Богатство и искусство
вещание
Лексема «богатство»
принадлежит к часто используемым во всенародном речи. Она обозначает большую
количество чего-то, его многообразие, ценность, ценность, важность,
состоятельность, значимость.
Богатство речи, которое
всего определяется количеством слов в языке, единообразием их лексических значений
и морфемно-морфологических форм, разветвленностью синтаксических конструкций и т.
др., служит, помимо прочего, материалом для стилистических возможностей языка,
основой речевого искусства.
Кроме прямого значения,
лексема «богатство» имеет переносные, чаще всего метафорические, образные, которые
касаются и речи: Богатство глагольных синонимов, которые писатель часто употребляет
в новом значении, помогает передать глубокие человеческие переживания (С
пособия).
Богатство каждой из
современных развитых литературных языков, в частности, и украинской, безграничное,
практически неисчерпаемый. Отдельным лицом оно осмысливается только в существенных
проявлениях.
Богатство языка
оказывается в живой речи народа, в художественной литературе, научных трудах,
публицистике и др. Употребляемые в данном языке слова и устойчивые (фразеологические)
сочетание их зафиксированы в словарях. Например, в 4-томному «Толковом словаре
живого великорусского языка» русского лексикографа Владимира Даля (1801 -
1872) истолковано более 200 тысяч различных слов (реестровых), почти 30 тысяч
пословиц и поговорок. В 17-томному «Словаре современного русского
литературного языка» объяснено семантику более 132 тысяч реестровых слов,
6-томный «Украинско-русский словарь» (1953 - 1963) охватывает 120 тысяч слов,
а 11-томный толковый Словарь украинского языка» комментирует более 134 тысячи
наиболее употребительных лексем, которые вместе с устойчивыми сочетаниями слов охватывают свыше
600 тысяч понятий. В «Большом толковом словаре современного украинского языка»
(ВТССУМ) истолковано более 170 тысяч слов. Человека, который постоянно обогащает свои
знания, используя словари, М. Рыльский сравнивал с умным
садовником, который бережно ухаживает свой сад.
Богатство языка, а на этой
основе и богатство индивидуальной речи, наиболее полно проявляется тогда, когда
говорящие всесторонне разнообразят все сказанное и написанное ими.
Речевое и языковое
богатство несовместимо с шаблонными средствами выражения, с избыточным
использованием определенных слов, оборотов. Чтобы выполнить обязательства звучит
естественнее, проще, следовательно и полнее соответствует богатству сказанного или
написанного, чем Для выполнения. обязательства: этот оборот - с двух неконкретных
по значению существительных и предлога - стилистически недовершений,
профессионально-традиционный, коммуникативно трафаретная, он лишен свежести,
эмоциональности, личностной индивидуальности.
В нашем языке много
слов, которые особенно разветвленные значеннєво, напр.: глаз - орган зрения человека и животного:
Правый глаз лукаво смотрели из-под поднятого немного веко на кучку медных денег
(М. Коцюбинский); взгляд: Я подавала ей цветы, и листья, и травы - с рук ее не
сводила глаз (Леся Украинка). Это прямые значения лексемы глаз. Кроме них, есть несколько
десятков переносных: Аж искры из глаз посыпались; видеть на собственные глаза; беречь
как зеницу ока; мигать глазами; взять на прицел; веселить глаз; видивити глаза;
выплакать глаза; от человеческого (чужого ) глаза; в глаза смеяться (говорить); глянуть
правде в глаза; дым пускать в глаза; не успел глазом моргнуть; не моргнув глазом; не
смыкать глаз и др. Они употребляются в разных формах, в валентных проявлениях.
Синонимическим, почти
полностью семантически адекватным термінованій названии «богатство речи», является
термин «разнообразие речи». Н. Бабич разграничивает содержание этих терминов только
на такой протиставній (сопоставимой) основе: «Вещание богатое - бедное, речи
разнообразно - однообразное. В основе первого критерия - понятие количества, в
основе второго - качества, но эти понятия взаимосвязаны». По ее мнению, «речь
народа - богатая и разнообразная, а вот индивидуальное вещание может быть богатым
или бедным, однообразным или разнообразным».
Язык современных
немногочисленных племен, отдаленных от цивилизации, тоже, наверное, можно считать
богатой, потому что представители таких сообществ находят в своей речи нужны для
общения слова. Если в таком племенном (родовом) жизни появляется
что-нибудь новое, то непременно появляется и слово для его обозначения. Определенная
дело, и речи нынешнего первоклассника из образованной семьи также можно считать
богатым и разнообразным, но в тех измерениях, которые возможны для этого возраста.
