РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.8. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Тепловозы
Тепловоз - автономный локомотив с энергетической установкой - дизель-генератором.
Через передачу (электрическую, механическую или гидравлическую) усилия от двигателя, что
работает на дизельном топливе, передаются на колесные пары. Тепловоз имеет также
екіпажну часть (конечно тележечный типа) и вспомогательное оборудование
(холодильник для охлаждения двигателя, компрессор для работы автоматических тормозов
и другие устройства). В передней части тепловозов, используемых в
грузовом и пассажирском движении, размещается кабина машиниста с пультом
управления.
Наиболее эффективной является электрическая передача. Принципиальная схема работы тепловоза с
электрической передачей такая. Коленчатый вал дизеля вращает якорь тягового
генератора; генератор вырабатывает постоянный электрический ток, который поступает в
тяговые электродвигатели. Вращения их якорей с помощью тяговых редукторов
передается колесным парам, что заставляет их двигаться.
Механическая передача подобна автомобильной: она состоит из шестеренної
коробки скоростей, реверсивного устройства и муфты сцепления.
Принцип работы гидравлической передачи заключается в использовании кинетической энергии
жидкости, то есть передача энергии осуществляется за счет динамического напора
рабочей жидкости. Основными элементами гидравлической передачи являются центробежные насосы,
соединены с валом двигателя, и гидравлическая турбина работает за счет энергии
струи жидкости, нагнетаемой насосом.
Газотурбовоз - локомотив с газотурбинным двигателем. Такой двигатель был построен
в России в 1890 г. по проекту инженера П.Д. Кузьминского. В нашей стране
газотурбовози были в эксплуатации с 1965 г.
Дизельным поездом называется постоянно сформированный поезд с одним или двумя
моторными вагонами и дизельной силовой установкой. Дизельные поезда в основном
бывают серии ДР1 и ДР2.
Автомотриса (франц. automotrice - саморушна) есть саморушним вагоном с двигателем
внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, который предназначен для
пассажирских или почтовых перевозок. Передача - механическая, электрическая или
гидравлическая.
Мотовозом называется локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой
мощности, предназначен для маневровой работы на железнодорожных станциях и
подъездных путях промышленных предприятий.