8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 1
Тема урока. Повторение изученного в 7 классе. Ритмический рисунок песни. Разучивание песни "Здравствуй, мир", муз. Л. Квинт
Слушание музыки. Стили и направления в музыкальном искусстве. Барокко. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор.
Цель урока: закрепить с учащимися понятия „стиль” в музыке, учить воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, портрет И. С. Баха.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и цели урока.
II. Повторение изученных в 7 классе песен.
Настройка в тональности.
„Бархатцы” (муз. В. Верменича).
„Водограй” (муз. В. Ивасюка).
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Мы только повторили с вами песни, а теперь обратите внимание на ритмический рисунок этих песен.
Если в песни Чорнобривці” соотношение сильных и слабых долей такта чередуется равномерно, то в „Водограе” акцент с сильной доли переносится на слабую. Как называется такой ритмический рисунок?
(Синкопований).
Давайте проплескаємо ритмический рисунок песни „Водограй”, а потом Бархатцы”.
IV.
1. Сегодня на уроке мы изучим новую песню Лоры Квинт, которая имеет название „Здравствуй, мир”.
Я вам ее исполню, а вы сделаете характеристику мелодии, ритмического рисунка, а самое главное - определите основное содержание текста песни.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
4. Разучивание песни по фразам по нотным текстом.
Настройка в тональности, при розучуванні обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, дыхание.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
В 7-м классе мы кратко с вами ознакомились с композицией музыкальных произведений, их формами и стилем. Что такое стиль?
Стиль - это своеобразное направление в музыкальном искусстве, который сложился в определенную эпоху и является целой системой музыкальных признаков. Это слово греческого происхождения. „Стилосом” называли заостренные палочки, которыми писали на дощечках. В наше время стиль означает систему образов, жанров, приемов, характерных для того или иного композитора. Например, стиль Баха, Шопена, Мусоргского для какого художественного направления - романтический стиль и для целой эпохи (стиль эпохи Возрождения). Но некоторые явления в музыке 17-18 вв. позволяют применить к этой эпохе и стиль „барокко”. Это итальянское слово, означает „преувеличение”.
„Черты барокко” есть в музыке Генделя и Баха. С творчеством Баха вы уже знакомы. Это немецкий композитор, который родился в 1685 г. в г. Эйзенахе. Мальчик-хорист в школьном и церковномухорах, скрипач, органист, придворный капельмейстер... Впоследствии он переехал в Лейпциг, где жил и творил до конца своих дней. Был отцом большой семьи; его жена, Анна Магдалина тоже была пианисткой. Жития семьи было нелегкое через материальную нужду, болезни. Вы знаете, что больше всего произведений композитора для органа, в том числе токкаты, фуги, прелюдии, которые и открыли процесс музыкального творчества в мире.
2. Слушания Токкаты и фуги ре минор.
Вам уже известно, что Бах писал полифонические произведения.
- Что значит „полифония”?
Поэтому продолжим знакомство с полифоническим музыкой. Прославленная Токката и фуга ре минор написана молодым Бахом, ему не исполнилось тогда еще и 20 лет.
Токката - виртуозная инструментальная пьеса для органа, выдержанная в быстром, равномерном римованому руси. Это грандиозный вступление к фуги, разлив импровизации Баха.
(Слушание произведения).
3. Характеристика прослушанного.
Мощный начальный зов Токкаты! А потом - волна звуков, сбегает вниз, и величественный аккорд, который широко расходится в пространстве. Из звукового моря Токкаты вырастает фуга, она возникает на наших глазах, как прекрасное архитектурное сооружение.
Тема фуги напоминает перезвон колокольчиков. Сначала звон несется без сопровождения, а затем его подхватывает П голос, а затем появляется в III голосе... Замер последний звук музыки, величественной как мир, взволнованной, как душа человека.
- Можем ли мы назвать музыку Баха современной? Почему?
- Чем поразил вас это произведение?
V. Итог урока.
Преувеличения в творчестве Баха зародившегося не для того, чтобы привлечь слушателя, а величием творческого духа и вдохновения композитора.