Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ IV

ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ТЕМА 20

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Ключевые термины и понятия

 

• Прогнозирование • Цель

• Оптимизация • Тенденция

• Стратегия • Капитальное строительство

• Портфель заказов • Виды планов

• Методология прогнозирование • Производство

• Планирование • Программа предприятия

 

20.1. Сущность прогнозирование и планирование на предприятии

 

Рентабельная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно их менеджеры предусматривают далекую и близкую перспективу развития, то есть от прогнозирования.

Прогноз (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - научно обоснована гипотеза относительно вероятного будущего состояния экономической системы и экономических объектов и показателей, характеризующих это состояние. Разработку, составление прогнозов называют прогнозированием. Прогнозирование широко применяется на предварительных стадиях разработки планов и программ как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации по выработке решений. Прогнозы применяются как планы-ориентиры. В рыночной экономике распространено прогнозирование спроса, рыночной конъюнктуры.

Прогнозирование спроса - предсказания будущего спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов. Оно делится на краткосрочное (конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное.

Прогнозирование рыночной конъюнктуры предвидение экономической ситуации, которая может сложиться на рынке в будущем. Она характеризуется движением цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Прогнозирование позволяет менеджерам предприятий не только предсказывать далекое и близкое перспективы своего развития, но и предложить альтернативные пути и сроки выполнения своих комплексных программ. Комплексная программа - это система взаимосвязанных между собой по содержанию, сроком, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, которые направлены на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе приведены ее цели, пути и способы решения программной проблемы.

Прогноз описывает сферу и возможности, в рамках которых могут быть сформулированы реальные задачи и цели, устанавливает проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. Разработка прогноза и формирование портфеля заказов в условиях рынка - взаимосвязанные стадии в рамках общего планирования в рамках предприятия, которые имеют специфику. Различия между ними заключаются в том, что сформированный портфель заказов отражает и воплощает уже принятое решение, а прогноз - это поиск потенциального, реалистического, экономически верного решения. Сформирован портфель заказов на предприятии воспринимается как результат всех видов и этапов работы, он должен быть качественно однородным и направленным на достижение выбранной цели. Прогноз раскрывает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы экономической политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и неэкономических факторов. Он не устанавливает каких-либо конкретных задач плана, но содержит материал, который нужен для их разработки. Экономические прогнозы могут быть краткосрочными (до 3-х лет), среднесрочными (5-7 лет), долгосрочными (свыше 10 лет). При этом организация деятельности по прогнозирование требует обеспечения необходимых встречных потоков информации.

Существует два основных методологических подходы к прогнозированию. Первый - генетический (его еще называют дескриптивним). Его сущность заключается в том, что оценивание проводится на основе установленных исследованиями причинно-следственных взаимосвязей между явлениями.

Генетический подход предполагает, что могут быть сформулированы любые правдоподобные, научно обоснованные количественные и качественные, общенаучные и частные гипотезы относительно факторов и условий будущего развития, включая гипотезы определение экономической политики и других форм активного сознательного воздействия на производственные и экономические процессы. Другой подход - нормативный, целевой. Он основывается на определении результатов, которые должны быть достигнуты в будущем. Если при первом подходе взаимосвязь и последовательность явлений рассматривается в направлении от современного до будущего, то в втором - от будущего к современному. От будущего к современному развертывается и исследуется цепь событий, которые могут произойти, и меры, которые необходимо принять, чтобы достичь нормативно заданного результата в перспективе. Нормативно-целевой подход имеет целый ряд общих черт с генетическим подходом.

Разработка прогнозов для предприятия предполагает использование различных методов: метод экспертных оценок, методы логического моделирования, методы математического моделирования, нормативный метод. Как правило, при экономическом прогнозировании имеет место комбинирование методов.

Исследование методологии прогнозирование - одна из самых актуальных задач экономической науки, а практическая разработка прогнозов - одно из важнейших направлений совершенствования внутрифирменного планирования.

Основной формой организации прогнозирование в Украине является исследовательская работа научных институтов системы АН Украины, министерств и ведомств в соответствии с их профиля.

Общие принципы экономического прогнозирование соответствуют рыночной структуре производства. Анализ возможностей экономического развития страны с рыночной экономикой определяется из оценки наличии первичных ресурсов производства. Оценка ограничений роста основывается на расчете общественного спроса, в частности, платежеспособного спроса населения. Для экономического планирования в странах с рыночной экономикой используется эконометрия, экономико-математические методы и моделирование.

