Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 106

Тема. Деления десятичных дробей

 

Цель: завершить формирование основных умений теме: деление десятичных дробей отдельно и совместно с другими арифметическими действиями; осуществить диагностику усвоения знаний и умений на этом этапе изучения темы.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Ход урока

И. Разминка

Устные упражнения

1. Заполните цепочку вычислений:

2. На полке супермаркета стояло 630 банок консервов, из которых 0,3 составляли овощные консервы. Сколько банок овощных консервов стояло на полке?

3. Сахар составляет 0,3 массы абрикосов. Сколько килограммов абрикосов содержат 12 кг сахара?

4. В сколько раз число:

1) 36 больше 1,2;

2) 7 больше 5;

3) 0,8 меньше 16;

4) 0,03 меньше 1,5?

5. Заполните таблицу:

 

Собственная скорость

Скорость течения

Скорость по течению

Скорость против течения

25 км/ч.

2,5 км/ч.

 

 

12,7 км/ч.

 

16,3 км/ч.

 

 

II. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает ученикам среди закодированных чисел (каждому числу ставится в соответствии определенная буква) найти правильные ответы к упражнениям домашней работы в таком порядке: № 950; 952; 954; 956; 983; 964 (3) и составить ключевое слово [«яблоко»]

Числа, записанные на доске:

 

32

96

12

3,2

1250

768

125

1200

116,28

11,1

257,3

3,8

М

Б

В

Я

Л

Н

И

В

К

В

Г

А

 

III. Отработка навыков. Решение упражнений

@ Комментарий. Этот урок является шестым в теме «Деление десятичных дробей», поэтому основные умения, предусмотренные программой, должны быть сформированными. Задача урока состоит в полном повторении и обобщении знаний и умений учащихся, поэтому на уроке должны быть решены задачи следующих типов:

1) Примеры на все арифметические действия с десятичными дробями: №961 (примеры 1 и 2 можно выполнить за вариантами).

2) Уравнения, которые предусматривают применение нескольких правил, выражающих зависимости между компонентами арифметических действий: № 963 (11; 12).

3) Задачи на нахождение числа по его дроби и нахождение дроби от числа: дополнительная задача 1.

Дополнительная задача 1

Масса колибри - самой маленькой птички на Земле - 1,8 г, что составляет 0,0002 массы страуса - крупнейшего птицу. Масса петуха составляет 0,05 массы страуса. Найдите массу страуса и массу петуха.

@ Все задания, кроме № 989, есть стандартными, поэтому работу по их выполнению надо организовать так, чтобы как можно большую часть работы ученики выполнять самостоятельно. (Можно организовать работу по вариантами, записать кодированные ответы - после выполнения каждого задания ученик ищет полученное ответ в приведенном записи, содержащий несколько чисел. Если число, полученное учеником, есть среди предоставленных, - он переходит к следующему задача, если нет, - проверяет свое решение и ищет ошибку, также можно привлечь к работе «консультантов» - 6 учеников, которые решают по одному задание за доской, и комментируют решения).

№ 989 после выполнения предыдущих упражнений разбирается фронтально.

№ 989. Решения. Вся книга - 1, поэтому если мальчик прочитал 0,35, а потом еще 0,1 книжки, всего он прочитал 0,35 + 0,1 = 0,45 книги. Половина книги - это , или 0,5 книжки, то есть 0,45 книги меньше от 0,5 книжки на 0,5 - 0,45 = 0,05 книжки, что составляет 15 страниц.

Итак, 0,05 = книги составляет 15 страниц, а вся книга:

15 : 5 · 100 = 300 (страниц).

Ответ. 300 страниц.

 

IV. Контроль усвоения знаний

Самостоятельная работа

Вариант 1 [2]

1. Выполните действия: 1,24 : 3,1 + 12 : 0,25 - 2 : 25 + 18 : 0,45.

[1,29 : 4,3 + 18 : 0,15 + 9: 45 - 1,4 : 0,35]

2. Решите уравнение: (1,24 - х) · 3,6 = 3,888. [(х + 7,2) · 4,2 = 30,996]

(Во время работы каждый ученик заполняет лист ответов, который остается у него после того, как работа будет сдана на проверку.)

 

V. Итог урока

По окончании выполнения работы учащиеся сдают тетради, записав листы ответов и учитель называет правильные ответы, выясняя, какие задачи (части задач) вызвали трудности у учащихся с тем, чтобы обратить на них внимание на следующих уроках по изучению темы.

 

VI. Домашнее задание

п. 31, №№ 962; 964 (4; 6); 985; 987.