Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 3. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

3.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта и организация ее эксплуатации

 

Материально-техническая база пассажирского железнодорожного транспорта состоит из двух основных элементов: комплекса стационарных сооружений и подвижного состава. их разграничение осуществляется на основе разницы в функциях, которые они выполняют при транспортном обслуживании путешествующих.

Стационарная (неподвижная) часть предназначена для обслуживания пассажиров перед и после путешествия, а также сохранение, технической поддержки и ремонта подвижного состава.

Подвижной состав непосредственно осуществляет перевозочную работу, т.е. пространственное перемещение людей.

Стационарная база пассажирского железнодорожного транспорта может быть сгруппирована по следующим составляющим:

• Железнодорожная колея и связанные с ней сооружения и устройства.

• Пассажирский комплекс.

• Вспомогательные сооружения.

Железнодорожная колея - это техническая сооружение, которое в соответствии с эксплуатационными особенностями железнодорожного транспорта обеспечивает необходимое материальное среду для передвижения транспортных средств. Она отвечает строго определенным стандартам и требованиям: по ширине міжрейкового пространства, градусом наклонения, радиусом поворота и другим показателям, которые обеспечивают безопасность движения.

В международной практике используются три вида железнодорожной колеи: широколинейные (расстояние между рейками 1520 мм), нормальные (ширина между рельсами 1435 мм) и узколинейные (расстояние между рейками 500-600 мм). Первая существует во всех государствах бывшего СССР, а также в Австралии. Второй вид колеи массово распространен в Европе, Северной Америке, некоторых других географических районах мира. Третий вид колеи, как правило, имеет локальное значение. Он прокладывается в горных районах с малым пассажирским потоком или в местах развлечений и аттракций типа «ретро».

Пассажирский комплекс включает железнодорожные вокзалы и пассажирские станции.

Вокзалы - это пассажирские здания предназначены для обслуживания пассажиров. Помещения вокзалов делятся на:

• операционные (вестибюль, справочное бюро, кассовый зал, помещения для приема и выдачи багажа);

• помещение ожидания и культурно-бытового обслуживания (залы ожидания, рестораны, буфеты и комнаты отдыха);

• административно-служебные помещения.

В зависимости от возможного количества обслуживающих пассажиров вокзалы подразделяются на:

• малые (25-200 пассажиров в сутки);

• средние (201-700 пассажиров в сутки);

• большие (701-1000 пассажиров в сутки);

• особо крупные (свыше 1700 пассажиров в сутки).

Подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта включает различные виды локомотивов и пассажирских вагонов.

Локомотивы в зависимости от двигателей, которые в них запроектированы, делятся на паровые (сейчас используются редко); дизельные, электрические и газотурбинные. Самый экономичный режим эксплуатации обеспечивают електролокомотиви, а наибольшую скорость - газотурбинные. Последние используются преимущественно в индустриально развитых странах Западной Европы, США, Японии.

В 80-х годах прошлого столетия в Франции вошел в эксплуатации поезд нового поколения способен развивать скорость 260 км/ч., в отличие от уже существующего Shinkansen в Японии, что двигался со скоростью 220 км/ч. Сейчас сеть TGV (Train a Grande Vitesse - аббревиатура от французского «высокоскоростной поезд») является наиболее развитой в Европе. Для таких поездов построены специальные выделенные трассы, которые позволяют им развивать скорость до 320 км/ч. В апреле 2007 года TGV установил мировой рекорд скорости для рельсовых поездов - 574,8 км/ч.

Скоростные поезда могут двигаться и обычными железнодорожными линиями, но в целях безопасности скорость на них ограничена 220 км/ч. [7].

В Украине пока что отсутствуют высокоскоростные поезда. За неудовлетворительное состояние путей скоростные поезда в нашей стране движутся со скоростью около 140 км/ч., тогда как в Европе - не меньше 180-200 км/ч. Для запуска же поездов, аналогичных европейским необходимо не только обновлять подвижной состав, но и строить новые дороги. К 2012 года в Украине планируется открыть линии «Pendolino» (французской компании Alstom), которые развивают скорость свыше 200 км/ч и сейчас эксплуатируются в Финляндии, Италии, Великобритании, Чехии, Словакии [7].

Все поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, формируются из различных типов вагонов. Вагонный парк Украины является очень разнообразным. Пассажирские вагоны в зависимости от внутреннего оборудования, планировки и назначения подразделяются на:

• Обычные, которые обеспечивают только места для сидения. Конструктивно они представлены в двух основных вариантах: с общим пассажирским пространством и отдельными купе.

• Спальни, которые обеспечивают условия для ночевки во время путешествия. Как и обычные вагоны они представлены в нескольких вариантах: с двумя, тремя и четырех спальными купе.

• Вагоны-рестораны, которые имеют разный строй, дизайн и предлагают услуги питания во время путешествия. Они входят в состав поездов, совершающих длительные перевозки, а также туристических. Как их разновидности могут встречаться вагоны-буфеты, вагоны-бары, вагоны-закусочные.

• Вагоны-салоны. Этот тип вагонов имеет специальное оборудование и предлагает высокий уровень комфорта и комплексность обслуживание пассажиров. Такие вагоны включаются в состав специальных туристических поездов или обслуживают деловые путешествия.

По типу вагонов различают вагоны открытого и закрытого типа (купейные). К первому типу относятся вагоны:

• с местами для сидения 68-74 пассажиров;

• плацкартные вагон общего варианта на 81 пассажира;

• плацкартные вагоны в спальном варианте рассчитаны на 54 пассажиров.