Таким образом, цель прогнозирования на предприятии - наиболее точно предсказывать далекое и близкое перспективы своего развития, чтобы предотвратить экономическим рискам и выбора правильного курса развития.

Признаками проведенного прогнозирования является особенности, по которым можно определить дальнейшее экономическое развитие предприятия в условиях рынка.

Основные принципы прогнозирования, на которых основываются программы предприятий Украины - всестороннее изучение текущих и предусмотренных общественных потребностей, повышение научной обоснованности планов путем улучшения их сбалансированности, более углубленной проработки социально-экономических проблем, проблем научно-технического прогресса и вопросов межотраслевого характера, повышение роли долгосрочного планирования.

Основная задача прогнозов - продемонстрировать руководству предприятия ряд возможностей, которые могли бы помочь ему осознать значение и последствия принимаемых решений, учесть финансовый риск, связанный с инвестициями, проследить за развитием экономических, политических и социальных условий.

Важнейшими видами прогнозов, которые разрабатываются в условиях рынка, прогноз сбыта или коммерческий прогноз и прогноз технического развития.

Прогноз сбыта играет ключевую роль во внутрифирменном планировании. Расходы на хозяйственную деятельность и капиталовложения, так же, как и разные направления деловой политики, устанавливаются с целью максимизации прибыли от ожидаемого сбыта.

На базе коммерческого прогнозирования решаются следующие основные задачи:

а) определение необходимости наращивание производственных мощностей предприятия и оценка темпов расширения производства;

б) формирование планов выпуска продукции в течение значительного периода времени с учетом имеющихся производственно-технических возможностей, а также планирование выпуска продукции в переходный период;

в) создание оперативных планов-графиков, регламентирующих выпуск продукции при существующих производственно-технических возможностях.

Прогноз, который ориентирован на решение любого из этих задач, должен удовлетворять одному условию - продолжительность интервала времени, на который распространяется прогноз, следует выбирать таким образом, чтобы после получения прогностических оценок хватило бы времени на принятие управленческого решение и его эффективную реализацию.

Предметом экономического прогнозирования есть прогностика. Это отрасль знаний, которая содержит методы составления и определения прогноза.

Методы прогноза классифицируются по разным критериям. Чаще всего применяются различные количественные и качественные методы. С целью прогнозирования используется также интервью со специалистами и творческие методы генерации идей. В табл. 20.1 приведена краткая характеристика некоторых методов прогнозирования.

Таким образом, в течение нескольких лет в Украине разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально - экономических последствий. На его основе формировался прогноз относительно развития отдельных отраслей и всей экономики в целом. Однако эти прогнозы не были достаточно вероятными, поэтому результатом является нынешнее состояние экономики.

В иностранных фирмах планирование построен на высоком уровне с использованием развитого математического и информационного обеспечения.

При внутренне-системном планировании, которое должно стать основным в практической деятельности украинских предприятий в условиях рыночной экономики, важны три принципа:

- должен разрабатывать планы прежде всего тот, кто затем эти планы будет воплощать в жизнь;

- уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношениях распоряжения ресурсами предприятия;

- необходимость обеспечить гибкость и активности планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия.

 


Таблица 20.1

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

Метод

Определение

Формы, диапазон

Экономический параметр

Преимущества и проблемы

Количественные методы

Количественные методы прогноза

Оценивания будущего на основе прошлых данных с помощью математических и статистических методов

Кратко- и среднесрочные

 

Получение количественных данных на будущее. Опора на прошлые данные. Необходимость сильной структуризации проблемы

Экстраполяция

тренда

Перенос данных существующего динамического ряда на будущее

Краткосрочные

Развитие сбыта или прибыли для определенного периода времени

Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкая смена тренда. Низкий потенциал более раннего установления

Прогнозирование на базе индикаторов

Оценивания движения процесса, который мало зависит от предпринимателя, на основании одной или нескольких предпосылок

 

В основном используется в отраслях, производящих средства производства, оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступление заказов в потребительской отрасли

Более раннее установление изменения тренда, чем при экстраполяции. Трудности в установлении соответствующих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами

Регрессивный

анализ

Метод определение направления и тесноты связи между независимыми и зависимыми переменными

Простая и многофакторная регрессия. Эконометрические модели

Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и разных ценах (независимая переменная)

Невысокие расходы. Взаимосвязь независимых переменных

Качественные методы

Качественные методы прогноза

Оценка, словесное формулирование будущего с помощью знаний человечества и интуиции. Как правило, по оценке экспертов

