Урок 105
Тема. Деления 
десятичных дробей
 
Цель: повторить 
алгоритмы решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его 
дробью (разобранного во время изучения п. 22) и распространить эти алгоритмы на 
случаи, когда дробь - десятичная; отработать навыки решения задач на 
применение указанных алгоритмов.
Тип урока: 
усвоение знаний, навыков и умений.
Ход урока
I. Разминка
Устные упражнения
1.
Выполните 
действия:
1) 10,3 + 6,8; 
2) 4,3 - 2,6; 
3) 4,03 · 0,2; 
4) 6,3 : 0,9; 
5) 0,8 : 0,4; 
6) 0,8 : 0,04; 
7) 6 : 0,2; 
8) 3 · 0,9; 
9) 5,75 : 0,5.
2.
Вычислите 
значение выражения:
1) 0,03 · 100 + 1,7; 
2) 6,8 + 3 : 6; 
3) 7,2 : 18 - 0,19 
: 19.
3.  Миша и Петя собрали вместе 24,8 кг 
яблок. Миша собрал 
всех яблок. Из 
выражений является ответом на вопрос: сколько яблок собрал Миша?
1) 24,8 : 5 · 8; 
2) 24,8 : 8 · 5; 
3) 24,8 - 
; 
4) 24,8 + 
.
4.
Записать 
десятичная дробь обычным: 0,5; 0,05; 1,2; 1,07.
 
II. Проверка домашнего 
задача
Чтобы проверить 
качество выполнения домашнего задания, учитель берет на проверку тетради учеников.
 
III. Повторение и 
обобщение знаний
@ Поскольку общие правила нахождения 
дроби от числа и числа по значению его дроби будут изучены лишь в 6 классе, 
на этом уроке алгоритм решения названных задач является продолжением 
алгоритма, который был сформирован во время изучения темы «Обыкновенные дроби». 
(Добавляется только 1 
пункт - запись десятичной дроби обычным). Поэтому учителю достаточно лишь 
решить вместе с учениками 2 типовые задачи, а затем переходить к самостоятельному 
решения учащимися задач.
Задача 1. В 
Васи было 12 грн., 0,3 которых он потратил на новую книжку. Сколько гривен 
заплатил Вася за книжку?
Решения. 1) 0,3 
= 
;
1) 12 
: 10 = 1,2 (грн.) - составляет 
 денег;
2) 1,2 
·
3 = 3,6 (грн.) - стоит книга. 
Или сокращенно:
1) 0,3 = 
;
2) 12 : 10 ·
3 = 3,6 (грн.) - стоит книга. 
Ответ. 3,6 грн.
Задача 2. Турист 
прошел 2,7 км, что составляет 0,3 туристского маршрута. Сколько километров имеет 
пройти турист?
Решения. 1) 0,3 
= 
;
1) 2,7 
: 3 = 0,9 (км) - составляет 
 маршрута;
2) 0,9 
·
10 = 9 (км) - весь маршрут. 
Или сокращенно:
1) 0,3 = 
;
2) 2,7 : 3 ·
10 = 9 (км) - весь маршрут. 
Ответ. 9 км.
 
II. Усвоение навыков
Поскольку алгоритм, 
отрабатывается, не является новым, на этом уроке ученики могут решать как упражнения 
среднего, так и достаточного уровня: №№ 951; 955; 982; 984; 986.
Комментарий к 
решение
№ 951, 955 - 
решаются за примером разобранных задач. Начиная с этого урока, можно 
приучать учащихся к сокращенной формы записи решения.
№951. 1) 0,6 = 
;
2) 180 : 10 ·
6 = 18 ·
6 = 108 (с.) - прочитал Петя. 
Ответ. 108 
страниц.
№ 982. Чтобы «увидеть» 
план решения, можно обратиться к рис. 135. Можно напомнить ученикам о 2 
способы решения подобных задач.
 

 
Рис. 135
 
Решение
1 способ
1) 0,4 = 
;
1234 : 10 · 4 = 
123,4 · 4 = 493,6 (грн.) - И за месяц; 
2) 1234 - 493,6 = 
740,4 (грн.) - остальные;
3) 0,35 = 
;
4) 740,4 : 100 · 35 
= 259,14 (грн.) - за II месяц.
2 способ
1) Вся сумма 1; 
1 - 0,4 = 0,6 = 
 составляет остальные;
2) 1234 : 10 · 6 = 
740,4 (грн.) - остальные;
3) 0,35 = 
;
4) 740,4 : 100 · 35 
= 259,14 (грн.) - потратили за II месяц.
Ответ. 259,14 
грн.
 
№ 984. Надо показать 
ученикам возможны 2 способа решения
1 способ
1) 0,36 = 
; 2,88 : 36 · 100 = 8 - сумма;
2) 8 - 2,88 = 5,12 
- II слагаемое.
2 способ
1) Вся сумма 
составляет 1, тогда если И слагаемое составляет 0,36 суммы, то второй составляет 1 - 
0,36 = 0,64 суммы;
2) 0,36 = 
; 0,64 = 
; 2,88 : 36 = 0,08 - составляет 
 суммы;
3) 0,08 · 64 = 5,12 
- второе слагаемое.
Ответ. 5,12 - 
второе слагаемое.
 
№ 986. Чтобы 
разобраться в условии, можно записать ее в виде схемы.
х - искомое число
0,85 от х 
- 
0,68 от 50
Решение
1) 0,68 = 
; 50 : 100 · 68 = 34 составляет 0,85 от 
числа;
2) 0,85 = 
; 34 : 85 · 100 = 40 - искомое число.
Ответ. 40.
 
V.  Итог урока
Вопрос к классу
1.  Известно, что число а составляет 0,6 от числа b. Правильно ли, что: 
1) a = b : 610; 2) а = b : 10 · 6? 
2.  Котором задаче соответствует равенство?
1) Число 
установит 0,6 от числа а.
2) Число 
0,6 составляет b частей от числа а.
 
VI. Домашнее задание
п. 31 №№ 950; 952; 
954; 956; 983; 964(3).