Урок 107
Тема. Обозначение мягкости согласных знаком мягчения (ь). Перенос слов с ь. Звуко-буквенный анализ слов
Цель: усовершенствовать знания учащихся об обозначении мягкости согласных знаком мягчения; закрепить знания учащихся о переносе слов со знаком мягчения (ь); углубить знания учащихся о звуко-буквенный анализ слов; обогащать лексический запас школьников; развивать сообразительность и внимание детей; воспитывать уважение к устному народному творчеству.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 223)
- Какие слова в строках заканчиваются одинаково? Какие звуки в этих словах одинаковые?
- Поставьте вопросы к словам - названиям предметов.
- С какой целью в одном из отрывков употреблено слово он?
2. Минутка чистопису
внук уньк яблонька
- Составьте звуковую модель слова яблонька.
- Как обозначается на письме мягкость согласного звука [н’]?
3. Коллективная работа (упражнение 224)
- Прочитайте слова и составьте с ними предложения.
- Какими звуками отличаются слова лан и лань?
- Какой буквой обозначена мягкость звука [н’]?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке будем учиться обозначать мягкость согласных знаком мягчения, переносить слова со знаком мягчения из строки в строку. Также учитимемось анализировать звуко-буквенный состав слов, в написании которых употребляется знак смягчения.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 226)
- Измените слова по образцу и запишите, объясняя, как обозначена мягкость согласных в словах.
- Прочитайте правило на стр. 95 и запомните его.
2. Самостоятельная работа (упражнение 227)
- Спишите, вставляя, где нужно, знак смягчения.
- Объясните написание слов.
3. Физкультминутка
4. Коллективная работа с пословицами (упражнение 229)
- Прочитайте пословицы и спишите выделенные слова.
- Сложите их звуковые модели.
- Что обозначает знак мягчения в этих словах?
- Подберите к словам плохой и беда противоположные по значению.
- Прочитайте первое правило на с. 96 и запомните его.
5. Коллективная работа со стихотворением (упражнение 230)
- Прочитайте стихотворение и спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Какая буква пропущена в этих словах? Почему именно знак мягчения надо было вставить?
- Составьте звуковую модель слова синем. Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове? Почему?
- Найдите в стихотворении обращение. Как они выделены на письме?
- Прочитайте стихотворение, выделяя обращения интонационно.
6. Работа с правилом (на с. 96)
- Прочитайте и запомните второе правило на с. 96.
- Разделите устно для переноса из строки в строку слова: всего, древнем, дынька, пальчик, рисованный.
- Приведите свои примеры.
V. Закрепление изученного материала
1. Коллективная работа с веснянкою (упражнение 235)
- Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя обращение.
- Выпишите слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми обозначены их мягкость.
- Разделите для переноса слово травонько.
- Какими правилами нужно пользоваться при делении слов для переноса из строки в строку?
2. Комментируемое письмо (упражнение 236)
- Записывайте слова, разделяя их для переноса.
- По представленному ниже образцу в каждом слове назовите мягкий согласный звук, обозначенный двумя буквами.
3. Коллективная работа с загадкой (упражнение 237)
- Прочитайте загадку и отгадайте ее.
- Сделайте звуко-буквенный анализ выделенного слова.
- Разделите для переноса. Каким правилом вы пользовались?
- Какое двоскладове слово из этой загадки нельзя разделить для переноса? Сложите его звуковую модель. Чем интересно это слово?
4. Самостоятельная работа (упражнение 238)
- Прочитайте и спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните в пословицах слово, написание которого надо запомнить.
VI. Итог урока
- Какими буквами обозначается на письме мягкость предыдущего согласного?
- Назовите количество звуков и букв в слове осень. Почему так?
- Разделите для переноса слова со знаком мягчения: кольцо, близкий, резьба, хвастун.
- Приведите примеры слов, в которых пишется буквосочетание ьо. Разделите их для переноса.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 96, упражнение 239.