Коммуникативно-стилистические
функции жестов, мимики
Устная речь представляет
собой явление и собственно языковой (фонетико - фонологічне, лексическое, фразеологическое,
грамматическое), и такое, что дополняется определенными немовними реалиями. Для
общение, по словам Н. Бабич, «недостаточно овладеть языковой системой,
освоить механизм интонирование (мелодию, ударение, темп, паузы) - нужно еще и
приобрести сноровки в применении позамовних средств подчеркивание, усиление
эмоциональности, к которым относятся, прежде всего, мимика и жест». Жест - определенное движение
тела, в основном руки, который сопровождает речь человека или заменяет его отдельные
фрагменты. Жестикуляция каждого говорящего имеет определенные особенности (прежде всего
выразительность, интенсивность).
Слово «жест»
используют и с переносным значением - для обозначения обусловленной определенной
целью, намерением поведения человека: Начальник тюрьмы Вуль разрешил приносить
[заключенным] из дома передачи. Чем можно объяснить такой благородный жест, никто не
догадывался (А. Хижняк).
Функциональную адекватную
роль (по сравнению с собственно жестами) выполняет весь комплекс мимических движений, каждый из
которых составляет движение (движения) мышц лица. Это также очень частотный способ
выражение физического и психического состояния человека.
Своеобразным сочетанием
мимики и жестов является пантомима - сочетание жестовых и мимических движений мышц
человеческого лица, рук, ног, которыми выражается внутреннее состояние человека,
ориентирован своей особой выразительностью на другое лицо (лиц); это также
разновидность театрального действа.
Жесты, мимические и
пантонімічні движения относятся к коммуникативно-спілкувальних, но не словесных, не
звуковых, а кинетических единиц (таких, которые проявляются в особых движениях
человека).
Речи в сочетании с
жестами и мимикой выражает все, в чем человек нуждается. Как и звук, слово,
сочетания слов, употребленные с коммуникативной целью, так и каждый
мимико-жестикуляційний (жестикуляційно-мимический) движение является стилистическим признаком
речи, ибо дополняет его, уточняет, обогащает содержание, которое выражается
словесными средствами. Языковое использование средств мимики и жестов
удостоверяется и словесными описаниями: Здесь люди разговаривают не голосом, а жестами
и движением губ (Я. Баш); Сагайда решительным жестом откинул за ухо свою разгоряченную
чуб (О. Гончар); Произнес [защитник] речь, правда, сухую, строго
юридическую и немного убогую содержанию, но оживленную именно мимикой говорящего (И. Франко).
Мимико - жестикуляційні
движения даются человеку почти без специального обучения, естественным путем значительно
в большей степени, чем это характерно для начального овладения языком. Каждый говорящий
может пользоваться этими средствами сознательно, заранее предвидя их,
моделируя, меняя в зависимости от коммуникативной цели.
Нередко говорящие
высказываются, информируют, спрашивают побуждают (приказывают, просят,
призывают) только определенным мимическим жестом или движением. Например, в знак согласия
или возражения покачивают головой. Некоторые народы (болгары и др.), в отличие от
украинского, покачиванием головы из стороны в сторону выражают утверждение, а сверху
вниз - отрицание; выдвижение европейцами языка означает что-то близкое к Нет!, в
китайцев - угрозу, в Индии - гнев, у народа майя (Мексика) - проявление мудрости. Прощаясь,
украинцы, англичане машут ладонью от себя, неаполитанцы же держат при этом
руку наоборот - ладонью к себе.
Устное вещание во всех
его стилях (художественное, разговорно-бытовое, конфессиональное, научное и особенно
публицистически-ораторское), связанное с жестами, мимикой и пантомимой. Творя
письменная речь, говорящие ориентируются на его устное воспроизведение с помощью
неязыковых средств.
В жестах, мимических и
пантомімічних движениях своеобразно выражаются ум, чувственная сфера человека.
Например, произнося конечную часть фразы Не в свои сани не садись, говорящий
доброжелательно или насмешливо улыбается и жестом поднятой вверх руки и
указательным пальцем предостерегает других от кого-то или от чего-то.