Итак, проблема языкового и
речевого богатства и разнообразия неизмеримо широкая, разносторонняя, она
требует отдельного, но разветвленного и дифференцированного рассмотрения, научного
осмысления.
Богатство речи
отдельной личности - это одновременно:
- разнообразие
вещания;
- стилистическая
багатовалентність, широчайшая объемность и умелое использование языковых средств;
-
коллективно-нормативное и одновременно индивидуальное интонирование висловлюваного устно;
- устоявшееся письменная
оформление мысли.
Источник языкового и
речевого богатства отдельной личности определяется ее общей эрудицией и
лингвистической подготовкой. Богатству, разнообразию речи надо учиться
на протяжении всей жизни. Обычно, большим количеством слов передается мысль и
большая по объему, и содержательней. Однако полнота и удачность сказанного
(написанного) зависят не только от количества слов, одним словом тоже можно
сказать много, недаром говорят, что выражаться надо так, чтобы мыслям было
просторно, а словам тесно.
Богатство языка и
речь имеет следующие составляющие: лексическое богатство (в значительной мере терминологическое),
фразеологическое, морфологическое и синтаксическое, фонетико - фонологічне, акцентное и
др. Завершающим проявлением потенциально-стилистического богатства языка является функциональное
языковое богатство отдельной личности, всего этноса. Такое богатство больше
сосредотачивается в лексике, в использовании каждого слова в том значении, которое
полностью соответствует коммуникативно-стилистической ориентированности высказывания,
найумотивованішому использованию всех групп слов и оборотов, структур предложений.
Особых знаний и внимания требует стилистически уместное пользование иноязычными
словами - терминами. Например, не следует в разговорно-бытовой речи сверх меры
прибегать к иноязычных лексем лингвистика вместо языкознание (наука о
язык), дифференциация вместо разделение (расчленение целого на части) и др.
Богатство сказанного или
написанного в значительной степени достигается и соблюдением требований стиля - с точки зрения лексико
- фразеологічного, морфолого-синтаксического и функционального. Нередко
случается, что руководящее лицо, выступая по радио или на собрании, обращается к
своих подчиненных на ты, общается с ними совсем по-домашнему, часто
предполагается трафаретов вроде по большому счету, дорогие друзья - даже
тогда, когда речь идет о непримиримых политических противников и т.д. Такими и
подобными языковыми средствами заметно зруйновується четкая стилистическая
направленность вещания. Это приводит к коммуникативно-стилистической дисгармонии
речи в его устной и особенно письменной формах.
Богатство разнотипных,
разностилевых высказываний наиболее полно достигается при условии, когда каждый из говорящих
придерживается всех коммуникативных средств вещания, заботится о его нормативность,
логичность, точность, образность и т.д.
Богатство языка
(лексическое, фразеологическое и др.) - основа основ искусства речи - высокий
эталон речи, образец, способ его проявления. Вещание должно характеризоваться
всеохватностью содержанию, логике и богатством средств выражения, изяществом
грамматической формы, образностью и естественной уместностью всех языковых элементов,
неоспоримым нравственностью и эстетикой высказываемых мыслей, чувств. Оно, по
словами И. Белодеда, «не терпит несдержанность и нарушение правил композиции,
розв'язаності, не интеллектуальности, дешевого украшения, "панибратства"
в виде ложной "доверчивости", вещание по-свойски, чрезмерной
эмоциональности, бахвальство, непогамовної игры формами и т. д.». Языковое
искусство создается целесообразной для каждого речевого акта
тональности - пафосом, доверчивостью, а при определенных ситуациях - логикой, точностью и
кодифікованістю (нормативностью) высказанного устно или письменно и т.д. Художественное
вещание - это его безупречность, высокий проявление, статус. В таком вещании
синтезируется все рационально в языке. Искусство речи является достоянием лиц
высокой общей, специальной и речевой культуры, знаний.
Язык, будучи системой и
структурой своеобразно организованных, только ей присущих знаков (разнотипных
языковых единиц), составляет своеобразно скомпонованную совершенную сохранность, удивительный
феномен, который, реализуясь в речи, становится всеохошноючим средством общения
людей.
Высокие признаки и проявления
культуры речи предполагают умение каждого говорящего компоновать свое вещание
(письменное и устное) согласно поставленной цели, ибо только так максимально
достигается искусство речи.