Раздел 3. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
3.2. Материально-техническая база
железнодорожного транспорта и организация ее эксплуатации
Материально-техническая база
пассажирского железнодорожного транспорта состоит из двух основных элементов:
комплекса стационарных сооружений и подвижного состава. их разграничение осуществляется
на основе разницы в функциях, которые они выполняют при транспортном
обслуживании путешествующих.
Стационарная (неподвижная) часть
предназначена для обслуживания пассажиров перед и после путешествия, а также
сохранение, технической поддержки и ремонта подвижного состава.
Подвижной состав непосредственно осуществляет
перевозочную работу, т.е. пространственное перемещение людей.
Стационарная база пассажирского
железнодорожного транспорта может быть сгруппирована по следующим составляющим:
• Железнодорожная колея и связанные с ней
сооружения и устройства.
• Пассажирский комплекс.
• Вспомогательные сооружения.
Железнодорожная колея - это техническая
сооружение, которое в соответствии с эксплуатационными особенностями железнодорожного
транспорта обеспечивает необходимое материальное среду для передвижения
транспортных средств. Она отвечает строго определенным стандартам и требованиям:
по ширине міжрейкового пространства, градусом наклонения, радиусом поворота и
другим показателям, которые обеспечивают безопасность движения.
В международной практике
используются три вида железнодорожной колеи: широколинейные (расстояние между
рейками 1520 мм), нормальные (ширина между рельсами 1435 мм) и узколинейные
(расстояние между рейками 500-600 мм). Первая существует во всех государствах бывшего СССР,
а также в Австралии. Второй вид колеи массово распространен в Европе, Северной
Америке, некоторых других географических районах мира. Третий вид колеи, как правило,
имеет локальное значение. Он прокладывается в
горных районах с малым пассажирским потоком или в местах развлечений и аттракций
типа «ретро».
Пассажирский комплекс включает
железнодорожные вокзалы и пассажирские станции.
Вокзалы - это пассажирские здания
предназначены для обслуживания пассажиров. Помещения вокзалов делятся на:
• операционные
(вестибюль, справочное бюро, кассовый зал, помещения для приема и выдачи
багажа);
• помещение ожидания
и культурно-бытового обслуживания (залы ожидания, рестораны, буфеты и
комнаты отдыха);
• административно-служебные
помещения.
В зависимости от возможного количества
обслуживающих пассажиров вокзалы подразделяются на:
• малые (25-200 пассажиров в сутки);
• средние (201-700 пассажиров в
сутки);
• большие (701-1000 пассажиров в
сутки);
• особо крупные (свыше 1700
пассажиров в сутки).
Подвижной состав пассажирского
железнодорожного транспорта включает различные виды локомотивов и пассажирских вагонов.
Локомотивы в зависимости от
двигателей, которые в них запроектированы, делятся на паровые (сейчас
используются редко); дизельные, электрические и газотурбинные. Самый экономичный
режим эксплуатации обеспечивают електролокомотиви, а наибольшую скорость -
газотурбинные. Последние используются преимущественно в индустриально развитых
странах Западной Европы, США, Японии.
В 80-х годах прошлого столетия в
Франции вошел в эксплуатации поезд нового поколения способен развивать
скорость 260 км/ч., в отличие от уже существующего Shinkansen в Японии, что двигался со скоростью 220 км/ч. Сейчас
сеть TGV (Train a Grande Vitesse - аббревиатура от французского «высокоскоростной
поезд») является наиболее развитой в Европе. Для таких поездов
построены специальные выделенные трассы, которые позволяют им развивать скорость до
320 км/ч. В апреле 2007 года TGV
установил мировой
рекорд скорости для рельсовых поездов - 574,8 км/ч.
Скоростные поезда могут двигаться и
обычными железнодорожными линиями, но в целях безопасности скорость на них ограничена
220 км/ч. [7].