Среднесрочные и долгосрочные

 

Применяется относительно комплексных, плохо структуризованих проблем. Нет необходимости в количественном выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность

Метод Дельфы

Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку прогноза

Долгосрочные

Производство, сбыт отрасли при различных величинах влияющих факторов. Например, прогресса международного разделения труда, изменение общественных норм поведения

Наглядность результатов, привлечение экспертов по проблеме, которая интересует, анонимность участников. Негибкая методика, значительная потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, технические изменения особенно непредсказуемы

Сценарий

Предсказания развития и будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определение возможных действий предпринимателя

Долгосрочные

Исследования типа: автомобиль 90-х годов - будущее коммуникационной техники - будущее европейских космических исследований

Подходит по очень комплексных проблем типа генерации идеи новых продуктов


Последний принцип особенно важен для руководителей украинских предприятий, потому что для них всегда был план «законом» и его выполнения нужно было обеспечить любыми способами без каких-либо изменений его структуры и сроков, без учета потребности общества в товаре, который производится. В системе управления маркетингом планы предусматривают выпуск только тех товаров, которые обязательно будут востребованы потребителями. Поэтому принцип адаптивности в планировании, учитывающий перспективную динамику спроса, становится почти главным.

Под планом экономического развития понимается описание, картина, модель будущего состояния экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых результатов, необходимые для этого ресурсы. Планы делятся на перспективные (долгосрочные, сроком на 10-15 лет, среднесрочные - на 5-7 лет), текущие (краткосрочные, на период до 3-х лет). Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные, то есть планы, что рекомендуются и которые близки к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные планы), по отдельным отраслям и регионов, на уровне предприятий и фирм.

Планирование - это одна из составляющих частей управления, заключающаяся в разработке и практическом воплощении планов, которые определяющих будущее состояние экономической системы, пути, средства и способы его достижения. Кроме того, выделяется планирование отдельных видов ресурсов (например, финансовое планирование, социальное планирование). Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где руководящую роль играют государственные планы.

В экономике рыночного типа значительно чаще распространено планирование на уровне компаний, фирм, которое постоянно несет индикативный, ориентированный характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений органами и лицами, которые уполномочены на это.

Планирование является наиболее важной с всех управленческих функций. Файоль, определяя функции управления, рассматривал планирование как элементарное условие эффективного руководства: «План действий - это одновременно и предсказуемый результат и направление действия, в котором необходимо следовать, и этапы, которые необходимо пройти, и методы, которые необходимо применить. Это своеобразная картина будущего, где ближайшие события показаны с некоторой определенностью, в то же время отдаленные события носят вероятностный характер».

По определению зарубежных специалистов, система внутрифирменного планирования определяет решения, которые необходимо принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности фирмы, ее рост в будущем.

Самые крупные концерны стали уделять значительное внимание вопросам внутрифирменного планирования в 20-е годы XX века. В этот период выяснилась невозможность существования крупного монопольного объединение без единого плана для его предприятий. Сейчас занимаются планированием все промышленные фирмы, деловые, правительственные, общеобразовательные организации. Предприятия всех типов планируют свою деятельность на все более длительное время. Система внутрифирменного планирования определяет то, «что надо сделать, кто должен сделать и как надо сделать».

Значение внутрифирменного планирования определяется его целями - устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. По словам Файоля, «лучшая программа не в состоянии предусмотреть всех чрезвычайных обстоятельств, которые могут возникнуть, но она отчасти их учитывает и готовит тот образ, к которому нужно обратиться при неожиданных обстоятельствах». Но и тогда, когда будущее предполагается полностью определенным, фирма стремится планировать. Во-первых, чтобы выбрать лучший путь с целью достижения цели. Во-вторых, после принятия решения относительно определения курса, действия каждого подразделения фирмы должны вложить свой вклад в достижение общей цели, а это возможно лишь с помощью плана. Хорошо продуманные общие планы фирмы создают условия сочетания действий разных подразделений для достижения целей.

Внутри фирменное планирование включает: установление перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение перспективных задач, а также действий для их достижения. Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения в фирме точного соответствия принятых действий требованиям общих целей. Обеспечение соответствия фактического хода производства требованиям плана является главным синтетическим показателем эффективности управления.

Результатом планирования является система планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

По определению профессора Калифорнийского университета Дж. Стейнера, долгосрочное планирование - «это процесс определения общих целей фирмы и стратегических линий, которым подчинены развитие, распределение и использование имеющихся ресурсов для достижение этих целей».

