Раздел 3. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
3.1. Технико-экономические особенности
железнодорожного транспорта и его роль
в обслуживании туристов
Первое путешествие по железной дороге была
осуществлена 27 октября 1925 года по маршруту Стоктен - Дарлингтон в Англии В 1830
году началось строительство железнодорожной сети в США, два часа позже - в
Франции, а затем в Бельгии, Германии, Австрии и России. Если вспомнить историю,
именно на поезда в 1841 году осуществлен первый в истории тур, который был организован
Томасом Куком Постепенно происходило совершенствование технических характеристик
пассажирских вагонов, поднимался уровень их комфорта. В 1882 году в США введен
к эксплуатации первый спальный вагон, а через год - первый вагон-ресторан.
Сегодня железная дорога осуществляет огромный объем пассажирских перевозок при
высоком уровне комфорта, скорости и доступным ценам. Со времени своего возникновения
и до сих пор железная дорога дает свой существенный вклад в развитие туризма и берет
активное участие в осуществлении туристических путешествий.
Пассажирский железнодорожный транспорт
характеризуется рядом технико-экономических особенностей, которые находят
отражение в его основных преимуществах и недостатках в сравнении с другими видами
пассажирского транспорта. К наиболее характерных особенностей железнодорожного
транспорта можно отнести следующие:
1. Возможность
обеспечение любой сухопутной территории пассажирскими перевозками и
транспортной доступности к ней. Достижения научно-технического прогресса
создают условия для «проникновения» железных дорог в самые отдаленные районы.
2. Высокая провозная способность.
Большая вместимость пассажирских поездов и пропускная способность современных
железных дорог обеспечивают потенциальные возможности для осуществления большого
объема перевозочной работы. Для туристического обслуживания это означает способность
железной дороги удовлетворять транспортные потребности мощных туристопотоків в период
интенсивного движения.
3. Возможность
осуществлять туристические перевозки при относительно низкой зависимости от
атмосферных условий. Это преимущество способствует преодолению объективных трудностей, связанных
с влиянием сезонного фактора на туристическую деятельность.
4. Относительно
высокая скорость движения и доставки туристов к местам пребывания. Пассажирский
железнодорожный транспорт по величине своей технической скорости уступает
только воздушной. Современные пассажирские поезда развивают скорость до 350
км/ч.
5. Высокий
уровень комфорта при путешествии. За качественными характеристиками транспортной услуги
только круизные суда превосходят железнодорожный транспорт. Относительно большие просторы
пассажирских вагонов создают условия для предложения туристам разнообразных
дополнительных услуг, включая ночевки и питания. Это имеет особое значение при
организации специфических транспортных путешествий, таких, например, как круизы
железнодорожным транспортом.
6. Низкая
себестоимость перевозок, что дает возможность устанавливать привлекательные железной дороги
тарифы для пассажиров и туристов.
7. Высокая
степень безопасности путешествия. Установлено, что за ее уровнем железнодорожный транспорт в
370 раз превосходит автомобильный [14, с. 90].
Наряду с указанными преимуществами пассажирский
железнодорожный транспорт имеет и определенные недостатки, которые ограничивают его возможности в
всестороннего участия в туристическом перевозочном процессе. К ним можно отнести
такие:
1. Ограниченная маневренность. Железнодорожная колея не позволяет
відхилюватись при движении поезда. Невозможным также есть свободный выбор маршрута,
своевольный движение по железной дороге и прочее.
2. Низкая степень покрытия определенных
территорий железнодорожной колеей, в то время, когда железнодорожный транспорт может
двигаться только по специально созданной железнодорожной колеи.
3. Высокая капиталоемкость
сооружения железных дорог и относительно медленная их окупаемость. Современный уровень
развития науки и техники создает благоприятные условия для преодоления указанных
недостатков железнодорожного транспорта. В значительной степени они могут быть устранены через
строительство современных сооружений (мостов, тоннелей) для преодоления различных по
характером препятствий и достижения большего количества мест туристического интереса
в пределах определенных географических территорий.
Анализируя технико-экономические
особенности пассажирского железнодорожного транспорта можно определить его роль в
системе туристического обслуживания. Пассажирский железнодорожный транспорт:
• осуществляет массовые туристические
перевозки на средние и дальние расстояния;
• выполняет транспортное
обслуживания всех видов и форм туризма на протяжении всего календарного года;
• комплексно удовлетворяет
транспортные и туристические потребности во время путешествия туристов;
• обеспечивает организацию и
проведение длительных туристических путешествий за прямыми и круговыми маршрутами, в
том числе и в комбинации с другими видами пассажирских средств перевозки.
В целом можно утверждать, что
пассажирский железнодорожный транспорт гарантирует регулярность и системность
транспортных связей, но в то же время он связан по времени и по месту с
основными элементами своей стационарной технической базы.