Стилистика языка и
стилистика речи
Термины «стилистика
языка» и «стилистика речи» надо разграничивать, как и сроки и соответствующие им
реалии «язык» и «речь».
Научные основы для
разграничение этих лингвистических явлений заложил известный немецкий лингвист,
основоположник теории общего языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (1769
-1835). Каждое речи, по его мнению, субъективное, но прежде всего - объективное
и так всем понятно.
Дальнейшее обоснование
понятий «язык» и «речь» принадлежит французско-швейцарскому лингвисту
Фердінану где Сосюру (1857-1913) - автору лингвистической труда «Курс общей
лингвистики» (1916; рус.
перевод 1933 и укр.
перевод 2001). Ученый считал, что для более глубокого понимания сущности языка и
речи их нужно рассматривать в двух отдельных лінгвістиках - в лингвистике
языка и в лингвистике речи, что якобы это «две совершенно разные вещи», что «в
речи нет ничего коллективного: проявления его - индивидуальные и мгновенные».
На самом же деле в индивидуальном вещании всех, кто принадлежит к любой языковой
сообщества, коллективно усвідомлюване и употребляемое (лексика, грамматика, фонетика и
др.) по-особенному преобладает над индивидуальным - всей совокупностью своеобразных
словесных и интонационных средств и навыков, которыми характеризуется вещания
отдельного лица.
В украинистике сроки
«язык» и «речь» широко усталились только в 80-е годы XX века. Этом весомо
способствовала труд современного российского лингвиста Алексея Леонтьева (род. 1936)
«Язык, речь, речевая деятельность» (1963) и исследование методического направления
украинского языковеда - психолога И. Синицы, автора книги «Психология устного
речи учащихся» (1984). В 1965 г. вышла его работа «Психология письменной речи
учащихся» (должно быть «речи», а не «языка»).
Явления «язык» и
«вещание» не противостоящие друг другу, но не тождественны. Соотношение между
языком и речью - это соотношение общего (языка) и частичного
(вещания). В этом соотношении речь является ведущим и регулирующим началом, ибо
речи индивида создается под влиянием речи коллектива, берет начало от
уже имеющейся языка и поэтому является вторичным явлением. В речи конкретно выражается
язык - в форме устной беседы или в записанном тексте. Речь - это
субъективный проявление языка, который подвергается исследованию значительно труднее, чем язык, что
представляет собой абстрактную систему своеобразных знаков. В. фон Гумбольдт писал: «В
речи никто не воспринимает слов в совершенно одинаковом значении; незначительные оттенки
значение переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении
камня»; «Человек придает речи особого характера через свою
индивидуальность». Личное творчество «непрерывно стремится внести в язык
что-нибудь новое»; «Язык не является чем-то замкнутым в себе: живая волна бьет по ней
вечным прибоем из неисчерпаемых источников индивидуального вещания...».
В различении понятий
«язык» и «речь» вполне очевидна не только теоретическая, но и практическая потребность.
Например, лечат не
дефекты речи (их нет), а дефекты речи отдельных носителей языка. Учителя
формируют культуру речи учащихся. Принято также говорить или писать о
логичность и эмоциональность речи дикторов радио, телевидения, артистов, учителей
т.д. Только речи бывает логичным, точным или же алогичным, неточным,
понятным или непонятным, образным, кстати, тихим, напівтихим, громким,
очень громким, кратким, длительным и др. Сколько говорящих - столько и
индивидуальных определенной степени неповторимых вещателей.
Каждая из «живых»
литературных языков является общей для определенного народа (или изредка для двух или
нескольких народов, наций): русский - для украинцев, французский - для французов
и др. В каждой развитой языке сотни тысяч или даже миллионы слов, еще больше
присущих им лексических значений, морфологических форм. Со смертью человека
прекращается существование ее вещания (только отчасти оно может сохраниться в
записях: в книгах, статьях, письмах умершего или на магнитной пленке,
лазерном диске и т.д.), но сохраняется речь, ибо она - явление всенародное.
Речь - это еще и своеобразный психофизиологический процесс, явление индивидуальное,
личностное, хотя, вместе с тем, и социальное, потому что все, кто принадлежит к определенному
народу, в общем одинаково пользуются языком - фонемами, словами с их устоявшимся
и коллективно усвідомлюваним значением. Все носители определенного отдельного языка за
одинаковыми нормами и правилами формируют со слов самые разнообразные
словосочетание, предложение, однотипно-подчеркивают слова и др.
Следовательно, понятия «язык» и
«вещание», а соответственно и «стилистика языка и стилистика речи»,
отличаются друг от друга.
Стилистика современного
украинского литературного языка. Этот термин показывает высокий уровень выразительных
и изобразительных средств нашего языка (лексических, фонетических, грамматических), а на
этой основе также и уровень ее стилистических ресурсов, функциональных возможностей,
відшліфованість, устойчивость всех языковых форм, их обязательность для всех
носителей украинского литературного языка. Стилистика языка - это стилистический
материал языка в пределах всех ее стилей и жанров, стилистических проработанность
функций каждой языковой единицы, ее способность выражать весь комплекс мыслей и
чувств, в которых нуждаются все, кто пользуется украинским языком.
Стилистика современного
украинского литературного вещания. Она составляет теорию и практику
наиболее рационального - устной и письменной - употребление языковых единиц с теми
функциями, которые закрепились за ними в системе литературного языка. Стилистика
вещание - самое типичное, образцовое, нормативное и коммуникативно уместен
использование говорящим, украинским этносом всего того, что обозначается термином
«стилистика русского литературного языка».
Стилистика украинского
(по национальному признаку) речи реализуется в нормативном речи
прежде всего тех, кто обладает устоявшейся техникой пользования украинском языке в
ее литературно-нормативном проявлении. Индивидуальные особенности речи всегда
несущественные, они только отличают речи одного лица от речи другого и не
должны усложнять взаимного понимания, следовательно, и полноценного общения.