РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.8. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Вагоны и вагонное хозяйство
Грузовой вагон (от английского waggon - повозка) возник на угольной шахте.
Известно, что в России на Зміїногорському руднике в 1782-1784 гг. использовали
четырехколесные тележки, которые передвигались по лежневій дороге, а с 1810 г. - по
построенной там чугунной дороге. Название «вагон» закрепилось окончательно за
грузовым вагоном в 1838-1839 гг. Первые отечественные вагоны были построены в
1850-1854 гг. для Петербургско-Московской железной дороги на Александровском
заводе в Петербурге.
Грузовые вагоны различают по типам, грузоподъемностью, количеством осей.
Грузоподъемностью вагона называется наибольшая масса груза (нетто), которая может
перевозиться в данном вагоне. Тарой вагона считается его общая масса в
пустом состоянии. Общая масса тары и груза нетто, перевозимого в
вагоне, составляет массу вагона брутто.
Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов,
цистерн, изотермических и специального назначения.
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, требующих при
перевозки укрытие от дождя, солнца и снега (хлебные грузы, известь, цемент в
пакетах, различные ценные грузы и тому подобное). Парк крытых вагонов состоит в основном
из четырехосных вагонов грузоподъемностью 50-62 т.
Платформы (франц. plateforme, от plate - плоский и forme - форма) - вагоны без
кузова, которые используются для перевозки длинномерных и тяжеловесных
грузов. Платформы строят с невысокими откидными металлическими бортами,
приспособлениями для установки стоек. Выпускаются также
четырехосные платформы, оборудованные специальными устройствами для установки и
крепления контейнеров массой брутто 10, 20 и ЗО т.
Цистерна (от лат, cistema - водоем, хранилище) - это резервуар (котел)
цилиндрической формы, имеющий в верхней части люки для налива груза, а
также для очистки и ремонта котла. В цистернах перевозят жидкие грузы
(нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т.д.). Грузоподъемность цистерн в зависимости
от числа осей (четыре, шесть, восемь) составляет от 50 до 120 т.
Скоропортящиеся грузы (мясо, рыбу, масло, фрукты и т.д.) доставляют в
изотермических вагонах. Изотермический вагон - это холодильник на колесах. Чтобы
сохранить качество продуктов во время перевозки, внутри вагона поддерживается
стала температура. Простейшие вагоны для перевозки скоропортящихся продуктов -
это вагоны-ледники, в которых для охлаждения продуктов используют природный лед
(часто с добавлением соли, чтобы снизить температуру), сжиженные газы (например,
жидкий азот), сухой лед. К изотермическим относятся также вагоны - рефрижераторы,
оборудованы механической холодильной установкой и электрическим отоплением, а также
рефрижераторные секции из 5 или 12 чотиривісними вагонами грузоподъемностью
30-40 т каждый.
Вагоны специального назначения используются для грузов, требующих
особых условий перевозки:
•
транспортеры для перевозки громоздких и тяжеловесных машин и оборудования
(транспортеры - это багатовісні платформы с 12,16,20 и более осями,
грузоподъемностью 130, 180, 230 и 300 т);
•
вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, цемента, легковых
автомобилей;
•
вагоны, предназначенные для технических и бытовых нужд железных дорог;
•
вагоны-мастерские;
•
вагоны восстановительных и пожарных поездов;
•
думпкары;
•
хопперы.
Думпкар - вагон-самосвал, так можно перевести это слово с английского языка.
Такие вагоны очень удобны для перевозки сыпучих грузов - угля, песка,
щебня и т.д. Хотя эти вагоны и имеют название иностранного происхождения, строили их в
России задолго до появления думпкаров, например, в Америке. При прокладке железных дорог
балласт доставляли в полувагонах с опрокидывающимся кузовом.
Хоппер - вагон с откидным дном. Кузов такого вагона имеет особую форму: его
торцы скошены. Поэтому сыпучие грузы, которые перевозят в хоперах, разгружаются
через открытый люк днище кузова «самотеком».
В каждом вагоне независимо от назначения и конструкции являются такие общие
элементы:
•
ходовые части, воспринимающие массу вагона и обеспечивающие безопасное и плавное
его движение. К ним относятся: колесные пары (рис. 5.4), буксы с подшипниками
(скольжения) или - роликовые (качения) и рессорное подвешивание. В четырехосных и
многоосных вагонах все эти части объединены в тележки;
•
рама вагона, воспринимающая массу кузова и груза, находящегося в нем, и
передает на ходовые части вертикальные и горизонтальные усилия, действующие на
вагон. К раме крепятся ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование;
•
кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;
•
ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов между собой и с
локомотивом и смягчения розтягувальних и сжимающих усилий, передаваемых от
локомотива и от одного вагона другому. К ним относятся автосцепку, винтовая
сцепка и буферы;
•
тормоза и тормозное оборудование, что обеспечивает уменьшение скорости движения или
остановку поезда. Торможение происходит за счет нажатия
тормозных колодок на колеса, в следствие чего между ними возникает трение, что
замедляет скорость вращения колес.
Различают полное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной
магистрали и действия тормозов всех вагонов и сокращенное, когда состояние тормозной
магистрали проверяется на действия тормоза хвостового вагона.
На части вагонов, кроме автоматических, устанавливаются также ручные тормоза. Они
применяются как вспомогательное средство для удержания поезда на месте при
відчепленні локомотива, а также как резервные средства торможения в случае
порча автоматических тормозов.
Парк пассажирских вагонов состоит в основном из четырехосных
цельнометаллических вагонов, оборудованных дополнительно устройствами отопления,
вентиляции, электрического освещения и т.д.