Порядок установления общих целей (например, таких, как рост производства, захват ведущих позиций на рынка, рост прибыли, обеспечения окупаемости капиталовложений) происходит в такой последовательности:

- детальное изложение общих целей, которые обеспечивают получение намеченного дохода;

- формулировки каждой цели для всех крупных сфер деятельности фирмы (производства, маркетинга, финансов и т. п.);

- установление количественных характеристик или показателей, которые дают возможность установить выполнение поставленных целей (например, оборот фирмы, объем продаж).

На основе анализа тенденций на рынка, возможных направлений развития техники руководство корпорации формирует общие цели на 10, 15, 25 лет наперед и определяет главные корпоративные действия, которые необходимы для достижения этих целей.

Но в условиях рынка возможности предсказать ход экономических процессов весьма ограничены. Непредвиденные действия конкурентов, изменения в социально-экономической и политической жизни общества и другие факторы резко снижают точность долгосрочных планов. Поэтому долгосрочные планы, как правило, включают такие общие вопросы бизнеса, как диверсификация, политика собственности, роль и характер зарубежной деятельности в обще-корпоративном бизнесе и т. п.

Долгосрочное планирование характеризуют следующие особенности:

1. Планы включают, как правило, только одну стратегическую линию. Программы же, которые отражают варианты действий, которые состоят на случай изменения стратегии, плана не входят;

2. Разработке планов предшествует оценка возможностей фирмы, ее слабые и сильные стороны при благоприятных и неблагоприятных условиях в окружающей среде.

3. Планы разрабатываются на основе предпосылки условий, в которых будут осуществляться планы. Предпосылки являются основой для выбора альтернатив.

4. Планы, которые разрабатываются на основе конкретных целей, позволяют представить деятельность фирмы финансовыми показателями (например, показателями окупаемости капиталовложений, выплаченными дивидендами) и находят завершение в разработке бюджетов. Если бюджеты хорошо сложены, они служат эталоном относительно определения выполнения плана.

Основная задача среднесрочного планирование - выбор средств для выполнения намеченных целей, которые определяются долгосрочным планом. Решения, которые принимаются в процессе разработки среднесрочных планов, имеют подчиненный характер по отношению к стратегическим решений и ориентированы на более близкое будущее (5 лет). В среднесрочных планах находят свое отражение такие виды деятельности фирмы, как: общая кадровая политика, общая производственная стратегия, новая продукция, общее финансовая политика, общая политика сбыта и т. п. Показатели среднесрочных планов приводятся в более детальном виде.

В среднесрочных планах указываются основные элементы «стратегии бизнеса» и определяются необходимые размеры инвестиций для достижения поставленных целей. После составления плана по стратегическими единицами высшее руководство определяет общую корпоративную стратегию на это же время, а затем на их основе корректирует планы низших звеньев.

Краткосрочное планирование - это планирование использования физических ресурсов, которое предназначено решать конкретные внутренние проблемы. Краткосрочные планы должны помогать осуществлять долгосрочные, а для этого необходима их полное соответствие. Если решение о текущих дел принимаются без учета их влияния на выполнение перспективных задач, снижается эффективность долгосрочного планирования. Краткосрочные планы разрабатываются на один - два года с детализацией показателей по кварталах и месяцах.

С целью повышения эффективности планирования учитываются такие принципы, как принцип гибкости, принцип внесения изменений в процессе их выполнения и принцип оптимизации. Исходя из того, что даже в наиболее совершенном плане содержатся элементы неопределенности и возможные ошибки, планирование должно быть гибким. При значительной гибкости планов уменьшается опасность потерь, которые обусловлены действием непредвиденных обстоятельств. Под принципом гибкости понимается способность планов менять свою направленность. При этом затраты на обеспечение гибкости следует соотносить с риском, который связан с обстоятельствами будущего.

Принцип внесения изменений в план в процессе его осуществления обусловлен тем, что «чем больше обязательств на будущее обусловлено плановыми решениями, тем важнее, чтобы управляющий периодически сравнивал ход выполнения плана с ожидаемыми последствиями и пересматривал планы в той мере, в которой это необходимо для продвижения к поставленной цели».

В отличие от принципа гибкости, который требует наличия в планах гибкости с начала, принцип внесения изменений в плана в процессе его осуществления предусматривает гибкость в процессе осуществления планов.

