Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 2. Философские проблемы периодизации истории

Изменение християнізованої концепции истории. Гуманизм эпохи Возрождения

 

Раннехристианскую теорию исторической периодизации не отрицали до XIV века, когда итальянские гуманисты впервые провели широкий пересмотр этой концепции. Недовольны претензиями Германии на то, что она - единственная наследница Рима, и вдохновленные богатством и властью своих собственных государств, итальянские гуманисты азартно приступили к исследованию столетий, прошедших со времени падения Рима до их времени.

Для итальянцев Рим был цивилизацией-прародительницей. Как никто другой из европейцев, итальянцы чувствовали почти племенную гордость высокими достижениями культуры своих классических предков. Они проводили четкую грань между культурным великолепием Римской цивилизации и время «варварского мрака», что шел за гибелью Империи.

 

Начиная с XI века итальянцы, сопротивляясь господству императоров - германцев Священной Римской Империи, резко отвергали и моральные основания этого господства - то, что германцы считали себя законными наследниками римских імператорів.Італійські гуманисты создали первый временной рубеж в схеме, состоящей из трех частей.

Леонардо Бруни (умер в 1444 году) в своей 12-томной «Истории Флорентийцев», которая стала образцом для других ученых - гуманистов, утверждал, что Римская Империя пала под бешеным натиском варваров. Она никогда не воскресала ни в Италии, ни в Германии. После того, как припи-остановилась длинная череда набегов северных соседей на Италию, для итальянцев началось время возрождения, в результате которого до XIV века возникло множество могущественных городов - государств, которые процветали.

Флавио Бьондо (1392 - 1463) в сочинении «История Европы с V до XV века» (напечатан в 1439-1453 годах) особо отмечал дату падения Римской Империи - 412 г. н.э. Он оплакивал это падение, но, как и Бруни и другие итальянские историки - гуманисты, находил утешение в расцвете новой Италии, чьи большие города, по его мнению, вернули полуострову его былое величие.

Для светских итальянских историков V века - время падения Рима - был главной вехой в истории западной цивилизации. Бруни и Бьондо разделяли взгляды Петрарки, что с V века до их времени Европа была покрыта мраком. Все трое взяли на себя задачу вернуть славу былых веков.