КРИК
3. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ МЕЖДОМЕТИЙ
В вопросе о значении междометий ученые - языковеды стоят на диаметрально противоположных позициях. Одни из них считают, что междометия не имеют лексического значения, потому что лишены его основы - предметно-понятийной соотнесенности: они не соотносятся ни с предметами, ни с понятиями. Поскольку крики не выполняют ни денотативної, ни сигніфікативної функций, то они не имеют статуса слова.
Другие утверждают, что междометия не имеют значения в том понимании, в котором имеет его слово. Отсюда следует, что они все-таки имеют значение, но какого-то другого характера.
Третьи предлагают пересмотреть концепцию значения слова и рекомендуют принимать во внимание не только соотнесенность слова с объектами реальной действительности и с понятиями о них, но и его позицию и связи в системе других однотипных ему слов, использование в процессе речевой коммуникации. По этим критериям возгласы трактуются как такие категориальные языковые единицы, фиксирующие выражения чувств и эмоций, что так же реально существуют, как и предметный мир, потому что они возникают у субъекта в основном под воздействием объективных факторов и являются также важными для познания мира и утверждению личности в нем.
В реченнєвій концепции восклицания, как уже подчеркивалось, выделяют только его удаленную соотнесенность с суждением, что имеет словесно не выраженную, імпліцитну основу. Но возгласы не базируются, как предложение, на семантике суждения, а выступают только его эмоциональным эквивалентом. Это предопределяет их семантическое своеобразие, которое проявляется прежде всего в том, что они не называют, а выражают индивидуальное отношение говорящего к ситуации. Как реченнєві единицы, что является обобщенно - осознанными языковыми знаками, междометия передают чрезвычайно широкий спектр эмоций и чувств, которые создаются не самими возгласами, а контекстуальным окружением и соответствующей интонацией. Доминантное положение контекста и интонации в формировании значений междометий совсем не умаляет их роли социального осознания, ведь в сознании говорящих с той или иной звуковой оболочкой возгласа связывается определенный тип эмоций, чувств или волеизъявлений. Междометие ой, например, ассоциируется с такими видами эмоций и чувств, как восхищение, удивление, осуждение, нетерпение, желательность, ужас, испуг, боль, угроза, переживание, сомнение, тогда как возглас прочь - с приказом выполнить определенное действие. Подавляющее большинство возгласов, особенно первичных, являются многозначными. В зависимости от семантики контекста и интонации они выражают разные эмоции и чувства или волеизъявления. Большую группу составляют междометия, специализирующихся на выражении эмоций, чувств, переживаний, физического и психического состояния человека, их называют эмоциональными. С помощью эмоциональных, возгласов передается радость, восторг, подъем, сумм,' тоска, горе, ужас, страх, испуг, презрение, отвращение, порицание, укор, упрек, возмущение, презрение, гнев, недовольство, досада, сожаление, сочувствие, сомнение, сомнение, решимость, отчаяние, безысходность, определенность, высмеивание, ирония и т.д. К эмоциональным относятся междометия а! е! и! о! в! ай! ой! ой! ах! эх! ох! іх! ух! аг! эч! ик! ет! ба! е! ги! тю! фе! фу! ха! хе! ко! ху! гай! пхи! пхи! тьфу! тьфу! хху! ага! ого! гмі хм! брр! матушка! нене! господи! боже! леле! лелечко! мамочка! ужас! страх! караул! слава! хвала! горе/ беда! чур! ох, горе мое тяжкое! вот горе! вот так беда! упаси боже! ох, горе, горенько мне! беда да и только! боже ж мой, боже! вот тебе и имеешь! вот тебе и раз! и др. Напр.: «- Э, как-то оно будет... Зимой можно хурманкою заработать которому рубля» (Г. Коцюбинский); «О, чего это ты такой сердитый?» !(Г. Тютюнник); «Стис удлище, подсек... Ого, ничего. Словно струна, поет леску, И карп бросается в глубь» (Г. Рыльский); «- Ох, не перед добром, ох, не перед добром они так пьют» (Г. Хоткевич); «Тю, как это он не приметил такой красивой девушки» (М. Коцюбинский); «- Не видел парня? - Нет, не видел. - Гм. Где же он?» (Панас Мирный); «Приснится же такое... Тьфу...» (Г. Коцюбинский); «А, боже ж ты мой! Кинь [гранату], кинь, чтоб ты лопнуло...- Антонина бежала за своим пятилетним внуком Петей» (О. Довженко).