В Украине пока что отсутствуют
высокоскоростные поезда. За неудовлетворительное состояние путей скоростные поезда в нашей
стране движутся со скоростью около 140 км/ч., тогда как в Европе - не меньше
180-200 км/ч. Для запуска же поездов, аналогичных европейским необходимо не только
обновлять подвижной состав, но и строить
новые дороги. К 2012
года в Украине планируется открыть линии «Pendolino» (французской
компании Alstom), которые развивают скорость свыше 200 км/ч и сейчас
эксплуатируются в Финляндии, Италии, Великобритании, Чехии, Словакии [7].
Все поезда, предназначенные для
перевозки пассажиров, формируются из различных типов вагонов. Вагонный парк Украины
является очень разнообразным. Пассажирские вагоны в зависимости от внутреннего
оборудования, планировки и назначения подразделяются на:
• Обычные, которые обеспечивают
только места для сидения. Конструктивно они представлены в двух основных
вариантах: с общим пассажирским пространством и отдельными купе.
• Спальни, которые обеспечивают условия
для ночевки во время путешествия. Как и обычные вагоны они представлены в
нескольких вариантах: с двумя, тремя и четырех спальными купе.
• Вагоны-рестораны, которые имеют
разный строй, дизайн и предлагают услуги питания во время путешествия. Они
входят в состав поездов, совершающих длительные перевозки, а также туристических.
Как их разновидности могут встречаться вагоны-буфеты, вагоны-бары,
вагоны-закусочные.
• Вагоны-салоны. Этот тип вагонов
имеет специальное оборудование и предлагает высокий уровень комфорта и комплексность
обслуживание пассажиров. Такие вагоны включаются в состав специальных
туристических поездов или обслуживают деловые путешествия.
По типу вагонов различают вагоны
открытого и закрытого типа (купейные). К первому типу относятся вагоны:
• с местами для сидения 68-74
пассажиров;
• плацкартные вагон общего
варианта на 81 пассажира;
• плацкартные вагоны в спальном
варианте рассчитаны на 54 пассажиров.
Вагоны закрытого типа (купейные)
делятся на:
• жесткие;
• мягкие;
• смешанного типа МИКС;
• вагоны типа РИЦ.
Жесткие купейные вагоны рассчитаны
на 36 мест, мягкие на 32 места. С целью идентификации все вагоны имеют
пятизначный номер, который размещен под кодом железной дороги на боковой стороне
вагона:
0 - мягкий (СВ, РИЦ)
1 - купейный жесткий
2 - плацкартный
3 - межобластной
4 - почтовый
5 - багажный
6 - ресторан
7 - почтово-багажный
На железнодорожном транспорте существует
понятие - композиция состава пассажирского поезда. Под ним понимается порядок
расположение в составе пассажирского поезда вагонов разного типа, т.е. схема
состав поезда. Она должна, с одной стороны, соответствовать запросам пассажиров, а с
другой, обеспечивать эффективное использование пассажирских вагонов.
Композиция состава зависит от категории поезда (скорый или пассажирский),
времени курсирования (днем или ночью), и расстояния следования (пригородные, местные,
международные).
Для улучшения использования
пассажирских вагонов большое значение имеет унификация схем состава поезда. В состав
пассажирского поезда, как правило, включат следующие вагоны: 1-2 мягких, 5-8
купейных, 7-8 некупейних (плацкартных), 1 вагон-ресторан, багажный и почтовый
вагоны.
Состав туристско-экскурсионного
поезда прямого сообщения насчитывает от
12 до 16 вагонов (в
том числе вагоны-рестораны). Для перевозки туристов в местном сообщении
состав поезда должен не менее 10 вагонов. Для перевозки туристов в пригородном
сообщении - не менее 6 вагонов.
Работникам туристических предприятий
необходимо иметь представление о масштабах и видах сообщений на железнодорожном
транспорте.
