Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Коммуникативно-стилистические функции жестов, мимики

 

Устная речь представляет собой явление и собственно языковой (фонетико - фонологічне, лексическое, фразеологическое, грамматическое), и такое, что дополняется определенными немовними реалиями. Для общение, по словам Н. Бабич, «недостаточно овладеть языковой системой, освоить механизм интонирование (мелодию, ударение, темп, паузы) - нужно еще и приобрести сноровки в применении позамовних средств подчеркивание, усиление эмоциональности, к которым относятся, прежде всего, мимика и жест». Жест - определенное движение тела, в основном руки, который сопровождает речь человека или заменяет его отдельные фрагменты. Жестикуляция каждого говорящего имеет определенные особенности (прежде всего выразительность, интенсивность).

Слово «жест» используют и с переносным значением - для обозначения обусловленной определенной целью, намерением поведения человека: Начальник тюрьмы Вуль разрешил приносить [заключенным] из дома передачи. Чем можно объяснить такой благородный жест, никто не догадывался (А. Хижняк).

Функциональную адекватную роль (по сравнению с собственно жестами) выполняет весь комплекс мимических движений, каждый из которых составляет движение (движения) мышц лица. Это также очень частотный способ выражение физического и психического состояния человека.

Своеобразным сочетанием мимики и жестов является пантомима - сочетание жестовых и мимических движений мышц человеческого лица, рук, ног, которыми выражается внутреннее состояние человека, ориентирован своей особой выразительностью на другое лицо (лиц); это также разновидность театрального действа.

Жесты, мимические и пантонімічні движения относятся к коммуникативно-спілкувальних, но не словесных, не звуковых, а кинетических единиц (таких, которые проявляются в особых движениях человека).

Речи в сочетании с жестами и мимикой выражает все, в чем человек нуждается. Как и звук, слово, сочетания слов, употребленные с коммуникативной целью, так и каждый мимико-жестикуляційний (жестикуляційно-мимический) движение является стилистическим признаком речи, ибо дополняет его, уточняет, обогащает содержание, которое выражается словесными средствами. Языковое использование средств мимики и жестов удостоверяется и словесными описаниями: Здесь люди разговаривают не голосом, а жестами и движением губ (Я. Баш); Сагайда решительным жестом откинул за ухо свою разгоряченную чуб (О. Гончар); Произнес [защитник] речь, правда, сухую, строго юридическую и немного убогую содержанию, но оживленную именно мимикой говорящего (И. Франко).

Мимико - жестикуляційні движения даются человеку почти без специального обучения, естественным путем значительно в большей степени, чем это характерно для начального овладения языком. Каждый говорящий может пользоваться этими средствами сознательно, заранее предвидя их, моделируя, меняя в зависимости от коммуникативной цели.

Нередко говорящие высказываются, информируют, спрашивают побуждают (приказывают, просят, призывают) только определенным мимическим жестом или движением. Например, в знак согласия или возражения покачивают головой. Некоторые народы (болгары и др.), в отличие от украинского, покачиванием головы из стороны в сторону выражают утверждение, а сверху вниз - отрицание; выдвижение европейцами языка означает что-то близкое к Нет!, в китайцев - угрозу, в Индии - гнев, у народа майя (Мексика) - проявление мудрости. Прощаясь, украинцы, англичане машут ладонью от себя, неаполитанцы же держат при этом руку наоборот - ладонью к себе.

Устное вещание во всех его стилях (художественное, разговорно-бытовое, конфессиональное, научное и особенно публицистически-ораторское), связанное с жестами, мимикой и пантомимой. Творя письменная речь, говорящие ориентируются на его устное воспроизведение с помощью неязыковых средств.

В жестах, мимических и пантомімічних движениях своеобразно выражаются ум, чувственная сфера человека. Например, произнося конечную часть фразы Не в свои сани не садись, говорящий доброжелательно или насмешливо улыбается и жестом поднятой вверх руки и указательным пальцем предостерегает других от кого-то или от чего-то.