Меньшая группа междометий передает различные волеизъявления человека: приказ, распоряжение, побуждение, призыв, поощрение какого-либо действия, оклик, обращение, желание привлечь чье-то внимание к кому-то или чему-то. В пределах этой группы выделяются наказово-побудительные и апелятивні возгласы. Наказово-побудительные в свою очередь подразделяются на предписывающие и побудительные. Повелительные возгласы выражают приказ, требование выполнить какое-то действие. К ним относятся: прочь! хватит! цыц! марш! тсс! цсс! айда! будет! Напр,: «Долой сперед глаз! Чего стоишь?» (И. Цюпа); «И тише, чертовы сороки.- Юпитер грозно закричал» (И. Котляревский); « -Марш отсюда! Я здесь буду жить» (Остап Вишня).
Побудительные междометия побуждают к какой-действия. Это возгласы ну! нум! ну-ка! ану! Напр.: «- Заиграй, мой милесенький, а эти маленькие послушают. Ну же сыграй мне» (А. Головко); «- Да ладно вам клопотатись. Давай ужинать...» (Марко Вовчок); «Дед вдвоем с Григорием и отару заняли, - а Ну, двигай, время домой,позвал дед уже с пути» (Панас Мирный).
С помощью апелятивних возгласов привлекают чье-то внимание, обращаются к кому-то, призывающими животных или птиц. Первые два значения передают крики эй/ алло/ ау!
эй! гов! эй! агей! Напр.: «- Валя, слышишь, эй, я жив» (А. Малышко); «- Агей, Иван, не страшно тебе под землей?» (Ю. Яновский).
Для призывания животных и птиц используются возгласы чушек-чушек-чушек! кис-кис-кис! кось-кось-кось! уть-уть-уть! цып-цып-цып! и др. Напр.: «Он набрал в шляпу овса, ходил за жеребцом и звал: кось-кось...» (С. Чернобривец); «Там, среди одного двора, стояла женщина еще с заспанным лицом, нерозчесаною головой и громко выкрикивала на всю околицу: тю-тю, курочки, тю-тю - тю-тьу. Там неслось: цып-цып-цып» (Панас Мирный).
К апелятивних возгласов причисляют и те, что выражают приветствие, извинение, благодарность, прощание, просьбу, божбу и т.п.: здравствуйте! добрый день! добрый вечер! здоровенькі були! доброго здоровья! до свидания! прощайте! (прощайте!) бывайте здоровы! счастливой спокойной ночи! спасибо! спасибо! извините! простите! извините! простите! ей-богу! ей - бо! и др. Напр.: « - Здравствуйте, товарищи...- Здравствуй! Здравия желаем! Доброго здоровья! - зашумели повстанцы» (А. Довженко); «- Добрый день,- поздоровалась, переступив порог.- Доброго здоровья,- ответила Акулина, избегая смотреть на гостью» (Есть. Гуцало); «А л е н к а (входит): добрый вечер! С воскресеньем будьте здоровы. Все: Доброго здоровья! Спасибо, и ты будь здорова» (И. Нечуй-Левицкий); « За службу ничего не скажу, а вот ругал меня, ей-богу, славно, все направлял на путь истины и, главное, злобы не таил» (Г. Стельмах); «...он для меня страшный. Ей богу я его боюсь» (И. Нечуй-Левицкий).