Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 1. Общий смысл философии истории

«Вечные» вопросы философии истории

В целом, проблематика философии истории сводится к четырем главных и «вечных» вопросов:

- Когда и как начинается история?

- Что составляет содержание истории?

- В чем смысл истории?

- История имеет конец?

Начиная рассмотрение этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Взгляды разные настолько, что, скорее противоположные, чем дополняют друг друга.

Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - отрицают их существование. Много философов считает, что история имеет смысл, другие же уверены, что смысла в истории нет и быть не может. Благодаря которым движущим силам происходит исторический процесс? Содержание истории составляет искупление греха или свободное творчество, борьба экономических интересов или духовное преображение? Большинство сходится во мнении, что конец истории необратим, но вкладывают в него совершенно разный смысл.

Объяснить эти противоречия можно тем, что история протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, из-за разного уровня развития техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и др.

Отметим, что историческое развитие в целом носит объективный характер, потому что жизнь людей, где и когда бы оно не происходило, основанное на необходимости удовлетворения духовных и материальных потребностей, то есть в любом случае общество, на какой бы ступени развития оно ни было, должно уделять значительное внимание духовному и материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития духовных и материальных ресурсов, доставшийся «в наследство» от предыдущих поколений. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных основ жизнедеятельности людей, интересов, которые они преследуют, и потребностей, которые они должны удовлетворить.

Все люди являются одновременно и субъектами, и объектами истории. Это означает, что мы внутри истории и для нас она никогда не бывает совершенной, она не имеет конца. Кроме того, она имеет вариативный характер и охватить всю полноту этих вариантов можно, лишь выйдя за пределы истории. Поэтому любая философия истории будет субъективным взглядом того или иного исследователя на объективный процесс.