Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ

 

 

§ 2. Исторические истоки философствования

Об открытии метафизической реальности и зарождение философской субъективности

 

Удивление, как и сомнение, также является фундаментальным філософогенним фактором. Возможно, не самым первым. По крайней мере задолго до Г. Декарта, который, как известно, подчеркивал сомнении, о феномене удивления говорил, повторяя Платона, в своей «Метафизике» Аристотель. «И теперь, и прежде удивление побуждает людей філософувати», - говорит он. Человек мифа лишь колебалась, удивления она не знала. До философствования людей склонил удивлению, именно он породил науку о первых причинах сущего, или метафизику. Метафизика, которая олицетворяет философию вообще, возникла благодаря удивления.

Но сам удивление, как и сомнение, коренится в образовании, в феномене школы. Протестное пространство личности, возникший вследствие дистанцирования в отношении отчужденных книжных знаний, отчужденных мотивов овладения ими, положенный жестким нормативным выучкой, стал полем различия банального и удивительного, беспрекословного и сомнительного. Этом пространственные и суждено было стать полем смислопошукових метафизических вопросов. То есть стать собственно пространством философствования.

Сомнение - столкновения и противоречивое взаимообщение противоположных мнений (мнений). Миф старательно отгораживался от каких-либо положений, которые могли поколебать его устои. Религия также противостоит сомнению, т.е. мнениям, противоположным положений его веры. Наличие хотя бы двух противоположных мнений в ней порождает необходимости выбора между ними. От выбора (греч. «аіресіс») происходит известное всем слово «ересь». Необходимость выбирать между двумя и более вариантами утверждений по поводу одного предмета расшатывает веру в его сакральную определенность, поскольку возбуждает мысль, буквально заражает носителя сомнения размышлениями. Из собственного опыта знаем, как сомнения забирают покой, возбуждают размышления и волнуют душу.

То же самое имеем и в недоумении. Приведу как пример свидетельство Стефана Лейнера. Он прожил много лет в племени букувак, члены которого совсем не знали феномена удивления. Странного для них не существовало, поскольку чудо всегда коррелирует с нормой. Нормальное же для них не было конституционно выделенным, как и для дошкольника. Ощущение нормы и правила формирует школа. Именно норма и правило есть масштабу различия банального и удивительного.

Для человека, который не имеет четкого вышколенного представление о нормальном и ненормальном, священное и профанное, прекрасное и уродливое, доброе и злое, все ценности сливаются с антиценностями. Все предстает как норма. И тогда нас, как тех же міфоносіїв, перестают волновать и уродливые поступки, и подлость ближних, и наша собственная. Вишколене же знания нормального всегда возбуждает по крайней мере удивление (странно, как вы могли...), привідкриваю - за привычной нормальностью явления другую, позанормальну, метафизическую плоскость природы. И порождает метафизические вопросы: а что еще кроется за этой, теперь уже обманчивой, нормальностью? И что нормальнее, более привычным, освоєнішим и понятнее представлялся предмет, вдруг осветил свою неожиданную позафізичну сущность, то более пораженной удивлением становится наша душа. Сомнения, ревность, размышления и поиски ответов не дают ей покоя. Опять она в состоянии того инфицированного теперь уже удивлением философствования.

Пространство философского мышления - это действительно пространство удивления. А еще он является пространством любви до мудрого решения смысложизненных метафизических вопросов, спасает от безумия и самоубийства. Людей всегда искренне волновало не слишком много явлений метафизического мира. Главные - ви-ра, надежда, любовь. Любовь завершает этот немногочислен ряд. Нарушение норм веры, надежды, а особенно - любви - розверзають бездонные пропасти абсурда, который голосами соблазна призывает броситься в него в погибельному восторге. Любовь же с верой и надеждой призывают к мудрому противостояния абсурду, к творческой, хотя и мучительно-тяжелой, мысли, направленной на обнаружение странного выхода из удивления. Странный выход, знаходжуваний любовным влечением к мудрости, поддерживаемый верой и надеждой, снова приводит к норме стабильного метафизически-уравновешенного покоя.

Вышесказанное свидетельствует несколько о природе той «любви к мудрости», которая с греческого звучит как «философия». Получается, что философия - это «ненормальное», экстремальное мышление. Метафизически-стабильный способ человеческой жизни не требует философского дискурсивного размышления. Сыт, здоров, неосведомленная с болями и печалями мира человек не нуждается в философии. Но кто из нас может быть уверенным в полной убезпеченості от плена абсурда? То же не мудрее заботиться о готовности к ненормально-экстремальных ситуаций?

А они, эти ситуации, способны возникать «на ровном месте». Например, нормы и правила, закарбовувані школой в душах его воспитанников, всегда и везде вступали и вступают в противоречие с наклонностями и предпочтениями реальной жизни, к которому школа, вроде бы, должна была готовить. Поставьте себя, пожалуйста, на место молодого человека, которая столкнулась с подобным противоречием. Ситуация, в которую она попала, явно экстремальной. Потому что в ней требуется выбор, основания которого в основном есть «за кадром» привычных реалий. И школьные нормы, вроде бы, являются авторитетными, и правила реальной жизни - тоже. Что выбрать, как и чем смотивировать свой выбор?

Учитывая кажущуюся равнозначность вариантов выбора, подобную экстремальную ситуацию называют парадоксальной. Она заключается в столкновении двух докс (верований, мнений, авторитетных норм или принципов). Но именно в этом парадоксальном столкновении они - эти докси - теряют атрибут авторитетности. С одной стороны, вспыхивает недоумение: а во что же я верил? С другой - вспыхивает потребность в поиске оснований веры в одну из докс, оснований, находящихся «за кадром», метафизических оснований.

Удивление считают первым філософічним фактором, поскольку с ним сочетается ощущение и распознавание парадокса Удивление приоткрывает завесу над метафизическим миром. Удивление инициирует метафизические вопросы относительно оснований любого экстремального выбора. В этом смысле он и является истоком философствования.

Багатотисячолітня история культурной трансляции человеческого опыта, что выкристаллизовалась в устоявшиеся формы образования, обусловила появление у людей целого ряда субъективных способностей, с которыми традиционно связывают философствования. Это - удивление, сомнение, рефлексия, сравнение, толкование и понимание. Они стали субъективными основаниями становления философского мировоззрения и философствования.