Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ
§ 3. Философствования и философия
Различия между философствования и философии
Философствования - это личностная жизненная основа философии. Оно растет из фундаментального философского настроения. Каждый человек испытывает потребность в философствовании настолько, насколько она охвачена философским настроением удивления, тоски, ужаса, любви, восхищения, благоговения, сомнения, отчаяния.
Но само собой философствования является случайным, субъективным, фрагментарным и непрофессиональным. Потребность в нем исчезает, как только исчезает соответствующее настроение.
Философия - это логически преобразована индивидуальная страсть
Главное отличие философии от философствования заключается в том, что философия преобразует случайный философский настрой в систематический и методический размышление, который осуществляется на основе формальной или диалектической логики, применяет осознанную рефлексию, компаративистике, герменевтику, структурный анализ. Вследствие окультуренной усвоением традиций философской деятельности получают философские знания, которые составляют содержание философии. Они потеряли сходство с жизненными ситуациями и проблемами, из анализа которых выросли. Нужна особая проницательность, чтобы по логически строгими, безличными суждениями философского текста увидеть лицо философа с его характерными и неповторимыми философскими настроениями.
Философствования как осознание и осмысление субъективных настроений заканчивается постановкой новых общих вопросов, которые касаются уже не ситуативно-житейских предметов, а идеальных объектов высокого уровня всеобщности - природы, общества, духа, мира в целом.
Вспышки профессионального философского интереса к ним инициируются уже не чисто житейскими проблемами - антиномиями и парадоксами. Познание таких объектов не может быть досвідним. Здесь уже не обойтись без философствования, без хорошо развитой способности к философскому мышлению, задатки которой, повторяем, имеет и реализует каждый человек. И дело здесь не в том, что о безграничных объекты невозможно в принципе полное опытное знание. В истории познания природы, общества, духа уже были попытки отделить «точную» эмпирическую (досвідну) науку от «умозрительной» философии, отбросить метафизику, но ни одно доказательство ее ненужности не остановило ее развития. Зато стало понятно, что сама опытная наука - физика, астрономия, социология и т.п. - в основном основывается именно на философских или метафизических, знании о предельных основаниях бытия.
Прежде всего можно утверждать, что возможность самого опыта, опытного знания, в частности в области любой науки, основывается на значительных метафизических началах. Допустим, мы фиксируем какой-то причинная связь между явлениями А и В. Разумеется, этот причинная связь локальный. Между тем, нас не могут не интересовать его основания. Почему он возможен? Наверное, потому, что есть и другие связи, среди которых локализуется связь между А и В. Его возможность обусловлена полнотой всех связей Универсума. Но последняя - то уже предмет не опытных наблюдений, а метафизических размышлений. Мы мыслим отдельные причинные связи как метафизическое предположение о универсальную полноту связей, в которой весь мир гарантирует нам одну - единственную эмпирически зримую звено в бесконечной причинно-следственной цепи, что постигается умом.
Взглянем на это с другой стороны: скептики относительно нужности философии, радикальные эмпирика утверждают, что мы познаем лишь явления физического (эмпирически данного) мира. Однако явление предполагает, во-первых, нечто такое, что существует; во-вторых, сознательное, чувственную человека; и, в-третьих, отношение между ними - отношение между Я и нс-Я, субъектом и объектом. Следовательно, явления сводятся к отношениям. Однако эти отношения предполагают нечто целостное, что их обуславливает, обосновывает, ибо мы не можем мыслить отношений без вещей, которые соотносятся. И если мир явлений является бесконечно сложной совокупностью реальных отношений, то он предполагает, во-первых, совокупность всех реальных взаимосвязанных начал, а, во-вторых, и некоторое общее начало, основу всех отношений, которая обосновывает мир явлений. Это общая схема целого метафизического мировоззрения.
Итак, опыт, который вроде бы и не требует особого умозрения, опыт, практически-житейское значение которого трудно переоценить, сам оказывается основанным на философствовании, сам строится на метафизическом (позадосвідній) основе. Подобно тому как понятие явления выводит нас за пределы явлений, понятие опыта, при условии его анализа, выводит нас за пределы эмпирически-опытного знания. Более того, сама возможность его приобретения требует от человека философствования, вступления в сферу философии.