Железнодорожная сеть Украины является одной из
крупнейших в Европе. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей
общего пользования составляет 22,5 тыс. км и по показателю ее густоты
приближается к Франции и Италии. Сеть украинских железных дорог функционирует как
единый производственно-технологический комплекс, управление которым осуществляется Государственной
администрацией железнодорожного транспорта Украины - Укрзализныцей, что
подчинена Министерству транспорта Украины Шесть железных дорог объединяют все
области Украины (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1
Железные Дороги Украины
Наименование железной дороги
|
Административные единицы,
входят в состав железной дороги
|
Центр управления
|
Одесская,
4,2 тыс. км
|
Одесская,
Николаевская, Херсонская, Кировоградская, Черкасская области
|
Одесса
|
Южная,
3,6 тыс. км
|
Харьковская,
Полтавская, часть Черниговской, Сумской, Луганской областей
|
Харьков
|
Донецка,
2,9 тыс. км
|
Значительная
часть Донецкой и Луганской областей
|
Донецк
|
Приднепровская,
3,2 тыс. км
|
Днепропетровска,
Запорожская и Крымская области
|
Днепропетровск
|
Юго-Западная,
4,7 тыс. км
|
Хмельницкая,
Винницкая, Житомирская, Киевская,
Черниговская и частично Сумской области
|
Киев
|
Львовская,
4,5 тыс. км
|
Львовская,
Ивано-Франковская, Тернопольская, Черновицкая,
Закарпатская, Волынская, Ровенская области
|
Львов
|
В Украине различают несколько видов
пассажирских перевозок: прямые, местные, пригородные, международные.
Прямым сообщением называют поездку
пассажиров по двум и более железным дорогам. Местным - поездку пассажира в пределах
одной железной дороги, но не в пригородном сообщении. Пригородное сообщение - это
поездка пассажира в пределах пригородных зон, но не более чем 150 км. К
международной перевозки относится поездка пассажира по железным дорогам двух и
больше стран.
Сообщение обеспечивается такими
основными категориями пассажирских поездов (за скоростью движения и частотой
остановок):
• высокоскоростные;
• скоростные;
• быстрые;
• пассажирские;
• пригородные.
В странах Западной Европы существует несколько
другая классификация пассажирских сообщений. Практически в каждой стране выделяют
местные (региональные пригородные), региональные, а также высокоскоростные поезда,
что курсируют как внутри страны, так и в межгосударственном сообщении, но с
ограниченным количеством остановок.
Например, в Италии есть несколько типов
поездов: «Eurocity», «Inter City», «Expresso», «Diretto», «Locale». Все
поезда типа EC - Eurocity - это фирменные экспрессы, которые останавливаются только в крупнейших
городах и используются для международных рейсов. Поезда ИС - Inter City эксплуатируются как во внутренних, так и в международных
сочетаниях. Экспрессы EXPR - Expresso также осуществляют внутренние перевозки, но
используются и на международных линиях. Они имеют первый и второй классы и
останавливаются только на главных станциях. Напівекспреси DIR - Diretto
- это прямые поезда,
во время движения останавливаются на большинстве станций, здесь часто бывает только второй
класс сидячих мест, однако вагоны таких поездов имеют современный вид. Locale - это поезда местного сообщения на
небольших линиях, они останавливаются на всех станциях и примерно соответствуют
нашей электричке.
В Германии кроме высокоскоростных
экспрессов ICE - Inter City Express и ИСТ, обеспечивающих международные и дальние внутренние
перевозки, также существуют ночные поезда Nacht Zug, пригородные
поезда (например, S
- Bachn Berlin) и региональные (например, Bayerische
Eisenbahngesellshaft -
Бавария или ALEX
- Allgan - Express, курсирующий на юге).
Все линии скоростного сообщения
класса Euro City
Express стран EC объединены в единую сеть TEE - Trans Europe Express Train. Кроме
того существует сеть ночных поездов CNL
- City Night Line регулярного сообщения, связывающего Швейцарию, Австрию,
Германию, Нидерланды, Данию. Поезда имеют спальни и кушеточні вагоны двух
классов [7].