просвітними, а их оболочки - толще.
Прирост древесины по толщине стебля
за год называют годичным кольцом. Граница между годичными кольцами хорошо заметна. По
годовыми кольцами можно подсчитать возраст спиленного дерева. (Демонстрация
распила сосны). У тропических растений, которые растут непрерывно в течение года,
годовые кольца совсем незаметны.
По годичным кольцам можно определить
не только возраст растения, а и стороны горизонта. Так, годовые кольца шире с
южной стороны дерева, а узкие - с северного.
2. Выполнение задания практикума.
Впишите пропущенные слова в тексте.
Галузитись, неограниченным, второго,
годовое кольцо, первого, возраст растения и стороны горизонта, верхушечной почки.
Стебель - орган ... (неограниченным)
нарастанием. Стебель растет за счет ... (верхушечной почки). В процессе роста
стебли могут ... (галузитись). Главный стебель называется осью... (первого)
порядке; боковые стебли, которые развились из пазушных почек - ось ... (второго)
порядке.
Все слои клеток древесины, которые образовались
весной, летом и осенью, составляют ... (годичное кольцо). По годичным кольцам
можно определить ... (возраст растения и стороны горизонта).
Лабораторная работа № 5
Тема. Внутреннее строение стебля в
связи с его функциями.
Цель. Ознакомиться с видами тканей,
входящих в состав стебля; связать строение стебля и функции, которые оно
исполняет.
Оборудование: мікропрепарат
“Поперечный разрез ветки липы”, микроскоп, лупа.
Задача 1. Ознакомиться с
особенностями строения стебля в связи с его функциями.
Рассмотрите с помощью лупы
постоянный мікропрепарат поперечного разреза стебли. Найдите покровную ткань,
кору, луб, древесину и сердцевину. Обратите внимание, что между корой и лубом, с одной
стороны, и древесиной, с другой, располагается камбий, который имеет вид тоненькой
полоски. Подпишите части внутреннего строения согласно цифрам.
С помощью микроскопа рассмотрите
строение каждого слоя стебля. Сравните увиденное с соответствующим рисунком на
таблице или на рисунке учебника.
Найдите в лубі ситоподібні трубки
(ими минеральные вещества движутся сверху вниз).
Внимательно рассмотрите в лубі клетки с
утолщенными оболочками - это лубяные волокна.
Найдите в древесине сосуды (ими
минеральные и органические вещества движутся снизу вверх).
Сравните сосуды и ситоподібні
трубки. Выясните, чем они отличаются.
Найдите на мікропрепараті
сердцевину. Обратите внимание на ее клетки - они крупные, тонкостенные.
Рассмотрите полоски (тяжи) клеток, которые
начинаются от сердцевины и заканчиваются в коре. Это - сердцевинные лучи. Ими
минеральные и органические вещества движутся перпендикулярно к поверхности стебля.
Заполните таблицу:
Характеристика составных частей
стебли
Строение стебля
|
Функции
|
1. Покровная ткань
|
|
2. Кора
|
|
3. Луб
а) ситоподібні трубки
|
|
4. Камбий
|
|
3. Древесина:
|
|
а) сосуды
|
|
5. Сердцевина
|
|
6. Сердцевинные лучи
|
|
Сделайте выводы к уроку и
лабораторной работы по результатам выполненной работы.
5. Отчет учащихся о способах и
результаты выполненной работы.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике, завершить оформление лабораторной работы.