Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика языка (вещания) и культура речи (речи)

 

Понимание терминов «стилистика языка» и «стилистика речи» дает возможность понять сущность терминов «культура языка» и «культура речи». Культура речи как учебная дисциплина отличается от дисциплины стилистика в целом только тем, что учебным курсом предусмотрено изучение ее (в измерениях отдельного раздела) таких коммуникативно-стилистических свойств образцового во всех отношениях речь, как нормативность, вариантность, логическое совершенство, простота, краткость и ясность, яркость, образность, уместность, этичность, эстетичность (эстетика), евфонія (благозвучие) речи, то есть это тот комплекс максимально положительных качеств речи, которые вместе формируют искусство как устного высказывания в пределах каждого из стилей речи, так и письменного высказывания. Это объективно и достаточно убеждает в том, что эти две учебные дисциплины целесообразно объединить в одну - стилистику языка или (с меньшей мотивацией) стилистику и культуру речи и изучать ее после освоения студентами всех учебных языковедческих дисциплин (кроме курса общего языкознания). Теория

и практика стилистики ориентированы на овладение студентами знаниями функций языковых единиц, культуры их языка и культуры речи. Единый курс стилистики предусматривал бы формирование такого уровня языковой и речевой культуры устного и письменного слова, которого требует нынешняя социальная, следовательно, и языковая ситуация в Украине.

Культурой речи является ее высокий уровень развития, нормативности, все ее устоявшиеся ресурсы - фонетико - орфоэпические, лексические, фразеологические, грамматические и стилистические, а культура речь - это самое рациональное, стилистически мотивированное пользование всеми языковыми единицами, то есть тем, с чего витворилась культура речи. Следовательно, сроки, с одной стороны, стилистика языка и стилистика речи, а с другой - культура языка и культура речи относятся к синонимических понятий. Синонимичными являются также очерчивании ними явления языка, ибо культура языка и культура речи - это высокий уровень достижений стилистики языка и стилистики речи, пользование языком. Совершенствование техники речи, как правило, положительно сказывается на его содержательности, является средством интеллектуального обогащения каждого из говорящих, немалого роста его умственно-речевой сущности. Иначе говоря, любой прогресс в индивидуальном вещании непременно связан с прогрессом в речи всего народа, особенно в речи интеллигенции.

Человеку свойственно естественное, часто неосознаваемое стремление к новому во всем (в действиях, мыслях, речи), стремление иметь в своем умственном арсенале и использовать элементы того, что положительно выделяет отдельную личность среди собеседников.

Нужно знать не только что сказать, но и как сказать, чтобы представлять себя среди других носителей языка наилучшим образом. В мышлении и речи всегда взаимодействуют такие два определяющих факторы, как содержание и форма выражения висловлюваного. Это достигается постепенно, приобретается жизненным опытом, личностными знаниями, общей и профессиональной эрудиция говорящего. Как справедливо замечает современный чешский исследователь проблем культуры вещание Иржи Томан, «чтобы научиться хорошо, содержательно говорить, необходимо постоянно обогащать свои знания и опыт, совершенствовать образование, иначе говоря, всесторонне развивать свою личность».

Чем лучше человек высказывается, тем быстрее и легче она устанавливает контакты с другими носителями языка. Это в определенной степени предохраняет ее от одиночества, которая несовместима со счастьем. Бесспорно, на протяжении длительного времени человек мовленнєво не контактирует с другими, однако умственно-речевое уединение - это скорее вынужденная, а не желаемая реалия. Каждый требует почти постоянного контакта с другими, благодаря чему может находить товарищей, друзей. Общаясь, человек меняется, отказывается от определенных привычек в собственном поведении, прежде всего в речевой, потому что по-разному сказанное слово неодинаково влияет на собеседников, по-разному их настраивает. Воспитанный человек стремится сформировать в себе не любые, а только социально и этически позитивные речевые навыки, необходимые для высокого уровня культуры общение.

Формирование культуры речи учащихся существенно определяется учебным содержанием каждого урока. Конкретный языковой материал по фонетике, лексике, фразеологии, грамматики является основой формирование речевой культуры интеллигентного лица. Высказываться нормативно может и та, которая не училась в школе и не умеет писать, но с детства одаренный чутьем языка, речевым умением, способностями. Однако ее речи функционально ограничено преимущественно рамками одного стиля речи - разговорно-бытового, а высказаться в параметрах другого стиля (научного, официально-делового, публицистического или художественно-литературного) она не может из-за отсутствия специальных знаний.

Следовательно, разграничение, одновременно и объединение в одной научной отрасли и учебной дисциплине, стилистики языка (речи) и культуры речи (речи) представляется целесообразным, потому, помимо прочего, то, что принято называть культурой языка (речи), не имеет отдельного языкового материала, пользуется теорией и практикой всех других разделов науки о языке (фонетики, лексикологии, фразеологии, грамматики и стилистики).