Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПРОСТЕЙШИЕ

В этой теме школьники знакомятся с одноклеточными животными, их общей характеристикой и разнообразием, получают общее представление о паразитических простейших, узнают о роли простейших в экосистемах и их значение для человека.

 

УРОК № 9

Тема. Підцарство Простейшие. Амеба обыкновенная.
Цель:
ознакомить учащихся с простейшими животными, дать их общую характеристику, рассказать о конкретных представителей.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать основные черты строения и жизнедеятельности простейших.

Базовые понятия и термины: клетка, одноклеточные животные организмы, амеба.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Как вы думаете, чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных, кроме количества клеток?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика одноклеточных животных

Школьники уже знают об одноклеточных растения, поскольку изучали тему «Водоросли». Поэтому разговор об одноклеточных животных надо вести, опираясь на существующие знания о растения, проводить сравнение одноклеточных растительных и животных организмов.

К одноклеточных животных принадлежат более 30 тысяч видов, обитающих на дне и в толще воды морских и пресных водоемов, влажной грунте. Более 3,5 тысяч видов являются паразитами человека и животных. Размеры тела простейших, в основном микроскопические, но встречаются и более крупные, достигающие нескольких миллиметров и даже сантиметров.

Которые черты роднят эти организмы?

Прежде всего те, в которых все функции живого выполняет одна клітина. их одноклітинне тело имеет функции целостного организма, которые выполняются органелами общего назначения (ядро, эндоплазматическая сеть, комплекс Голги, лизосомы, митохондрии, рибосомы и др.) и специального (пищеварительные и сократительные-вакуоли, жгутики, реснички и т.д.). Согласовано функционируя, они обеспечивают отдельной клетке возможность существовать как самостоятельный организм.

Покровы простейших представлены или только плазматичною мембраной, или еще и плотной, достаточно гибкой и эластичной оболочкой - пелікулою, что придает им относительной постоянства формы тела. В цитоплазме четко выделяются два слоя: поверхностный, более плотный - эктоплазма, и внутренний, более жидкий и зернистый - ендоплазма, в которой располагаются органеллы простейших.

Органоїди движения большинства видов - псевдоніжки, жгутики или многочисленные короткие реснички.

Подавляющее большинство простейших питается бактериями, одноклеточными водорослями, частицами отмерших растений, разлагающихся и животных - детритом, а паразитические формы - соками, тканями или кровью хозяина, в организме которого они живуть. пища переваривается в пищеварительных вакуолях под действием ферментов лизосом. Растворенные питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки удаляются из клетки.

В пресноводных одноклеточных животных имеются сократительные вакуоли, которые удаляют избыток воды из клетки. У морских и паразитических простейших сократительные вакуоли, как правило, отсутствуют.

Газообмен у одноклеточных животных осуществляется всей поверхностью тела. Раздражимость в простейших проявляется в форме таксисів. Простейшие размножаются бесполым способом, но для всех инфузорий характерен половой процесс - конъюгация, при которой две кон'югуючі особи обмениваются наследственной информации, после чего расходятся. Увеличение числа особей при этом не происходит.

В некоторых видов простейших, например малярийного плазмодия, кроме бесполого происходит и половое размножение, то есть наблюдается чередование бесполого и полового поколений.

2. Особенности жизнедеятельности одноклеточных животных

Большинство простейших имеет способность переживать неблагоприятные условия в состоянии покоящейся стадии - цисты. При этом клетка округляется, втягивает или отвергает органоїди движения и покрывается плотной защитной оболочкой. Стадия цисты предоставляет возможность простейшем не только переживать в неактивном состоянии неблагоприятные условия, но и расселяться. Попав в благоприятные условия, проще всего оставляет оболочку цисты и начинает питаться и размножаться.

Как полноценные живые организмы, простейшие реагируют на воздействия внешнего среды, т.е. имеют раздражимость. Соответствующие реакции простейших на разные раздражители получили название таксисів. Они проявляются в основном в форме движения. Таксиси могут быть положительными, если животное движется к источнику раздражителя, и отрицательными, если она идет от раздражителя. Так, евглені зеленой свойственный положительный фототаксис - движение к источнику света, а инфузории туфельке - отрицательный хемотаксис - движение в обратную сторону от размещенного в воде кристалика соли и т.д. Таксиси позволяют простейшим находить наиболее подходящие для их условия жизни и идти от неблагоприятных воздействий среды.

3. Амеба обыкновенная

Типичный представитель саркодових, обитатель пресных водоемов с илистым дном. Ее тело достигает в диаметре 0,1 мм и снаружи она покрыта най тоньше плазмалемою (плотная оболочка отсутствует). Форма тела непостоянная через лопатчатые выступления цитоплазмы, которые образуют на разных его участках псевдоніжки. С помощью псевдоніжок животное движется, медленно «перетекая» с одного места на другое.

В процессе движения амеба наталкивается на мелкие пищевые частицы (бактерии, водоросли, другие простейшие и т.д.), обтекает их своими псевдоніжками и втягивает внутрь цитоплазмы. Вокруг этой пищевой комочки образуется пищеварительная вакуоля. еда переваривается с помощью пищеварительных ферментов, которые выделяются цитоплазмой. Жидкие продукты переваривания попадают в цитоплазму, а непереваренные остатки выбрасываются из пищеварительной вакуоли наружу при ее приближении к любой участки поверхности тела амебы.

Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Избыток воды и продукты обмена веществ, задерживаются в нем, удаляются с помощью сократительной вакуоли, которая имеет вид пузырька, что при достижении определенного объема выливает содержимое наружу. В обычной амебы одно ядро. Размножение происходит путем деления клетки пополам. При высыхании водоема, охлаждении воды и других неблагоприятных изменениях среды амеба образует цисту.

Другие представители саркодових - фораминиферы - обитатели морей. Тело фораминиферы находится в защитной раковине, обычно известняковой. Через устье и многочисленные поры, пронизывающие стенки ракушки, выдвигаются псевдоніжки, которые, переплетаясь между собой, образуют ловецьку сетку для добывания мелких организмов, что служат пищей фораминифер.

С ракушек, в которых некогда жили фораминиферы, сформировались известняки, мел и другие осадочные породы, используемые в строительстве, сельском хозяйстве. Ископаемые фораминиферы имеют большое значение при поисках нефти и других полезных ископаемых.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 39, 40, знакомясь с особенностями строения, питание и размножение амебы. Затем они читают текст «Амеба обыкновенная» на с. 39, 40 и обсуждают вопросы 4-7 на стр. 41.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 10-13].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 41, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем они читают текст рубрики «Наука и ученые» на с. 41.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 9, ответить на вопросы 1-3 после параграфа нас. 41. В тетради [2] подготовиться к лабораторной работе № 2 «Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума».

В тетради [3, с. 10-13] выполнить задание.