Жест и мимика крайне
важные для художественно-литературного вещания. Было бы неестественно воспринимать
художественное повествование персонажей, которые имеют застывшие лица, отсутствующие взгляды и
реагируют на все эмоционально нейтрально. Культура писателя и читателя оказывается,
в частности, в том, как он воспринимает художественное слово, дополненное жестом, мимикой, словесно
воспроизводит их. Невербальные элементы речи должны быть мотивированы
функциональной целью произведения, согласовываться с содержанием и тональностью текста и
воспроизводить явления жизни во всей разносторонности, следовательно, и с охватом тончайших
проявлений настроения человека, персонажа. Например, в предложении Маланка всплеснула руками
и, не разжимая их, видивлялась на его удивленными, полными возмущения и ужаса
глазами (М. Коцюбинский) жест, мимическое движение персонажа вместе со словами передают
его чувственное состояние.
Особенно много весят
мимика, жесты и пантомима для кино. Они являются важным элементом авторского
искусства, ориентированного на воспроизведение усномовних ситуаций жизни, раскрытие
на экране (на сцене - в драматургии) и в художественном тексте самого главного,
найтиповішого в характере и поведении человека.
Мимику и жесты как
исключительно своеобразные неречевые средства общения делятся на условные и не условные.
К условным мимических и жестовых движений относятся знаки, которые непонятны
непосвященным лицам (например, специальные жесты военных, определенные элементы
жестового речи членов религиозных орденов и т.п.). Не условные мимические движения,
жесты, которые продуцируются стихийно, бывают указательными, показувальними,
підкреслювальними, сугубо индивидуальными, такими, которые не воспроизводят чего-нибудь
неповторимого в каждом Я и в основном не выполняют коммуникативной функции. Это,
в частности, как считает лингвист мирового уровня Л. Блумфилд, «незначительные манипуляции
с предметами (например, привычка сжимать что-нибудь в руках)». По его мнению,
жестами сопровождается любое речи. По своей сущности, особенно же
интенсивностью, жесты неодинаковые в отдельных вещателей и в значительной степени обусловлены
традициями определенного народа. Итальянцы жестикулируют сильнее, чем народы, которые
разговаривают на английском. В эпоху нынешней цивилизации лица привилегированных слоев
населения, образованнее, воспитаннее жестикулируют меньше других.
Не следует использовать
мимико - жестикуляційні движения чрезмерно или немотивированно с точки зрения
коммуникативного, стилистического. Например, лишнее покачивания вперед-назад,
топтание, манера держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние
предметы, длительное качание головой, привычка тереть нос, держать себя за ухо и т.д
производит на других впечатление нежелательно.
Важными и своеобразными
выразителями мышления, чувств человека есть глаза, брови, руки, ноги. Это отражено
и во многих текстах, высказываниях: ...отец слушает, - бровью не воздвигнет (Панас
Мирный); бровью не ведет; хоть бы бровью моргнул; с протянутой рукой; положить
руку на сердце; Мажуга поднимает руку, словно оглоблю, сжимает кулак и выбрасывает
впалой груди, словно из бездны: - Бастувать будем! (М. Коцюбинский);
протягивать руку (за подаянием); Морщась, Погибая сбрасывает с правой ноги
тесноватый сапог (Г. Стельмах); брать ноги на плечи; валиться с ног; вертеться
на ногах; выбирать (перебирать) ногами; сваливаться с ног; встать (вступить) не
на ту ногу; ноги затряслись от танца; еле ноги волочить и др. Большинство
слов прямо или косвенно указывает на определенный жест, который во многих случаях может
осмислюватись метафорически.
Итак, жесты, мимические и
пантомімічні движения - это значеннєво и стилистически важны неречевые средства
общения, которые существенно и своеобразно дополняют вербальное (словесное) вещания в
его самых разнообразных формах проявления. Они являются неотъемлемыми элементами устного
вещание в пределах всех стилей. Жестовые, мимические, пантомімічні движения должны быть
этическими, эстетическими, а на этой основе также и стилистически мотивированными,
коммуникативно наиболее целесообразными.