Жест и мимика крайне важные для художественно-литературного вещания. Было бы неестественно воспринимать художественное повествование персонажей, которые имеют застывшие лица, отсутствующие взгляды и реагируют на все эмоционально нейтрально. Культура писателя и читателя оказывается, в частности, в том, как он воспринимает художественное слово, дополненное жестом, мимикой, словесно воспроизводит их. Невербальные элементы речи должны быть мотивированы функциональной целью произведения, согласовываться с содержанием и тональностью текста и воспроизводить явления жизни во всей разносторонности, следовательно, и с охватом тончайших проявлений настроения человека, персонажа. Например, в предложении Маланка всплеснула руками и, не разжимая их, видивлялась на его удивленными, полными возмущения и ужаса глазами (М. Коцюбинский) жест, мимическое движение персонажа вместе со словами передают его чувственное состояние.

Особенно много весят мимика, жесты и пантомима для кино. Они являются важным элементом авторского искусства, ориентированного на воспроизведение усномовних ситуаций жизни, раскрытие на экране (на сцене - в драматургии) и в художественном тексте самого главного, найтиповішого в характере и поведении человека.

Мимику и жесты как исключительно своеобразные неречевые средства общения делятся на условные и не условные. К условным мимических и жестовых движений относятся знаки, которые непонятны непосвященным лицам (например, специальные жесты военных, определенные элементы жестового речи членов религиозных орденов и т.п.). Не условные мимические движения, жесты, которые продуцируются стихийно, бывают указательными, показувальними, підкреслювальними, сугубо индивидуальными, такими, которые не воспроизводят чего-нибудь неповторимого в каждом Я и в основном не выполняют коммуникативной функции. Это, в частности, как считает лингвист мирового уровня Л. Блумфилд, «незначительные манипуляции с предметами (например, привычка сжимать что-нибудь в руках)». По его мнению, жестами сопровождается любое речи. По своей сущности, особенно же интенсивностью, жесты неодинаковые в отдельных вещателей и в значительной степени обусловлены традициями определенного народа. Итальянцы жестикулируют сильнее, чем народы, которые разговаривают на английском. В эпоху нынешней цивилизации лица привилегированных слоев населения, образованнее, воспитаннее жестикулируют меньше других.

Не следует использовать мимико - жестикуляційні движения чрезмерно или немотивированно с точки зрения коммуникативного, стилистического. Например, лишнее покачивания вперед-назад, топтание, манера держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, длительное качание головой, привычка тереть нос, держать себя за ухо и т.д производит на других впечатление нежелательно.

Важными и своеобразными выразителями мышления, чувств человека есть глаза, брови, руки, ноги. Это отражено и во многих текстах, высказываниях: ...отец слушает, - бровью не воздвигнет (Панас Мирный); бровью не ведет; хоть бы бровью моргнул; с протянутой рукой; положить руку на сердце; Мажуга поднимает руку, словно оглоблю, сжимает кулак и выбрасывает впалой груди, словно из бездны: - Бастувать будем! (М. Коцюбинский); протягивать руку (за подаянием); Морщась, Погибая сбрасывает с правой ноги тесноватый сапог (Г. Стельмах); брать ноги на плечи; валиться с ног; вертеться на ногах; выбирать (перебирать) ногами; сваливаться с ног; встать (вступить) не на ту ногу; ноги затряслись от танца; еле ноги волочить и др. Большинство слов прямо или косвенно указывает на определенный жест, который во многих случаях может осмислюватись метафорически.

Итак, жесты, мимические и пантомімічні движения - это значеннєво и стилистически важны неречевые средства общения, которые существенно и своеобразно дополняют вербальное (словесное) вещания в его самых разнообразных формах проявления. Они являются неотъемлемыми элементами устного вещание в пределах всех стилей. Жестовые, мимические, пантомімічні движения должны быть этическими, эстетическими, а на этой основе также и стилистически мотивированными, коммуникативно наиболее целесообразными.