Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 2. Философские проблемы периодизации истории
Раннехристианская теория исторической периодизации
Средневековые хроники продемонстрировали хорошее знание их авторами концепций периодизаций, которые были целиком взяты из Священного писания и других религиозных книг.
Книга Даниила описывает порядок мира в четырех общих царствах. Ожидалось, что четвертое из них, «могучее и ужасное», откроет дорогу новому царству славы (пятый век), в котором все люди, нации и языки были бы вечно комбинированные. Четыре общие царства обычно отождествлялись с Ассирией, Персией, Грецией и Римом.
После христианизации Римской Империи Рим все больше и больше рассматривали как божественный инструмент для всемирного привлечения к вере. Оросіус (6л. 380 - ок. 420) в своем труде «Семь Книг Историй Против Язычников» поддержал концепцию четырех царств, соединив Рим со священной историей христианства. Набеги германцев на Рим толковались им как намерения Бога донести Евангелие Христа до всех людей.
Веком позже Касіодор (ок. 490 - ок. 585) заявил, что четвертое и последнее царство, Рим, было увековечено германцами. Эта точка зрения сохранялась на протяжении средних веков. Священная Римская Империя германской нации была продолжением ранней римской империи и центральной силой в священной истории христианства. ей было суждено существовать до конца мира и этот конец был близок. Падение Римской политической власти со времен первых цезарей и ослабление городов и торговли после V века казалось для многих христиан явным подтверждением того, что они живут в последние годы одряхлевшего и древнего мира, конец которого должен завершиться вторым пришествием Христа.
Другая распространенная периодизация была экстраполяцией библейских текстов в течение первых веков христианской эры.
Она рассматривает шесть веков истории в геометрической симметрии с шестью днями творения.
• От сотворения до потопа.
• От потопа до Авраама.
• От Авраама до Давида.
• От Давида до вавилонского плена.
• От пленения до рождения Христа.
• От рождения Христа до второго пришествия.
Обычно христианские ученые, которые писали общие обзоры «мировой истории», начинали с короткого изложения Священного Писания Нового Завета, затем переходили к рассказу, более детального, о событиях VI века. Исключительным подтверждением правильности этой сис-темы было Евангелие от Матфея, где подразумевается, что 14 поколений отделило от Авраама Давида, столько же Давида от вавилонского плена, и столько же - плен от рождения Христа. Ожидалось, что седьмой век, век славы, когда избранные сойдутся на вечное празднование дня субботнего, начнется вторым пришествием Христа.