Вагоны закрытого типа (купейные) делятся на:

• жесткие;

• мягкие;

• смешанного типа МИКС;

• вагоны типа РИЦ.

Жесткие купейные вагоны рассчитаны на 36 мест, мягкие на 32 места. С целью идентификации все вагоны имеют пятизначный номер, который размещен под кодом железной дороги на боковой стороне вагона:

0 - мягкий (СВ, РИЦ)

1 - купейный жесткий

2 - плацкартный

3 - межобластной

4 - почтовый

5 - багажный

6 - ресторан

7 - почтово-багажный

На железнодорожном транспорте существует понятие - композиция состава пассажирского поезда. Под ним понимается порядок расположение в составе пассажирского поезда вагонов разного типа, т.е. схема состав поезда. Она должна, с одной стороны, соответствовать запросам пассажиров, а с другой, обеспечивать эффективное использование пассажирских вагонов. Композиция состава зависит от категории поезда (скорый или пассажирский), времени курсирования (днем или ночью), и расстояния следования (пригородные, местные, международные).

Для улучшения использования пассажирских вагонов большое значение имеет унификация схем состава поезда. В состав пассажирского поезда, как правило, включат следующие вагоны: 1-2 мягких, 5-8 купейных, 7-8 некупейних (плацкартных), 1 вагон-ресторан, багажный и почтовый вагоны.

Состав туристско-экскурсионного поезда прямого сообщения насчитывает от 12 до 16 вагонов (в том числе вагоны-рестораны). Для перевозки туристов в местном сообщении состав поезда должен не менее 10 вагонов. Для перевозки туристов в пригородном сообщении - не менее 6 вагонов.

Работникам туристических предприятий необходимо иметь представление о масштабах и видах сообщений на железнодорожном транспорте.

Железнодорожная сеть Украины является одной из крупнейших в Европе. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 22,5 тыс. км и по показателю ее густоты приближается к Франции и Италии. Сеть украинских железных дорог функционирует как единый производственно-технологический комплекс, управление которым осуществляется Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины - Укрзализныцей, что подчинена Министерству транспорта Украины Шесть железных дорог объединяют все области Украины (см. таблицу 3.1).

 

Таблица 3.1

Железные Дороги Украины

 

Наименование железной дороги

Административные единицы, входят в состав железной дороги

Центр управления

Одесская, 4,2 тыс. км

Одесская, Николаевская, Херсонская, Кировоградская, Черкасская области

Одесса

Южная, 3,6 тыс. км

Харьковская, Полтавская, часть Черниговской, Сумской, Луганской областей

Харьков

Донецка, 2,9 тыс. км

Значительная часть Донецкой и Луганской областей

Донецк

Приднепровская, 3,2 тыс. км

Днепропетровска, Запорожская и Крымская области

Днепропетровск

Юго-Западная, 4,7 тыс. км

Хмельницкая, Винницкая, Житомирская, Киевская, Черниговская и частично Сумской области

Киев

Львовская, 4,5 тыс. км

Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Черновицкая, Закарпатская, Волынская, Ровенская области

Львов

 

В Украине различают несколько видов пассажирских перевозок: прямые, местные, пригородные, международные.

Прямым сообщением называют поездку пассажиров по двум и более железным дорогам. Местным - поездку пассажира в пределах одной железной дороги, но не в пригородном сообщении. Пригородное сообщение - это поездка пассажира в пределах пригородных зон, но не более чем 150 км. К международной перевозки относится поездка пассажира по железным дорогам двух и больше стран.

Сообщение обеспечивается такими основными категориями пассажирских поездов (за скоростью движения и частотой остановок):

• высокоскоростные;

• скоростные;

• быстрые;

• пассажирские;

• пригородные.

В странах Западной Европы существует несколько другая классификация пассажирских сообщений. Практически в каждой стране выделяют местные (региональные пригородные), региональные, а также высокоскоростные поезда, что курсируют как внутри страны, так и в межгосударственном сообщении, но с ограниченным количеством остановок.

Например, в Италии есть несколько типов поездов: «Eurocity», «Inter City», «Expresso», «Diretto», «Locale». Все поезда типа EC - Eurocity - это фирменные экспрессы, которые останавливаются только в крупнейших городах и используются для международных рейсов. Поезда ИС - Inter City эксплуатируются как во внутренних, так и в международных сочетаниях. Экспрессы EXPR - Expresso также осуществляют внутренние перевозки, но используются и на международных линиях. Они имеют первый и второй классы и останавливаются только на главных станциях. Напівекспреси DIR - Diretto - это прямые поезда, во время движения останавливаются на большинстве станций, здесь часто бывает только второй класс сидячих мест, однако вагоны таких поездов имеют современный вид. Locale - это поезда местного сообщения на небольших линиях, они останавливаются на всех станциях и примерно соответствуют нашей электричке.

В Германии кроме высокоскоростных экспрессов ICE - Inter City Express и ИСТ, обеспечивающих международные и дальние внутренние перевозки, также существуют ночные поезда Nacht Zug, пригородные поезда (например, S - Bachn Berlin) и региональные (например, Bayerische Eisenbahngesellshaft - Бавария или ALEX - Allgan - Express, курсирующий на юге).

Все линии скоростного сообщения класса Euro City Express стран EC объединены в единую сеть TEE - Trans Europe Express Train. Кроме того существует сеть ночных поездов CNL - City Night Line регулярного сообщения, связывающего Швейцарию, Австрию, Германию, Нидерланды, Данию. Поезда имеют спальни и кушеточні вагоны двух классов [7].