Риторика как составляющая стилистики
Важным элементом
стилистике, общей теории и практики культуры речи является риторы к а (греч.
rhetor - оратор) - наука красноречия (ораторского искусства). Риторика - это
также учебный предмет, в котором изложена теория красноречия, ораторского
искусства. Такое название имеют и особые учебники, пособия:
Старинные риторики исчисляли много наук, необходимых оратору.
Лексема «риторика» нередко используется метафорически, переносно: Письмо
написано просто, искренне, без фальшивой риторики (И. Франко). В прошлом
риторикой называли младший класс духовной семинарии: Ему вздумалось жениться,
и он, кончив риторику и философию, ...поехал искать себе женщины (И.
Нечуй-Левицкий).
Риторику можно считать
одной из особых частей и проявлений стилистики как общего учения о
функционально найумотивованіше пользования языком. Риторика опирается на ту
часть языковедческих обобщений, знаний, которые основываются на особой теории и
практике речевого красноречия, прежде всего, ораторского. Ее основы
сформировались уже в Древней Греции (Перикл, Сократ, Аристотель, Платон, Демосфен
и др.), развились в Древнем Риме (Цицерон, Квинтилиан и др.), позже
своеобразно и частично распространились в эпоху средневековья (условно от падения
Римской империи в 476 г.) и до времен Возрождения, или Ренессанса (в Италии в
XIV - XVI вв., в других странах Западной и Центральной Европы - в XV - XVI вв.).
Это было время перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени.
Отдельные положения с
риторики прослеживаются в Ізборниках Святослава 1073 и 1076 г. Выдающимися
ораторами, следовательно и основоположниками отечественного риторического слова, были митрополит
Илларион, церковно-образовательный деятель Кирилл Туровский (XII в.). В XVI - XVII вв.
ораторскому искусству обучали в братских школах и в Киево-Могилянской
академии (основанной в 1632 г.). Обучение в ней проходило латинскими
учебниками периода античности, но постепенно создавались и учебники-пособия
по риторике: Иосифа Кононовича-Горбицького (на латинском языке, 1637; Йоаникія
Галятовского «Ключ разумєнія» (давней украинском языке, 1659; 1665), произведения
Антония Радивиловского (умер в 1688), Лазаря Барановича (1620 - 1693), Стефана
Яворский (1658 - 1722), Димитрия Ростовского (Туптало) (1651 - 1709),
Феофана Ирокоповича (1681 - 1736), Георгия Конисского (1713 - 1795). Эти и другие
деятели украинской культуры внесли значительный вклад в теории и техники
ческого вещания, которое формировалось на устоявшихся на то время образцах
церковно-религиозных проповедей, речей, других богословских,
морально-поучительных поэтических и даже драматических произведений. Риторику как
языковое красноречие можно условно трактизувати как давний особый языковой
стиль. В стенах Киево-Могилянской академии (в 1701 г. по царскому указу Петра
И ей предоставлено титула и прав академии и переименован в Киевскую академию) было
развито теорию и речевую практику традиционных для Европы эпохи Возрождения
трех стилей («слогов») - высокого, среднего и низкого, унаследованных еще с
античности.
Вещание в пределах
высокого стиля обычно торжественное, пишномовне, ему присущи:
- художественные средства:
метафора, метонимия, синекдоха, антонимы, повторы, аллегория, перифраз,
гипербола и др.;
- развернутые фразы,
инверсия, риторические вопросы;
- повторяющиеся возгласы
т.д.
В высоком стиле
рассказывалось о важных событиях, выдающихся личностях.
Уравновешенно спокойный,
умеренная рассказ только с частичным применением художественных средств, живой
народной лексики и фразеологии присуща среднем стиля, языковыми средствами
которого сообщали о менее важные социальные события.
Рассказы о будничных
события, дела (семейные, бытовые и повседневные отношения, о
сельскохозяйственный труд, деловые связи, вещателей и т.д.) выкладывались в низком
стиле (Феофан Прокопович ввел название простой стиль). Для него характерно
эмоционально нейтральное, обычное вещание с минимальным использованием художественных
средств (метафоры и т.п.).
Теоретические основы
риторики изложены в энциклопедии «Русский язык» (2000), в учебнике для
студентов - филологов Л. Мацко, О. Сидоренко и др. «Стилистика украинского
языка» (2003) и др.
Как справедливо замечают
лингвисты (Л. Мацко и др.), истоки современной стилистики, ее важную культурную
прошлое начало античной риторикой. Античная риторика как наука
красноречия основывалась на таких речевых качествах оратора, которыми он
достигал в своих публичных выступлениях наибольшего мастерства, изысканности.
Основой для этого служили его одаренности, обучения и упражнения. Оратор -
оратор должен был по-особому заботиться и о правильности, и о
эстетичность своего вещания. Кроме того, речь ораторского произведения имела
отличаться от повседневного языка. Примерами красноречия есть такие фразы:
Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ); Красноречие есть искусство управлять умами
(Платон); Лучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и дает
удовольствие, и производит на них сильное впечатление (Цицерон); Сначала было Слово
(Евангелие от Иоанна); Истина же и благодать слугами суть будущем возраста,
жизни нетленному (Иларион); Из видимого познай невидимое (Г. Сковорода) и др.
Риторика - это одно из
ответвлений стилистики как теории и практики целесообразного речи. Она
сориентирована на формирование у говорящих способности выражаться красноречиво,
важно, иногда и иронично, но обычно без привычной обыденности. Неслучайно
риторический речи всегда особенно выразительное и типичное для определенных жанров
публицистического стиля речи, особенно когда автор художественно, с выразительной
почуттєвістю рассказывает о чем-то жизненно важное: Все йде, Все минає - і краю
нет; И за что его, святого, мучили, Во узы ковали, И главу его честную
терном увенчали; Способники святой воли - Из тьмы, из смрада и по неволе Царям и
людям напоказ На свет выведу вас в дальнейшем. Рядами длинными в кандалах... (Т.
Шевченко).
Итак, риторический вещания
всегда стилистически выразительное, коммуникативно ориентированное на красноречие,
ораторство, через что должно восприниматься как неповторимо оригинальное, такое, в
котором каждый из его создателей проявляет свою индивидуальность, личность,
личностность, свое Я.