Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 105

Тема. Деления десятичных дробей

 

Цель: повторить алгоритмы решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дробью (разобранного во время изучения п. 22) и распространить эти алгоритмы на случаи, когда дробь - десятичная; отработать навыки решения задач на применение указанных алгоритмов.

Тип урока: усвоение знаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Разминка

Устные упражнения

1. Выполните действия:

1) 10,3 + 6,8;

2) 4,3 - 2,6;

3) 4,03 · 0,2;

4) 6,3 : 0,9;

5) 0,8 : 0,4;

6) 0,8 : 0,04;

7) 6 : 0,2;

8) 3 · 0,9;

9) 5,75 : 0,5.

2. Вычислите значение выражения:

1) 0,03 · 100 + 1,7;

2) 6,8 + 3 : 6;

3) 7,2 : 18 - 0,19 : 19.

3. Миша и Петя собрали вместе 24,8 кг яблок. Миша собрал всех яблок. Из выражений является ответом на вопрос: сколько яблок собрал Миша?

1) 24,8 : 5 · 8;

2) 24,8 : 8 · 5;

3) 24,8 - ;

4) 24,8 + .

4. Записать десятичная дробь обычным: 0,5; 0,05; 1,2; 1,07.

 

II. Проверка домашнего задача

Чтобы проверить качество выполнения домашнего задания, учитель берет на проверку тетради учеников.

 

III. Повторение и обобщение знаний

@ Поскольку общие правила нахождения дроби от числа и числа по значению его дроби будут изучены лишь в 6 классе, на этом уроке алгоритм решения названных задач является продолжением алгоритма, который был сформирован во время изучения темы «Обыкновенные дроби».

(Добавляется только 1 пункт - запись десятичной дроби обычным). Поэтому учителю достаточно лишь решить вместе с учениками 2 типовые задачи, а затем переходить к самостоятельному решения учащимися задач.

Задача 1. В Васи было 12 грн., 0,3 которых он потратил на новую книжку. Сколько гривен заплатил Вася за книжку?

Решения. 1) 0,3 = ;

1) 12 : 10 = 1,2 (грн.) - составляет денег;

2) 1,2 · 3 = 3,6 (грн.) - стоит книга.

Или сокращенно:

1) 0,3 = ;

2) 12 : 10 · 3 = 3,6 (грн.) - стоит книга.

Ответ. 3,6 грн.

Задача 2. Турист прошел 2,7 км, что составляет 0,3 туристского маршрута. Сколько километров имеет пройти турист?

Решения. 1) 0,3 = ;

1) 2,7 : 3 = 0,9 (км) - составляет маршрута;

2) 0,9 · 10 = 9 (км) - весь маршрут.

Или сокращенно:

1) 0,3 = ;

2) 2,7 : 3 · 10 = 9 (км) - весь маршрут.

Ответ. 9 км.

 

II. Усвоение навыков

Поскольку алгоритм, отрабатывается, не является новым, на этом уроке ученики могут решать как упражнения среднего, так и достаточного уровня: №№ 951; 955; 982; 984; 986.

Комментарий к решение

№ 951, 955 - решаются за примером разобранных задач. Начиная с этого урока, можно приучать учащихся к сокращенной формы записи решения.

№951. 1) 0,6 = ;

2) 180 : 10 · 6 = 18 · 6 = 108 (с.) - прочитал Петя.

Ответ. 108 страниц.

№ 982. Чтобы «увидеть» план решения, можно обратиться к рис. 135. Можно напомнить ученикам о 2 способы решения подобных задач.

 

 

Рис. 135

 

Решение

1 способ

1) 0,4 = ;

1234 : 10 · 4 = 123,4 · 4 = 493,6 (грн.) - И за месяц;

2) 1234 - 493,6 = 740,4 (грн.) - остальные;

3) 0,35 = ;

4) 740,4 : 100 · 35 = 259,14 (грн.) - за II месяц.

2 способ

1) Вся сумма 1;

1 - 0,4 = 0,6 = составляет остальные;

2) 1234 : 10 · 6 = 740,4 (грн.) - остальные;

3) 0,35 = ;

4) 740,4 : 100 · 35 = 259,14 (грн.) - потратили за II месяц.

Ответ. 259,14 грн.

 

№ 984. Надо показать ученикам возможны 2 способа решения

1 способ

1) 0,36 = ; 2,88 : 36 · 100 = 8 - сумма;

2) 8 - 2,88 = 5,12 - II слагаемое.

2 способ

1) Вся сумма составляет 1, тогда если И слагаемое составляет 0,36 суммы, то второй составляет 1 - 0,36 = 0,64 суммы;

2) 0,36 = ; 0,64 = ; 2,88 : 36 = 0,08 - составляет суммы;

3) 0,08 · 64 = 5,12 - второе слагаемое.

Ответ. 5,12 - второе слагаемое.

 

№ 986. Чтобы разобраться в условии, можно записать ее в виде схемы.

х - искомое число

0,85 от х - 0,68 от 50

Решение

1) 0,68 = ; 50 : 100 · 68 = 34 составляет 0,85 от числа;

2) 0,85 = ; 34 : 85 · 100 = 40 - искомое число.

Ответ. 40.

 

V. Итог урока

Вопрос к классу

1. Известно, что число а составляет 0,6 от числа b. Правильно ли, что:

1) a = b : 610; 2) а = b : 10 · 6?

2. Котором задаче соответствует равенство?

1) Число установит 0,6 от числа а.

2) Число 0,6 составляет b частей от числа а.

 

VI. Домашнее задание

п. 31 №№ 950; 952; 954; 956; 983; 964(3).