Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Риторика как составляющая стилистики

 

Важным элементом стилистике, общей теории и практики культуры речи является риторы к а (греч. rhetor - оратор) - наука красноречия (ораторского искусства). Риторика - это также учебный предмет, в котором изложена теория красноречия, ораторского искусства. Такое название имеют и особые учебники, пособия: Старинные риторики исчисляли много наук, необходимых оратору. Лексема «риторика» нередко используется метафорически, переносно: Письмо написано просто, искренне, без фальшивой риторики (И. Франко). В прошлом риторикой называли младший класс духовной семинарии: Ему вздумалось жениться, и он, кончив риторику и философию, ...поехал искать себе женщины (И. Нечуй-Левицкий).

Риторику можно считать одной из особых частей и проявлений стилистики как общего учения о функционально найумотивованіше пользования языком. Риторика опирается на ту часть языковедческих обобщений, знаний, которые основываются на особой теории и практике речевого красноречия, прежде всего, ораторского. Ее основы сформировались уже в Древней Греции (Перикл, Сократ, Аристотель, Платон, Демосфен и др.), развились в Древнем Риме (Цицерон, Квинтилиан и др.), позже своеобразно и частично распространились в эпоху средневековья (условно от падения Римской империи в 476 г.) и до времен Возрождения, или Ренессанса (в Италии в XIV - XVI вв., в других странах Западной и Центральной Европы - в XV - XVI вв.). Это было время перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени.

Отдельные положения с риторики прослеживаются в Ізборниках Святослава 1073 и 1076 г. Выдающимися ораторами, следовательно и основоположниками отечественного риторического слова, были митрополит Илларион, церковно-образовательный деятель Кирилл Туровский (XII в.). В XVI - XVII вв. ораторскому искусству обучали в братских школах и в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.). Обучение в ней проходило латинскими учебниками периода античности, но постепенно создавались и учебники-пособия по риторике: Иосифа Кононовича-Горбицького (на латинском языке, 1637; Йоаникія Галятовского «Ключ разумєнія» (давней украинском языке, 1659; 1665), произведения Антония Радивиловского (умер в 1688), Лазаря Барановича (1620 - 1693), Стефана Яворский (1658 - 1722), Димитрия Ростовского (Туптало) (1651 - 1709), Феофана Ирокоповича (1681 - 1736), Георгия Конисского (1713 - 1795). Эти и другие деятели украинской культуры внесли значительный вклад в теории и техники ческого вещания, которое формировалось на устоявшихся на то время образцах церковно-религиозных проповедей, речей, других богословских, морально-поучительных поэтических и даже драматических произведений. Риторику как языковое красноречие можно условно трактизувати как давний особый языковой стиль. В стенах Киево-Могилянской академии (в 1701 г. по царскому указу Петра И ей предоставлено титула и прав академии и переименован в Киевскую академию) было развито теорию и речевую практику традиционных для Европы эпохи Возрождения трех стилей («слогов») - высокого, среднего и низкого, унаследованных еще с античности.

Вещание в пределах высокого стиля обычно торжественное, пишномовне, ему присущи:

- художественные средства: метафора, метонимия, синекдоха, антонимы, повторы, аллегория, перифраз, гипербола и др.;

- развернутые фразы, инверсия, риторические вопросы;

- повторяющиеся возгласы т.д.

В высоком стиле рассказывалось о важных событиях, выдающихся личностях.

Уравновешенно спокойный, умеренная рассказ только с частичным применением художественных средств, живой народной лексики и фразеологии присуща среднем стиля, языковыми средствами которого сообщали о менее важные социальные события.

Рассказы о будничных события, дела (семейные, бытовые и повседневные отношения, о сельскохозяйственный труд, деловые связи, вещателей и т.д.) выкладывались в низком стиле (Феофан Прокопович ввел название простой стиль). Для него характерно эмоционально нейтральное, обычное вещание с минимальным использованием художественных средств (метафоры и т.п.).

Теоретические основы риторики изложены в энциклопедии «Русский язык» (2000), в учебнике для студентов - филологов Л. Мацко, О. Сидоренко и др. «Стилистика украинского языка» (2003) и др.

Как справедливо замечают лингвисты (Л. Мацко и др.), истоки современной стилистики, ее важную культурную прошлое начало античной риторикой. Античная риторика как наука красноречия основывалась на таких речевых качествах оратора, которыми он достигал в своих публичных выступлениях наибольшего мастерства, изысканности. Основой для этого служили его одаренности, обучения и упражнения. Оратор - оратор должен был по-особому заботиться и о правильности, и о эстетичность своего вещания. Кроме того, речь ораторского произведения имела отличаться от повседневного языка. Примерами красноречия есть такие фразы: Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ); Красноречие есть искусство управлять умами (Платон); Лучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и дает удовольствие, и производит на них сильное впечатление (Цицерон); Сначала было Слово (Евангелие от Иоанна); Истина же и благодать слугами суть будущем возраста, жизни нетленному (Иларион); Из видимого познай невидимое (Г. Сковорода) и др.

Риторика - это одно из ответвлений стилистики как теории и практики целесообразного речи. Она сориентирована на формирование у говорящих способности выражаться красноречиво, важно, иногда и иронично, но обычно без привычной обыденности. Неслучайно риторический речи всегда особенно выразительное и типичное для определенных жанров публицистического стиля речи, особенно когда автор художественно, с выразительной почуттєвістю рассказывает о чем-то жизненно важное: Все йде, Все минає - і краю нет; И за что его, святого, мучили, Во узы ковали, И главу его честную терном увенчали; Способники святой воли - Из тьмы, из смрада и по неволе Царям и людям напоказ На свет выведу вас в дальнейшем. Рядами длинными в кандалах... (Т. Шевченко).

Итак, риторический вещания всегда стилистически выразительное, коммуникативно ориентированное на красноречие, ораторство, через что должно восприниматься как неповторимо оригинальное, такое, в котором каждый из его создателей проявляет свою индивидуальность, личность, личностность, свое Я.