Важнейшим принципом повышения эффективности планирования является оптимизация перспективных планов. Оптимизация их ведется в основном по трем направлениям:

а) установление наилучшего варианта капитальных вложений. В некоторых фирмах объемы и структура капиталовложений являются основными показателями перспективного плана;

б) выявление лучшей структуры парка оборудования, при которой достигается наибольшая эффективность производства;

в) определение оптимального варианта ассортимента и объема каждого вида закупаемых сырья и материалов.

Перспективный план многих крупных фирм включает: а) сводный, или генеральный план, который определяет стратегию фирмы; б) функциональные планы; в) планы производственных отделений.

Работа по составлению сводного плана включает четыре основные этапа:

- выявление главных задач фирмы на плановый период;

- создание первоначального варианта сводного плана на основе планов отделений и предприятий фирмы;

- оценка сводного плана в целом и планов, которые были использованы для его составления; устранение возможных ошибок;

- уточнение плана в дальнейшем, по мере его выполнения.

Функциональные (тактические) планы характеризующих отдельные виды деятельности предприятия в условиях рынка. Можно выделить следующие основные функциональные (тактические планы):

- план производства продукции (производственная программа);

- план развития науки и техники;

- план повышения экономической эффективности производства;

- план капитальных вложений и капитального строительства;

- план материально-технического обеспечения;

- план по труду и кадрам;

- план издержек производства и реализации продукции;

- финансовый план;

- план социального развития коллектива предприятий и объединений;

- план мероприятий по охране природы и рационального использования природных ресурсов.

Главным функциональным (тактическим) планом предприятия является план производства продукции (производственная программа), в котором установленные задания по изготовлению отдельных видов продукции в натуральном и денежном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

Важным функциональным (тактическим) планом является план развития науки и техники. Главное его назначение - ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательских работ, освоения производства новых видов продукции, внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.

На предприятиях, которые работают в условиях рынка, существует план повышения экономической эффективности производства, в котором изложены обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, а также показатели повышения экономической эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. К числу этих показателей относятся: темпы роста производства чистой и товарной (валовой) продукции; общая рентабельность; затраты на 1 грн. товарной продукции; темпы роста производительности труда и другие показатели.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение крупных цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства - модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

Основные показатели плана капитального строительства - это ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет их технического перевооружения и осуществление организационно-технических мероприятий; объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ; объем незавершенного строительства.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов продукции, планов ее реализации. Основная задача этого плана заключается в том, чтобы решить проблемы оптимизации производственных запасов, сырья, инструментов, полуфабрикатов, отдельных деталей и т. п.

При разработке плана по труду и кадров главная задача - предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая изготовление нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного рабочего середньоспискового промышленно-производственного персонала. Второй важнейший показатель этого плана - фонд заработной платы. Здесь также учитывается и средняя заработная плата рабочих.

Обобщающим видом плана, в котором находят отражение основные результаты предыдущих планов, есть план по расходам на производство и реализацию продукции. При разработке ставится задача всячески повышать эффективность производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Непосредственная цель планирование себестоимости - это определение экономически обоснованной величины затрат на производство, необходимых для изготовления продукции, которая предусмотрена планом производства, а задача планирования прибыли - исчисление величины дохода, который будет получен в результате производственной деятельности.

План издержек производства составляется на основе плана производства и реализации продукции, внедрение достижений науки и техники и т. п.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задача ускорения их оборота; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной частью финансового плана является кредитный план.

В плане социального развития коллективов предприятий и объединений предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для коллектива данного предприятия, объединения, отдельных регионов задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта. Предполагается усиление влияния социальных мероприятий на развитие производства и повышения его эффективности.

Важное значение для предупреждения загрязнение окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет план мероприятий по охране природы и рационального использования природных ресурсов, который включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование земли; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, которое исключает или существенно снижает вредное воздействие на окружающую среду.

В рыночной экономике различают два методы планирования деятельности и развития предприятия: «сверху вниз» и «снизу доверху». По методу «сверху вниз» вся работа по составлению плана начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. После этого эти показатели по системе движения на более низкие уровни структуры предприятия все в более детализированной форме включаются в планы подразделений. По методу «снизу вверх» делают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а уже потом руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели к единому плану, который в последствии может войти составной частью в общего плана предприятия.

Методы планирования «сверху вниз» и «снизу доверху» составляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Формирование планов предприятия - это текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию планов различных подразделений.

Таким образом, мы подробно рассмотрели сущность прогнозирования и планирования на предприятии.