Урок 105
Тема. Деления
десятичных дробей
Цель: повторить
алгоритмы решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его
дробью (разобранного во время изучения п. 22) и распространить эти алгоритмы на
случаи, когда дробь - десятичная; отработать навыки решения задач на
применение указанных алгоритмов.
Тип урока:
усвоение знаний, навыков и умений.
Ход урока
I. Разминка
Устные упражнения
1.
Выполните
действия:
1) 10,3 + 6,8;
2) 4,3 - 2,6;
3) 4,03 · 0,2;
4) 6,3 : 0,9;
5) 0,8 : 0,4;
6) 0,8 : 0,04;
7) 6 : 0,2;
8) 3 · 0,9;
9) 5,75 : 0,5.
2.
Вычислите
значение выражения:
1) 0,03 · 100 + 1,7;
2) 6,8 + 3 : 6;
3) 7,2 : 18 - 0,19
: 19.
3. Миша и Петя собрали вместе 24,8 кг
яблок. Миша собрал всех яблок. Из
выражений является ответом на вопрос: сколько яблок собрал Миша?
1) 24,8 : 5 · 8;
2) 24,8 : 8 · 5;
3) 24,8 - ;
4) 24,8 + .
4.
Записать
десятичная дробь обычным: 0,5; 0,05; 1,2; 1,07.
II. Проверка домашнего
задача
Чтобы проверить
качество выполнения домашнего задания, учитель берет на проверку тетради учеников.
III. Повторение и
обобщение знаний
@ Поскольку общие правила нахождения
дроби от числа и числа по значению его дроби будут изучены лишь в 6 классе,
на этом уроке алгоритм решения названных задач является продолжением
алгоритма, который был сформирован во время изучения темы «Обыкновенные дроби».
(Добавляется только 1
пункт - запись десятичной дроби обычным). Поэтому учителю достаточно лишь
решить вместе с учениками 2 типовые задачи, а затем переходить к самостоятельному
решения учащимися задач.
Задача 1. В
Васи было 12 грн., 0,3 которых он потратил на новую книжку. Сколько гривен
заплатил Вася за книжку?
Решения. 1) 0,3
= ;
1) 12
: 10 = 1,2 (грн.) - составляет денег;
2) 1,2
·
3 = 3,6 (грн.) - стоит книга.
Или сокращенно:
1) 0,3 = ;
2) 12 : 10 ·
3 = 3,6 (грн.) - стоит книга.
Ответ. 3,6 грн.
Задача 2. Турист
прошел 2,7 км, что составляет 0,3 туристского маршрута. Сколько километров имеет
пройти турист?
Решения. 1) 0,3
= ;
1) 2,7
: 3 = 0,9 (км) - составляет маршрута;
2) 0,9
·
10 = 9 (км) - весь маршрут.
Или сокращенно:
1) 0,3 = ;
2) 2,7 : 3 ·
10 = 9 (км) - весь маршрут.
Ответ. 9 км.
II. Усвоение навыков
Поскольку алгоритм,
отрабатывается, не является новым, на этом уроке ученики могут решать как упражнения
среднего, так и достаточного уровня: №№ 951; 955; 982; 984; 986.
Комментарий к
решение
№ 951, 955 -
решаются за примером разобранных задач. Начиная с этого урока, можно
приучать учащихся к сокращенной формы записи решения.
№951. 1) 0,6 = ;
2) 180 : 10 ·
6 = 18 ·
6 = 108 (с.) - прочитал Петя.
Ответ. 108
страниц.
№ 982. Чтобы «увидеть»
план решения, можно обратиться к рис. 135. Можно напомнить ученикам о 2
способы решения подобных задач.
Рис. 135
Решение
1 способ
1) 0,4 = ;
1234 : 10 · 4 =
123,4 · 4 = 493,6 (грн.) - И за месяц;
2) 1234 - 493,6 =
740,4 (грн.) - остальные;
3) 0,35 = ;
4) 740,4 : 100 · 35
= 259,14 (грн.) - за II месяц.
2 способ
1) Вся сумма 1;
1 - 0,4 = 0,6 = составляет остальные;
2) 1234 : 10 · 6 =
740,4 (грн.) - остальные;
3) 0,35 = ;
4) 740,4 : 100 · 35
= 259,14 (грн.) - потратили за II месяц.
Ответ. 259,14
грн.
№ 984. Надо показать
ученикам возможны 2 способа решения
1 способ
1) 0,36 = ; 2,88 : 36 · 100 = 8 - сумма;
2) 8 - 2,88 = 5,12
- II слагаемое.
2 способ
1) Вся сумма
составляет 1, тогда если И слагаемое составляет 0,36 суммы, то второй составляет 1 -
0,36 = 0,64 суммы;
2) 0,36 = ; 0,64 = ; 2,88 : 36 = 0,08 - составляет суммы;
3) 0,08 · 64 = 5,12
- второе слагаемое.
Ответ. 5,12 -
второе слагаемое.
№ 986. Чтобы
разобраться в условии, можно записать ее в виде схемы.
х - искомое число
0,85 от х
-
0,68 от 50
Решение
1) 0,68 = ; 50 : 100 · 68 = 34 составляет 0,85 от
числа;
2) 0,85 = ; 34 : 85 · 100 = 40 - искомое число.
Ответ. 40.
V. Итог урока
Вопрос к классу
1. Известно, что число а составляет 0,6 от числа b. Правильно ли, что:
1) a = b : 610; 2) а = b : 10 · 6?
2. Котором задаче соответствует равенство?
1) Число
установит 0,6 от числа а.
2) Число
0,6 составляет b частей от числа а.
VI. Домашнее задание
п. 31 №№ 950; 952;
954; 956; 983; 964(3).