Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 1

Тема урока. Повторение изученного в 7 классе. Ритмический рисунок песни. Разучивание песни "Здравствуй, мир", муз. Л. Квинт

Слушание музыки. Стили и направления в музыкальном искусстве. Барокко. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор.

 

Цель урока: закрепить с учащимися понятия „стиль” в музыке, учить воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, портрет И. С. Баха.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы и цели урока.

 

 

II. Повторение изученных в 7 классе песен.

Настройка в тональности.

„Бархатцы” (муз. В. Верменича).

„Водограй” (муз. В. Ивасюка).

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Мы только повторили с вами песни, а теперь обратите внимание на ритмический рисунок этих песен.

Если в песни Чорнобривці” соотношение сильных и слабых долей такта чередуется равномерно, то в „Водограе” акцент с сильной доли переносится на слабую. Как называется такой ритмический рисунок?

(Синкопований).

Давайте проплескаємо ритмический рисунок песни „Водограй”, а потом Бархатцы”.

 

IV.

1. Сегодня на уроке мы изучим новую песню Лоры Квинт, которая имеет название „Здравствуй, мир”.

Я вам ее исполню, а вы сделаете характеристику мелодии, ритмического рисунка, а самое главное - определите основное содержание текста песни.

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика прослушанного.

4. Разучивание песни по фразам по нотным текстом.

Настройка в тональности, при розучуванні обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, дыхание.

 

V. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

В 7-м классе мы кратко с вами ознакомились с композицией музыкальных произведений, их формами и стилем. Что такое стиль?

Стиль - это своеобразное направление в музыкальном искусстве, который сложился в определенную эпоху и является целой системой музыкальных признаков. Это слово греческого происхождения. „Стилосом” называли заостренные палочки, которыми писали на дощечках. В наше время стиль означает систему образов, жанров, приемов, характерных для того или иного композитора. Например, стиль Баха, Шопена, Мусоргского для какого художественного направления - романтический стиль и для целой эпохи (стиль эпохи Возрождения). Но некоторые явления в музыке 17-18 вв. позволяют применить к этой эпохе и стиль „барокко”. Это итальянское слово, означает „преувеличение”.

„Черты барокко” есть в музыке Генделя и Баха. С творчеством Баха вы уже знакомы. Это немецкий композитор, который родился в 1685 г. в г. Эйзенахе. Мальчик-хорист в школьном и церковномухорах, скрипач, органист, придворный капельмейстер... Впоследствии он переехал в Лейпциг, где жил и творил до конца своих дней. Был отцом большой семьи; его жена, Анна Магдалина тоже была пианисткой. Жития семьи было нелегкое через материальную нужду, болезни. Вы знаете, что больше всего произведений композитора для органа, в том числе токкаты, фуги, прелюдии, которые и открыли процесс музыкального творчества в мире.

2. Слушания Токкаты и фуги ре минор.

Вам уже известно, что Бах писал полифонические произведения.

- Что значит „полифония”?

Поэтому продолжим знакомство с полифоническим музыкой. Прославленная Токката и фуга ре минор написана молодым Бахом, ему не исполнилось тогда еще и 20 лет.

Токката - виртуозная инструментальная пьеса для органа, выдержанная в быстром, равномерном римованому руси. Это грандиозный вступление к фуги, разлив импровизации Баха.

(Слушание произведения).

3. Характеристика прослушанного.

Мощный начальный зов Токкаты! А потом - волна звуков, сбегает вниз, и величественный аккорд, который широко расходится в пространстве. Из звукового моря Токкаты вырастает фуга, она возникает на наших глазах, как прекрасное архитектурное сооружение.

Тема фуги напоминает перезвон колокольчиков. Сначала звон несется без сопровождения, а затем его подхватывает П голос, а затем появляется в III голосе... Замер последний звук музыки, величественной как мир, взволнованной, как душа человека.

- Можем ли мы назвать музыку Баха современной? Почему?

- Чем поразил вас это произведение?

 

V. Итог урока.

Преувеличения в творчестве Баха зародившегося не для того, чтобы привлечь слушателя, а величием творческого духа и вдохновения композитора.