Лекция 3
РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА
3.1 Религия Ближнего Востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, присущи раннее религиозной комплекса верования, представления, обряды и культы с течением времени существенно отошли на второй план. А на передней в этих сообществах вышли религиозные системы, их центром стал культ могущественных богов. Но и в пределах этих систем многочисленные черты и атрибуты ранних религиозных представлений и верований продолжали сохраняться или в еле трансформированном виде, или в форме пережитков.
Религиозная система, возникшая не на пустом месте, а опиралась на фундамент ранних форм религиозных представлений и верований, была вынуждена считаться с реальностью. Результатом этого было появление в новой системе нескольких уровней или слоев, которые размещались в рамках иерархической системы согласно степени своей давности, сложности, распространение. В этих условиях, как правило, пережитки ранньорелігійних форм сохранились в виде предрассудков, которые закрепились на самом низшем, наиболее примитивном уровне.
Это понятно и логично. Ведь простой народ, который всегда составлял основную массу верующих и приверженцев той или иной религии, вносил в новую религиозную систему свои привычные представления, которые были закреплены в устойчивых стереотипах поведения, норм жизни, обрядах, оценках и т.д. Все это, будучи включенным в корпус новой общей системы, делало ее более устойчивой, помогало выжить и стать господствующей в сознании прихожан. Но именно это и составляло тот примитивный корпус суеверий (вера в разного рода леших, домовых и т.п.), приемов магии, экзорцизма (т.е. методики изгнания бесов, демонов, злых духов), оберегов, без которых практически не обходилась ни одна развитая религиозная система.
Но главной особенностью развитой религиозной системы в отличие от ранних форм религий было то, что она представляла собой именно комплекс, организованную и непротиворечивую систему с ранних религиозных верований, культов и обрядов, часть из которых могла играть большую или меньшую роль в этой сумме. В ранних государственных религиях мы можем найти элементы шаманизма, анимизма, магии, мантики, фетишизма и т.д. Но структуротворчим элементом таких религий был таки культ могущественных божеств; его интересам и потребностям было подчинено все остальное.